Особенности состояния внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в нашей стране, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело к децентрализации государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне бюджета и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхования, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы функционирования внебюджетных фондов…………...6
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, их состав и классификация…………………………………………………………………….…6
1.2 История возникновения внебюджетных фондов………………………………9
1.3 Роль внебюджетных фондов в реализации социальных функций государства………………………………………………………………………….12
2 Анализ современного состояния социальных внебюджетных фондов……….15
2.1 Оценка современного состояния Пенсионного фонда РФ…………………..15
2.2 Фонд обязательного медицинского страхования: итоги и проблемы его развития……………………………………………………………………………..19
2.3 Анализ показателей деятельности Фонда социального страхования……….23
3 Пути совершенствования деятельности социальных внебюджетных фондов……………………………………………………………………………….27
3.1 Методы обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………27
3.2 Пути совершенствования деятельности Фонда обязательного медицинского страхования…………………………………………………………………………30
3.3 Перспективы повышения эффективности деятельности Фонда социального страхования…………………………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

Moya_Kursovaya_osobennosti_sots_vnebyudzh_fondov_fi.doc

— 373.50 Кб (Скачать документ)

Рисунок 6 – Динамика плановых доходов и расходов Фонда  социального страхования в 2010-2012 году (млн. руб.)

 

Динамика плановых доходов и расходов ФСС РФ представлена на рисунке 6. Согласно Федеральному закону от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" деятельность фонда будет направлена избавление такой негативной тенденции, как превышение расходов над доходами [8].

В то же время существующая в России система социального  страхования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается  отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.

 

3 Пути совершенствования деятельности  социальных внебюджетных фондов

 

3.1 Методы обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ

 

 

Пенсионная система  при сохранении действующих норм по формированию ее доходной части  будет усиливать социальное неравенство  по уровню и качеству жизни между  работающим и нетрудоспособным населением, что существенным образом снижает мотивацию уплаты страховых взносов как основу для уровня пенсионного обеспечения в будущем. Указанные проблемы отражают противоречие между проводимой политикой по укреплению страховых принципов в системе обязательного пенсионного страхования (прежде всего - эквивалентности страхового обеспечения уплаченным страховым взносам), с одной стороны, и налоговой - с другой стороны, когда основные усилия государства сосредоточены на снижении налоговой нагрузки на работодателя в целях обеспечения высокого экономического роста.

Целью совершенствования  пенсионной системы является повышение  уровня пенсионного обеспечения  населения на основе создания условий, обеспечивающих достойную жизнь  нетрудоспособных граждан, равные права  застрахованных лиц и равные возможности для их реализации, а также на основе поощрения дополнительных форм пенсионного обеспечения [18].

В ПФР в 2009 году и в  плановом периоде 2010-2011 годов в целях  реализации федеральных законов от 30.04.2008 года № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и от 30.04.2008 года № 56-ФЗ приняты меры по организации системы софинансирования пенсионных накоплений с использованием средств Фонда национального благосостояния. Намечается обеспечить ведение специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовых пенсий [4].

Бюджетным посланием  от 23 июня 2008 года предусматривается  повышение качества управления государственной собственностью [16]. В период с 2009 по 2011 год на капитальное строительство зданий и сооружений Пенсионного фонда, которые в дальнейшем будут являться федеральной собственностью, Законопроектом предусмотрено выделить 6500,0 млн. рублей. Фонд, создавая федеральное имущество, уплачивает из собственных доходов налоги за пользование этим имуществом. Действующее законодательство Российской Федерации не осуществляет финансирование расходов Пенсионного фонда на капитальное строительство за счет средств федерального бюджета с составлением инвестиционного проекта в целях реализации его в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, а также выделение средств федерального бюджета Фонду на уплату налога за пользование федеральным имуществом.

В Бюджетном послании от 23 июня 2008 года указано, что следует  предусмотреть бюджетные ассигнования на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами 1 группы, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами. Законопроектом на указанные цели с 2009 по 2011 год предусмотрено ежегодное ассигнование средств в размере 12964000,0 тыс. рублей. Данные расходы установлены из расчета выплаты указанной компенсации 809,85 тыс. человек ежегодно. Однако в связи с увеличением размера пособия со 120 до 1200 рублей с 2006 по 2008 год и предоставлением возможности установления 1 неработающему трудоспособному лицу компенсационных выплат в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним можно ожидать существенного увеличения численности лиц, обратившихся за данным пособием, и недостаточности средств федерального бюджета на вышеназванные цели. Так, по состоянию на 1 января 2007 года численность лиц, нуждавшихся в постоянном уходе, составляла 5,5 млн. человек, в том числе инвалиды 3 степени - 1,9 млн. человек, дети-инвалиды до 18 лет - 0,6 млн. человек, лица в возрасте 80 лет и старше - 3,0 млн. человека. Количество назначенных пособий за период с января 2007 года по июль 2008 года возросло в 1,9 раза (с 338,61 до 636,66 тыс. человек). Рост получателей пособия за период с июля 2008 года до конца планового периода предусмотрен всего в 1,27 раза [20]. В Послании Президента Российской Федерации отмечено, что с учетом позитивно складывающейся динамики рождаемости следует ожидать увеличения потребности в средствах материнского капитала.

