Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:59, реферат
Уральский банк Сбербанка России предлагает широкий спектр услуг корпоративным клиентам: комплексное банковское обслуживание юридических лиц (в рублях и иностранной валюте); кредитование; финансирование инвестиционных проектов и экспортно-импортных операций; реализация "зарплатных" проектов; обслуживание участников внешнеэкономической деятельности; операции с драгоценными металлами; операции с ценными бумагами; инкассация, доставка денежной наличности и других ценностей; услуги Негосударственного Пенсионного Фонда Сбербанка России.
1. ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................................. 3
2. ПОЛОЖЕНИЕ СБЕРБАНКА НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ ........................................................ 4
3. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ........................................................................................... 6
4. АНАЛИЗ АКТИВОВ И ПАССИВОВ ........................................................................................... 8
5. КОРПОРАТИВНЫЙ БИЗНЕС ................................................................................................. 10
Кредитование корпоративных клиентов ......................................................................... 10
Привлечение средств корпоративных клиентов ............................................................. 13
Услуги корпоративным клиентам ..................................................................................... 13
6. РОЗНИЧНЫЙ БИЗНЕС .......................................................................................................... 16
Кредитование частных клиентов ..................................................................................... 16
Привлечение средств частных клиентов ......................................................................... 20
Услуги частным клиентам ................................................................................................. 21
Организация розничного обслуживания и продаж .......................................................... 24
7. ОПЕРАЦИИ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ ............................................................................ 25
Операции на денежном рынке и рынке наличной валюты ............................................. 25
Заимствования на международных рынках капитала ................................................... 25
Операции с ценными бумагами .......................................................................................... 26
8. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ..................................................................................................... 29
Кредитный риск .................................................................................................................. 29
Риск ликвидности ................................................................................................................ 32
Рыночный риск .................................................................................................................... 34
Операционный риск ............................................................................................................. 35
Другие виды риска ............................................................................................................... 36
9. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ........................................................................................ 38
Организационная структура ............................................................................................. 38
Вознаграждение лиц, входящих в состав органов управления Банка ............................ 50
Крупные сделки .................................................................................................................... 51
Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность ..................................... 52
Акционерный капитал ......................................................................................................... 58
Отчет о выплате объявленных и начисленных дивидендов ........................................... 59
Соблюдение Кодекса корпоративного поведения ............................................................ 60
10. ФИЛИАЛЬНАЯ СЕТЬ ............................................................................................................ 62
Филиальная сеть на территории Российской Федерации ............................................. 62
Развитие банковской сети и дочерних банков за рубежом ........................................... 63
11. ПЕРСОНАЛ ........................................................................................................................... 67
12. ОПТИМИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ ПРОЦЕССОВ ...................................................................... 68
13. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ БАНКА .......................................................................................... 69
14. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ БАНКОМ ........................................... 71
15. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ .................................................................................................. 72
* Центр сопровождения клиентских операций
Долгосрочное развитие кадрового резерва является важным аспектом успешной реа-
лизации стратегии Банка. В целях оценки кадрового потенциала в 2010 году в Банке со-
здана целостная система оценки сотрудников разных уровней, их профессиональных и
личностных компетенций, а также критериев продвижения по карьерной лестнице. В 2010
году оценку управленческих навыков по новой технологии прошли руководители цен-
трального аппарата, Председатели, заместители Председателей территориальных банков,
управляющие головными отделениями, руководители офисов обслуживания. По результа-
там оценки выделены группы наиболее перспективных руководителей, сформированы
планы преемственности на ключевые должности, выделены группы оперативного и стра-
тегического резерва, для которых разработаны индивидуальные планы развития.
В Сбербанке действует корпоративная система обучения, цель которой – обеспе-
чить системное развитие сотрудников по ключевым компетенциям, сформировать навыки,
необходимые для повышения эффективности на текущей позиции, создать ресурс знаний
для кадрового резерва в будущем.
