Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:27, курсовая работа
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в нашей стране, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело к децентрализации государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне бюджета и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхования, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы функционирования внебюджетных фондов…………...6
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, их состав и классификация…………………………………………………………………….…6
1.2 История возникновения внебюджетных фондов………………………………9
1.3 Роль внебюджетных фондов в реализации социальных функций государства………………………………………………………………………….12
2 Анализ современного состояния социальных внебюджетных фондов……….15
2.1 Оценка современного состояния Пенсионного фонда РФ…………………..15
2.2 Фонд обязательного медицинского страхования: итоги и проблемы его развития……………………………………………………………………………..19
2.3 Анализ показателей деятельности Фонда социального страхования……….23
3 Пути совершенствования деятельности социальных внебюджетных фондов……………………………………………………………………………….27
3.1 Методы обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………27
3.2 Пути совершенствования деятельности Фонда обязательного медицинского страхования…………………………………………………………………………30
3.3 Перспективы повышения эффективности деятельности Фонда социального страхования…………………………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………...38
С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации [29].
Медицинское страхование в России начало свое существование еще в 1894 году. В этом году было издано положение о Земских учреждениях, на которые была возложена обязанность попечения о народном здоровье. До этого времени врачебная помощь существовала только исключительно в городах. Крестьяне видели врачей крайне редко лишь при рекрутских наборах или при выездах на вскрытие. Позже регулярно стали проводиться съезды земских врачей. Первый съезд такого рода был проведен в Твери, затем в Самаре и Рязани (1872 год). С течением времени забота врачей о здоровье населения стала выходить на первый план. В 1912-1914 гг. начали создавать больничные кассы, которые представляли собой систему медицинских мероприятий, направленных на предупреждение и лечение заболеваний. За 1912 год в качестве опыта удалось открыть приблизительно 8 больничных касс в Санкт-Петербурге. Это были своего рода первые территориальные фонды медицинского страхования.
С целью стабилизации
и улучшения положения в
Отечественное здравоохранение в настоящее время находится в тяжелом положении. Старая система здравоохранения уже не может обеспечить граждан доступной, бесплатной, квалифицированной медицинской помощью. Такое положение еще больше усугубляется кризисными явлениями в экономике страны.
1.3 Роль внебюджетных фондов в реализации социальных функций государства
Для удовлетворения общественных
потребностей требуется нести соответствующи
Внебюджетные фонды являются воплощением социальной политики государства, приобретающей в условиях кризисного развития особое значение. Прежде всего, это связано с тем, что за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов создаются условия для реализации первоочередных потребностей неработающего населения – детей, пенсионеров, инвалидов – и выравнивается воспроизводство рабочей силы. Эти фонды являются специфическим перераспределительным механизмом в финансовой системе РФ, при помощи которого распределяются средства независимо от величины трудового вклада. Выплаты из них осуществляются в основном на бесплатной основе либо на льготных условиях. Через функции, выполняемые этими фондами, государство осуществляет экономическую и социальную политику в части формирования и выравнивания доходов и потребления населения, то есть эти фонды служат механизмом стабилизации общественного развития. Меры, направленные на выравнивание дифференциации в доходах различных групп населения, повышение уровня его жизни, социальные гарантии и обеспечение, социальная защита носят в основном целенаправленный характер. Можно считать, что социальная политика РФ служит выполнению задач стабилизации жизненного уровня населения, решает вопросы социальных гарантий посредством внедрения в рыночные отношения дифференциации социальной защиты населения, осуществляет сглаживание негативных последствий становления рынка через перераспределительные отношения.
Эффективность страховых взносов должна обеспечиваться комплексностью и простотой восприятия плательщиками механизма их взимания. Комплексность служит углублению основ суверенитета РФ путем введения системы социальной защиты граждан. Условия перехода к рыночным отношениям изменили методы воздействия на решение социальных проблем общества. Как известно, оплата труда является одним из основных источников доходов работающего населения. Однако в период реформирования рыночной экономики возникают противоречия, связанные с процессами инфляции, разбалансированности экономики, несвоевременностью выплаты заработной платы, ее низким уровнем, особенно в отраслях образования, культуры, здравоохранения, науки. Государственные социальные внебюджетные фонды способствуют смягчению негативных явлений рыночных отношений.
Экономическая нестабильность является барьером финансовых возможностей поддержания доли расходов государства на социальные нужды населения. Кроме того, переход экономики к рыночной модели хозяйствования вызывает необходимость выделения значительных денежных средств на осуществление мер по социальной защите, которые в условиях плановой экономики не требовались. В условиях рынка в связи с безработицей, например, необходимо выплачивать дотации малообеспеченным семьям на воспитание детей, осуществлять переквалификацию специалистов в связи с остановкой производства [23, c 375-379].
Роль институтов социальной защиты как специальных целевых отраслей социального страхования и социальной помощи актуальна и прогрессивна. При этом одной из важнейших задач социально ориентированной экономики является достижение благосостояния человека, которое характеризуется уровнем потребления по минимальному значению, или среднему значению, так и уровню дифференциации, то есть разрыву между богатыми и бедными слоями населения.
