Особенности состояния внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в нашей стране, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело к децентрализации государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне бюджета и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхования, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы функционирования внебюджетных фондов…………...6
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, их состав и классификация…………………………………………………………………….…6
1.2 История возникновения внебюджетных фондов………………………………9
1.3 Роль внебюджетных фондов в реализации социальных функций государства………………………………………………………………………….12
2 Анализ современного состояния социальных внебюджетных фондов……….15
2.1 Оценка современного состояния Пенсионного фонда РФ…………………..15
2.2 Фонд обязательного медицинского страхования: итоги и проблемы его развития……………………………………………………………………………..19
2.3 Анализ показателей деятельности Фонда социального страхования……….23
3 Пути совершенствования деятельности социальных внебюджетных фондов……………………………………………………………………………….27
3.1 Методы обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………27
3.2 Пути совершенствования деятельности Фонда обязательного медицинского страхования…………………………………………………………………………30
3.3 Перспективы повышения эффективности деятельности Фонда социального страхования…………………………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

Moya_Kursovaya_osobennosti_sots_vnebyudzh_fondov_fi.doc

— 373.50 Кб (Скачать документ)

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования [15].

Анализируя финансовую деятельность ФФОМС, следует отметить, что за 2007-2009 годы бюджет утвержден с дефицитом, который составляет 359,72 млн. руб. в 2007 году, 6085,17 млн. руб. в 2008 году и 3475,02 млн. руб. в 2009 году. Динамика доходов и расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2007-2009 годы представлена на рисунке 3 [6,12,14].

Рисунок 3 – Динамика доходов и расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2007-2009 годы (млн. руб.)

 

В таблице 3 рассмотрена  структура доходов бюджета ФФОМС  за 2007-2009 годы [6,12,14] . Общий объем доходов фонда в 2009 году сократился на 20% по сравнению с 2007 годом. Наибольшую часть доходов бюджета ФФОМС в 2007 году составляли безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ (54,4% от общей суммы доходов), а с 2008 года – налоги и взносы на социальные нужды (54,3% и 70,2% в 2008 и 2009 году соответственно). Наблюдается увеличение налога на совокупный доход на 26,6% в 2009 году по сравнению с 2007 годом.

Таблица 3 – Структура  доходов бюджета Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  за 2007-2009 годы

Статьи доходов

за 2007 г., млн. руб.

Уд. вес, %

за 2008 г., млн. руб.

Уд. вес, %

за 2009 г., млн. руб.

Уд. вес, %

Темп роста в 2009 г. к 2007 г., %

Налоги и взносы на социальные нужды

71016,56

45,00

88273,68

54,28

88832,14

70,19

125,09

Налоги на совокупный доход

772,19

0,49

1005,45

0,62

977,56

0,77

126,60

Задолженность и перерасчеты по налогам, сборам и иным обязательным платежам

20,27

0,01

14,33

0,01

15,26

0,01

75,28

Безвозмездные поступления  от других бюджетов бюджетной системы  РФ

85847,29

54,40

73175,01

45,00

37896,3

29,94

44,14

Всего доходов

157817,14

100,00

162620,88

100,00

126562,4

100,00

80,20


Таблица 4 – Структура  расходов Федерального фонда обязательного  медицинского страхования за 2007-2009 годы

Статьи расходов

за 2007 г., млн. руб.

Уд. вес, %

за 2008 г., млн. руб.

Уд. вес, %

за 2009 г., млн. руб.

Уд. вес, %

Темп роста в 2009 г. к 2007 г., %

Общегосударственные вопросы

142,66

0,09

755,51

0,45

567,64

0,44

397,90

Образование

7,72

0,005

11,14

0,01

12,32

0,01

159,59

Культура, кинематография и СМИ

7,57

0,005

9,61

0,01

10,78

0,01

142,40

Здравоохранение и спорт

158018,90

99,9

10,49

0,01

15,43

0,01

0,01

Межбюджетные трансферты

167919,28

99,53

129431,19

99,53

Всего расходов

158176,86

100

168706,05

100

130037,38

100

82,21


 

В таблице 4 проанализирована расходная часть бюджета ФФОМС  за 2007-2009 годы [6,12,14]. Расходы данного фонда предусмотрены в 2007 году в сумме 158176,86 млн. руб., в 2008 году 168706,05 млн. руб., в 2009 году 130037,38 млн. руб. или 82,21% к уровню 2007 года. В 2009 году по сравнению с 2007 годом произошло увеличение следующих видов расходов: общегосударственные вопросы – в 4 раза; образование – в 1,5 раза; культура, кинематография и СМИ на 42%. В 2008 году появляется новая статья расходов – межбюджетные трансферты. В 2008-2009 году они занимают наибольший удельный вес расходной части ФФОМС.

Рисунок 4 – Динамика плановых доходов и расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2010-2012 году (млн. руб.)

 

Динамика  плановых доходов и  расходов ФФОМС в 2010-2012 году представлена на рисунке 4. Согласно Федеральному закону от 28.11. 2009 года N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» доходы и расходы ФФОМС будут равными [9].

Одна из наиболее острых проблем, требующих решения сегодня является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона об ОМС. Сегодня тариф страхового взноса в ФФОМС- 3,1% и 2% - в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, итого 5,1% от фонда оплаты труда - не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, которое составляет всего 41,1%, а большая часть, около 86 млн. человек (60%), это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждаются в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее населения особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования отрасли «Здравоохранение». При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально значимые виды медицинской помощи.