В 2010 году проведены тренинги по формированию навыков в области коммуника-
ций с клиентами, включая продажи, сервис и ведение переговоров. В Банке активно ис-
пользовалось дистанционное электронное обучение. Сотрудники получили доступ к
«Порталу обучения и развития» и используют его ресурсы для прохождения курса или те-
стирования. Продолжилось создание Корпоративного университета, задающего стандарты
обучения и координирующего процессы в области обучения и развития персонала.
В соответствии со Стратегией развития Банка в 2010 году были внедрены новые
принципы мотивации персонала, единые для всего Банка. В их основе – создание про-
зрачной и гибкой системы, непосредственно связывающей вознаграждение работника и
результаты его труда. Новая система мотивации имеет принципиально новый подход: до-
ходы сотрудников должны быть понятными, более прогнозируемыми и конкурентными,
т.е. соответствующими рыночному уровню в рамках каждого региона.
В 2010 году в Сбербанке стартовала новая корпоративная программа медицинского
обеспечения сотрудников. В рамках программы проведены конкурсы по выбору провай-
деров услуг ДМС, застраховано более 85 тыс. человек или 35% персонала на условиях со-
финансирования. Впервые в истории Банка проведено комплексное медицинское обследо-
вание сотрудников, нацеленное на предупреждение и раннее выявление различных забо-
леваний, в первую очередь, онкологических и сердечнососудистых. В 2010 году медицин-
ское обследование прошли более 95 тыс. сотрудников.
Оптимизация банковских процессов
68
12. Оптимизация банковских процессов
Цель Банка в области инноваций – обеспечить стабильный рост и устойчивое пре-
имущество на рынке за счет внедрения передовых технологий и управленческих решений.
В 2010 году Банк продолжил внедрение Производственной Системы Сбербанка (ПСС),
нацеленной на оптимизацию процессов, улучшение системы управления и создание внут-
ренней культуры непрерывных улучшений в Банке. Эта система внедрена в розничном
бизнесе и подразделениях по обслуживанию малого бизнеса. Проектом охвачены Центры
сопровождения клиентских операций (ЦСКО), бухгалтерия, ИТ-блок центрального аппа-
рата, Правовой департамент, подразделения по работе с персоналом, службы материаль-
но-технического обеспечения.
Реализация ПСС дает ощутимые результаты. За счет оптимизации операционных
процедур, рационального управления временем, развития альтернативных каналов обслу-
живания достигнут 3-х кратный рост продаж ключевых продуктов для частных клиентов,
а продажи в малом бизнесе возросли более чем в 2 раза; время ожидания клиента в очере-
ди сократилось в среднем на 38%; рост производительности составляет не менее 10%. В
течение 2011 года методология ПСС будет интегрирована в большинство функций Банка.
В 2010 году начала развиваться Система управления процессами, которая позволит
гарантировать одинаково высокое качество обслуживания в любом офисе Банка. В насто-
ящее время Банк проводит анализ существующих процедур, выявляются проблемные зо-
ны, формируются «стандартные» модели процессов, которые будут поэтапно внедряться в
подразделениях Банка.
В качестве единого механизма работы с инновациями в Банке функционирует Бир-
жа идей – интерактивный ресурс, в котором любой сотрудник может разместить свое
предложение. За год число пользователей Биржи возросло в 15 раз и превысило 50% от
всех сотрудников Банка. Количество поданных в 2010 году предложений составило около
41,5 тыс., на внедрение передано более 12%. Эффект от внедрения предложений составил
более 1 млрд руб., авторы внедренных предложений были дополнительно премированы. С
начала 2011 года предложения принимаются в Биржу идей от акционеров и клиентов.