 

 

 

3.2 Пути совершенствования деятельности фонда обязательного медицинского страхования

 

 

Актуальнейшей проблемой  этого направления является лицензирование и аккредитация медицинских учреждений. Лицензионная деятельность регулируется рядом основополагающих директивных документов: Законами РФ: «О медицинском страховании граждан», «О стандартизации», «О защите прав потребителей», и т.д., предусматривающих организацию и порядок работы соответствующих комиссий, а также процедур проведения сертификации (аккредитации) лицензионной деятельности. Сейчас проходит согласование проекта Закона РФ «О лицензировании». Минздравмедпромом России подготовлен проект «Положения по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности». Кроме того, готовится целый ряд нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц. Еще одна острая проблема – это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. В настоящее время еще нет отработанной системы получения объективной и достоверной информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Механизм формирования доходов системы ОМС, учета платежей и контроля деятельности системы ОМС нуждается в серьезном организационном и методологическом совершенствовании.

Такое положение свидетельствует  о настоятельной необходимости  введения системного анализа финансовой деятельности фондов ОМС. Функции государственных  органов контроля за формированием  доходов фондов и правильным их использованием законодательно оказались должным образом не определены.

Кроме того, в условиях бюджетного дефицита, спада производства и крайне низкого тарифного страхового взноса внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей. Она потребляет значительную часть средств на свою инфраструктуру.

Таким образом, в настоящее  время необходимо провести модернизацию ОМС, сконцентрировав основные усилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, а также  создать условия и предпосылки  реформирования здравоохранения.

Целью модернизации ОМС является обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

  • обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам.
  • обеспечение эффективных механизмов целевого и рационального использования средств всеми субъектами системы ОМС.
  • устранение недостатков, накопившихся в системе за период ее существования.
  • гармонизация правовых и организационно-экономических механизмов взаимодействия обязательного медицинского страхования, здравоохранения и граждан.

Поэтому необходимо:

  • исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным.
  • утверждение программы гарантированной бесплатной медицинской помощи населению, в том числе и Базовой программы ОМС, а также Федеральных стандартов медицинской помощи.
  • в связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях - 10-20%, целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС.
  • разработать совместно с Федеральным фондом ОМС, фармацевтическими предприятиями и организациями механизм лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения РФ с целью осуществления государственного регулирования цен на медикаменты и изделия медицинского назначения, с учетом доступности лекарственной помощи для населения и защиты отечественных товаропроизводителей.

Утвердить:

  • программу поэтапной реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ» с определением порядка, условий, сроков, критериев готовности перехода субъектов РФ на ОМС.
  • нормативно-методические документы по переходу и оценке результатов работы органов и учреждений здравоохранения в системе ОМС, по разграничению полномочий, функций и ответственности субъектов медицинского страхования.
  • систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страхования.
  • рекомендации по формированию дифференцированной заработной платы работников здравоохранения в зависимости от объемов и качества труда [28].

Таким образом, проводимая сегодня в России реформа здравоохранения, введение ОМС предполагает структурную, инвестиционную, кадровую перестройку  отрасли, направленную на повышение  экономической и клинической  эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.

 

 

3.3 Перспективы повышения эффективности деятельности фонда социального страхования

 

 

Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает сегодня более широко использовать такие рыночные механизмы, как система  бонусов (скидок к тарифу) и надбавок для страхователей в зависимости  от уровня производственного травматизма  и профзаболеваемости на каждом конкретном предприятии. Согласно этой точке зрения, необходимо, чтобы те предприятия, которые не обеспечивают хороших условий труда, низкого травматизма и низкой заболеваемости, платили больше. А те предприятия, которые, наоборот, обеспечивают более благоприятные условия, платили меньше. Речь идет о том, чтобы максимально привязать социальные страховые выплаты, страховой тариф к реальной ситуации на конкретном предприятии. В рамках действующей системы Фонда социального страхования РФ такой привязки добиться сегодня очень сложно, поэтому предлагается перейти к смешанной системе социального страхования и более активно привлекать в систему социального страхования негосударственных страховщиков (акционерных страховых компаний).

Страхованием, которое предполагает решение многих технических вопросов, должны заниматься профессиональные страховщики, которые дойдут до каждого предприятия, посчитают конкретный риск, возьмут конкретные суммы страховых взносов на этот риск. При этом должны быть более широко использованы актуарные расчеты при определении тарифов страховых взносов.

Уплата страховых взносов  в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным Федеральным  законом "О страховых тарифах  на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств. Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального  страхования не допускается и  влечет за собой ответственность  должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].

Уплата страховых взносов  осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых  взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" [7] и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и  порядок индексации страхового обеспечения  устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального  страхования денежных средств для  обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию [2].

Информация о работе Особенности состояния внебюджетных фондов