 

 

 

2.3 Анализ показателей деятельности фонда социального страхования

 

 

Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС РФ) является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона [29].

Финансовая устойчивость системы базируется на грамотном  перераспределении средств между  региональными фондами социального  страхования. Среди приоритетных задач  ФСС РФ и его региональных отделений  – разработка и реализация государственных программ по укреплению здоровья россиян и совершенствованию всей системы социального страхования; вопросы безопасных условий труда и охраны здоровья трудящихся [26].

Анализируя финансовую деятельность ФСС РФ, следует отметить, что в последние годы были приняты важнейшие решения в отношении социального страхования как экономической системы – в частности были снижены тарифы на обязательное социальное страхование, введена регрессивная шкала по единому социальному налогу.

Вместе с тем, снижение ставки единого социального налога имело  определенные негативные стороны. В современных условиях это усугубило несбалансированность финансовой системы внебюджетных фондов. Если проанализировать динамику доходов и расходов ФСС за последние годы, то можно отметить появление в 2007 г. такой негативной тенденции, как превышение расходов над доходами (Рисунок 5). Снижение поступлений в ФСС в связи с введением регрессивной шкалы по взиманию страховых взносов с заработной платы резко ограничило возможности фонда по выполнению возложенных на него функций [29].

 

Рисунок 5 – Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 2003 по 2009 гг. (млрд. руб.)

 

В таблице 5 рассмотрена структура доходов бюджета ФСС РФ за 2007-2009 годы [29].

Таблица 5 – Структура доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2007-2009 годы

Статьи доходов

за 2007 г., млрд. руб

Уд. вес, %

за 2008 г., млрд. руб

Уд. вес, %

за 2009 г., млрд. руб

Уд. вес, %

Темп роста в 2009 г. к 2007 г., %

Доходы по обязательному  социальному страхованию

190,1

65,0

233,8

64,0

233,7

53,0

122,9

Доходы по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

48,5

16,0

60,2

17,0

58,3

13,0

120,2

Средства федерального бюджета на реализацию государственных функций

41,7

14,0

49,8

14,0

60,3

14,0

144,6

Средства ФФОМС на реализацию государственных функций

15,1

5,0

16,7

5,0

17,0

4,0

112,6

Средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета  ФСС РФ

70,7

16,0

Всего доходов

295,4

100,0

360,5

100,0

440,0

100,0

149,0


 

В таблице 6 проанализирована расходная часть бюджета ФСС РФ за 2007-2009 годы [29]. Расходы данного фонда предусмотрены в 2007 году в сумме 180,2 млрд. рублей, в 2008 году в сумме 237,5 млрд. рублей, в 2009 году 287,3 млрд. рублей или 159% к уровню 2007 года, включая расходы по следующим видам: пособия по временной нетрудоспособности – в 2007 году 104,6 млрд. рублей, в 2008 году 132,1 млрд. рублей, в 2009 году 149 млрд. рублей или 142,5% к 2007 году; пособия по беременности и родам – в 2007 году 29,5 млрд. рублей, в 2008 году 44,4 млрд. рублей, в 2009 году 57, 3 млрд. рублей или 194,2% к 2007 году; единовременные пособия при рождении ребенка – в 2007 году 12,6 млрд. рублей, в 2008 году 14,5 млрд. рублей, в 2009 году 17,2 млрд. рублей или 190,5% к 2007 году; ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижении им 1,5 лет – в 2007 году 32,7 млрд. рублей, в 2008 году 45,6 млрд. рублей, в 2009 году 62,3 млрд. рублей или 175% к 2007 году.

Таблица 6 – Структура расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию за 2007-2009 годы

Статьи расходов

за 2007 г., млрд. руб

Уд. вес, %

за 2008 г., млрд. руб

Уд. вес, %

за 2009 г.,

млрд. руб

Уд. вес, %

Темп роста в 2009 г. к 2007 г., %

Пособия по временной  нетрудоспособности

104,6

59

132,1

56

149,1

52

142,5

Пособия по беременности и родам

29,5

16

44,4

19

57,3

20

194,2

Единовременные пособия  при рождении ребенка

12,6

7

14,5

6

17,2

6

136,5

Ежемесячные пособия  по уходу за ребенком до достижении им 1,5 лет

32,7

18

45,6

19

62,3

22

190,5

Другие социальные пособия  за счет средст ФСС РФ

0,8

0,4

0,9

0,4

1,4

0,5

175,0

Всего расходов

180,2

100

237,5

100

287,3

100

159,4


 

Расходы Курского отделения  ФСС на выплату гарантированных  государством пособий за 2009 года составили 1,09 млрд. руб., в том числе на выплату пособий по временной нетрудоспособности 574 млн. руб. Расходы на выплату пособий по материнству и детству составили 514 млн. руб. На пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет для неработающих граждан региональным отделением перечислено органам социальной защиты населения 200,5 млн. рублей, в том числе 19,3 млн. рублей для родителей, проживающих в зоне, пострадавшей от воздействия аварии на Чернобыльской АЭС.

Особая гордость курского фонда – первичная реабилитация пострадавших на производстве в результате тяжелых несчастных случаев. Она позволяет предотвратить выход на инвалидность каждого четвертого и значительно снизить степень утраты трудоспособности остальных пострадавших. Если в 2007 году реабилитированы 65 человек – на 1,1 млн. руб., то за 2009 г. – уже 74 человека – на 2,9 млн. руб. [25].

Информация о работе Особенности состояния внебюджетных фондов