В рамках программы по трансформации операционной функции в 2010 году:
продолжилась работа по переводу операционной функции с уровня офисов продаж
и отделений в ЦСКО. В дополнение к ЦСКО в Москве и Санкт-Петербурге откры-
лись еще два ЦСКО – в Перми и Красноярске. В регионах завершен подготови-
тельный этап проекта и начат этап трансформации;
в Московском и Северо-Западном территориальных банках начата реализация но-
вого проекта «Стандартизация» – создание эталонов операционных процессов во
всех территориальных банках, поддержка быстрого внедрения новых технологий;
реализованы пилотные проекты по внедрению безбумажного документооборота в
ЦСКО в Москве и Санкт-Петербурге. По их результатам принято решение о тира-
жировании безбумажных технологий в других территориальных банках;
для повышения эффективности работы с наличными Банк продолжил сокращать
количество кассовых центров и оптимизировать техническое обслуживание сети
терминалов самообслуживания. С начала 2009 года количество кассовых центров
сократилось на 30%. В 2010 году в Московском, Северо-Западном и Байкальском
банках централизован процесс мониторинга терминалов самообслуживания, полу-
чена единая картина состояния сети терминалов, выявлены системные проблемы;
завершена централизация обязательной функции налогового агента по отношению
к брокерским клиентам. Эта функция выведена более чем из 400 офисов в 17 тер-
риториальных банках и осуществляется на уровне центрального аппарата.
Отдельные проекты Банка
69
13. Отдельные проекты Банка
Развитие электронной торговой площадки Сбербанка России на базе ЗАО «Сбер-
банк-АСТ» (доля Банка – 100%) является проектом федерального масштаба по массовому
внедрению электронных аукционов для федеральных, региональных и муниципальных
заказчиков, а также коммерческих организаций. В течение года заключено более 30 со-
глашений с администрациями субъектов Российской Федерации, внедрен сложный про-
граммно-аппаратный комплекс, который расценивается как уникальный на отечественном
рынке. По итогам года ЗАО «Сбербанк-АСТ» признано «Компанией года 2010»
7
в номи-
нации «Информационные технологии (электронная торговля)».
Банк оптимизирует свою закупочную деятельность, снижает трудозатраты и рас-
ходы при проведении закупок. Разработана концепция поэтапной централизации закупок.
Создана постоянная конкурсная комиссия по закупке товаров/услуг, электронное согласо-
вание разработанных типовых форм договоров. Сроки их согласования сокращены на
70%. За год для нужд Банка через ЗАО «Сбербанк-АСТ» проведено 640 аукционов на
сумму 3,5 млрд руб. Экономия средств составила 656 млн руб.
Созданное при участии Банка ОАО «Российский аукционный дом» (доля контроля –
33%) организует аукционы по продаже имущества, включая залоговое, имущество пред-
приятий-банкротов, предметы искусства и антиквариата. Через ОАО «РАД» территори-
альные банки имеют возможность оперативно организовать реализацию имущества, нахо-
дящегося в залоге/собственности у Банка. Совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ» и подразде-
лением по работе с проблемными активами создан Реестр реализуемого имущества долж-
ников Банка. В 2010 году проведен ряд эффективных сделок, включая реализацию имуще-
ственного комплекса группы компаний АЛПИ.
Банк продолжил внедрение региональных проектов «Социальная карта» в рамках
государственного проекта «Универсальная Электронная Карта», участником которого
Сбербанк является наряду с другими банками-партнерами. Проект предусматривает по-
этапный охват всего населения страны до конца 2014 года. Сегодня заключены соглаше-
ния о совместной реализации проектов с 22 субъектами Российской Федерации, с частью
из них пилотные проекты уже запущены. Проект реализуется на новой высокотехноло-
гичной платформе ПРО100, предлагаемой Банком для решения государственной задачи по
созданию национальной системы платежных карт.
Участвуя в Федеральной целевой программе реформирования и модернизации
ЖКХ Сбербанк создает новые и адаптирует имеющиеся технологии для участников ЖКХ,
привлекает стратегических инвесторов и самостоятельно инвестирует в компании ЖКХ.