В этих условиях достаточно острым является вопрос о доходах, формируемых на основе распределения по труду и предоставляемых через общественные фонды потребления. Соотношение темпов роста оплаты труда и динамики показателей выплат из государственных социальных внебюджетных фондов взаимозависимы. Пропорциональность, поддерживаемая государством в сфере распределительных отношений, отражает доходы населения. Выполняя функции распределения, внебюджетные фонды являются одним из важнейших дополнительных источников доходов населения.
Система социального страхования, осуществляемая посредством государственного регулирования, обеспечивается деятельностью каждого из государственных социальных внебюджетных фондов. Система социальной защиты и социального страхования широко используются практически во всех развитых странах [17].
Механизм формирования внебюджетных фондов, предусматривающий получение доходов от относительно надежной облагаемой базы – фонда оплаты труда, объективно способствует обеспечению привлечения необходимых финансовых ресурсов в фонды. Такой механизм особенно эффективен в период нестабильной экономики, высокой инфляции, при большом бюджетном дефиците, поскольку и в неблагоприятных экономических условиях позволяет мобилизовать необходимые средства для решения важных социальных проблем.
2 Анализ современного состояния социальных внебюджетных фондов
2.1 Оценка современного состояния Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд РФ (ПФР) - это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета.
Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения [3].
Основными задачами пенсионного фонда являются:
В качестве системы управления
финансами пенсионного
Анализируя современное состояние ПФР, следует отметить, что бюджет Фонда за 2007-2009 годы утвержден с профицитом в размере 160,3 млрд. руб. в 2007 году; 372, млрд. руб. в 2008 году и 213,9 млрд. руб. в 2009 году. На рисунке 1 представлена динамика доходов и расходов ПФР за 2007-2009 годы [5,11,13].
Рисунок 1 – Динамика доходов и расходов Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007-2009 год (млрд. руб.)
В таблице 1 рассмотрена структура доходов бюджета ПФР за 2007-2009 годы [5,11,13]. Общий объем доходов в 2009 году вырос на 65,5% по сравнению с 2007 годом. Наибольшую часть доходов бюджета ПФР в 2007 году составляли Налоги и взносы на социальные нужды, а с 2008 года – безвозмездные поступления от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, которые в 2009 году увеличились в 2 раза по сравнению с 2007 годом. Также произошло увеличение доходов от оказания платных услуг и компенсации государства почти в 6,5 раз.
Таблица 1 – Структура доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007-2009 годы
Статьи доходов |
за 2007г., млрд. руб |
Уд. вес, % |
за 2008г., млрд. руб |
Уд. вес, % |
за 2009г., млрд. руб |
Уд. вес, % |
Темп роста в 2009 г. к 2007 г., % |
Налоги и взносы на социальные нужды |
1011,6 |
52,0 |
1248,5 |
45,7 |
1266,6 |
39,3 |
125,2 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
2,5 |
0,1 |
2,0 |
0,1 |
2,4 |
0,1 |
96,0 |
Доходы от оказания платных платных услуг и компенсации государства |
0,3 |
0,0 |
0,5 |
0,0 |
2,0 |
0,1 |
666,7 |
Безвозмездные поступления
от других бюджетов |
919,9 |
47,3 |
1459,0 |
53,4 |
1946,9 |
60,4 |
211,6 |
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций |
0,7 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,2 |
0,0 |
28,6 |
Всего доходов |
1946,8 |
100,0 |
2730,1 |
100,0 |
3222,6 |
100,0 |
165,5 |
В таблице 2 проанализирована расходная часть бюджета ПФР за 2007-2009 годы [5,11,13]. Расходы данного фонда в 2007 году в сумме 1786,45 млрд. руб., в 2008 году 2357,79 млрд. руб., в 2009 году 3008,65 млрд. руб. или 168,42% к 2007 году. Большая часть средств ПФР расходуется на социальную политику, включающую пенсионное обеспечение, прикладные научные исследования в области социальной политики и другие вопросы в области социальной политики.
Таблица 2 – Структура расходов
бюджета Пенсионного фонда
Статьи расходов |
за 2007г., млрд.руб. |
Уд. вес, % |
за 2008г., млрд. руб. |
Уд. вес, % |
за 2009г., млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Темп роста в 2009 г. к 2007г., % |
Общегосударственные вопросы |
0,01 |
0,0006 |
0,05 |
0,002 |
0,06 |
0,002 |
600,00 |
Образование |
0,05 |
0,0028 |
0,06 |
0,003 |
0,06 |
0,002 |
120,00 |
Социальная политика |
1786,33 |
99,99 |
2356,69 |
99,95 |
3007,37 |
99,96 |
168,35 |
Межбюджетные трансферты |
0,05 |
0,0028 |
1,04 |
0,04 |
1,22 |
0,04 |
2440,00 |
Всего расходов |
1786,45 |
100,00 |
2357,79 |
100,00 |
3008,65 |
100,00 |
168,42 |
Рисунок 2 –Динамика плановых расходов и доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010-2012 году (млрд. руб.)
Динамика плановых расходов и доходов ПФР в 2010-2012 году представлена на рисунке 2 [10]. Согласно Федеральному закону от 30.11. 2009 года N 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» бюджет ПФР будет профицитным.
2.2 Фонд обязательного медицинского страхования: итоги и проблемы его развития
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) – один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Он является правовой, экономической и организационной основой медицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
Информация о работе Особенности состояния внебюджетных фондов