Успешно развивается проект «Создание комплексной системы обращения с отхода-
ми» на пилотных территориях. В частности, в Астраханском регионе заключен кредитный
договор с компанией ОАО УК Эко-Система. Договор предусматривает выделение кредит-
ных ресурсов компании в объеме 527 млн руб. для финансирования строительства поли-
гона для депонирования твердых бытовых отходов и строительства мусоро-
сортировочного комплекса. Банк прорабатывает вариант реализации подобных проектов в
других регионах с привлечением ЕБРР на условиях софинансирования.
В целях развития технологий начисления платежей за жилищно-коммунальные
услуги, и совершенствования биллинговых технологий приема платежей был приобретен
контрольный пакет акций оператора по начислению платежей за жилищно-коммунальные
услуги в Белгороде.
7
Премия присуждается группой компаний РБК.
Отдельные проекты Банка
70
В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации на Сбербанк
возложены полномочия по реализации экономических механизмов ст.6 и ст.17 Киотского
протокола (международного документа об охране окружающей среды, подразумевающего
международную торговлю квотами на выбросы парниковых газов) и реализует управле-
ние проектами в области энергосбережения и природопользования.
В рамках реализации функций «Оператора углеродных единиц» Сбербанк осуществ-
ляет деятельность по организации и проведению конкурсов по отбору проектов осуществ-
ляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола, а также проводит экспертизу приня-
тых к участию заявок и вырабатывает рекомендации Министерству экономического раз-
вития Российской Федерации. В 2010 году Банк провел два конкурсных отбора проектов,
в ходе которых в совокупности оценивались экономическая и технологическая эффектив-
ность проектов, их соответствие экологическим нормам и социальный эффект.
Количество
утвержденных проектов
Объем сокращений
выбросов, млн т.
Потенциальная
выгода инвесторов,
млн евро*
Первый конкурсный отбор 15 30 300
Второй конкурсный отбор 18 30 300
Итого 33 60 600
* Исходя из расчета стоимости 1 тонны сокращений выбросов 10 евро
Одновременно, Сбербанк занимается регулированием вопросов передачи и
приобретения единиц сокращений выбросов. В данной работе акцент делается на защите
интересов российских инвесторов, вовлеченных в проекты по сокращению выбросов, а
также интересов непосредственно Российской Федерации. Работа ведется с правитель-
ственными органами Российской Федерации, российскими компаниями, а также круп-
нейшими мировыми покупателями единиц сокращений выбросов, которыми являются
Правительства суверенных стран (Испания, Австрия) и крупные международные корпо-
рации (JBIC, Marubeni, Sumitomo).
По поручению Правительства Российской Федерации в октябре 2010 года Сбербанк
погасил долг России перед секретариатом ООН для включения страны в Международный
регистрационный журнал операций, что являлось условием для работы с углеродными
единицами в соответствии со ст.6 и ст.17 Киотского Протокола.
В декабре 2010 года были совершены первые транзакции с единицами сокращений
выбросов в объеме 4,2 млн т.
Решением Правительства Российской Федерации Сбербанк также уполномочен
осуществлять функции кредитной организации в части регулирования вопросов финанси-
рования энергосберегающих мероприятий под энергосервисный договор. В этой связи
Сбербанк ведет большую подготовительную работу на уровне Правительства Российской
Федерации, министерств, администраций регионов для начала финансирования энерго-
сервисных договоров.
Продолжилось развитие системы управления проектами Банка в области информа-
ционных технологий. Результаты этой работы оценены международной Комиссией
IPMA сертификатом соответствия стандарту IPMA класс 2, что свидетельствует о способ-
ности Сбербанка качественно выполнять сложные ИТ проекты национального и междуна-
родного масштаба.
По итогам проведенного в январе 2010 года ресертификационного аудита уровень
качества процессов управления информационными сервисами Банка соответствует меж-
дународному стандарту ISO/IEC 20000:1-2005.
Энергетические ресурсы, использованные Банком
71
14. Энергетические ресурсы, использованные Банком
Ниже приводится информация об объеме используемых Сбербанком видов энерге-
Информация о работе Отчет Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России»