Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть основные аспекты потребительского кредитования, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования.
Для реализации данной цели ставятся необходимо решить следующие задачи: сущность кредита и его принципы, понятие потребительского кредита, его влияние на экономику и как коснулся экономический кризис потребительское кредитование.
Введение 4
1. Потребительский кредит 6
1.1 Понятие потребительского кредита 6
1.2 Функции потребительских кредитов. 20
1.3 Принципы банковского кредитования 23
1.4 Современный этап развития потребительского кредитования. 26
1.4.1 Структура потребительского кредита и необходимость формирования
его инфраструктуры 45
1.4.2 Современный этап 45
2 Перспективы развития системы потребительского кредитования 53
2.1 Анализ потребительского кредитования 57
2.1.1 Анализ условий предоставления кредитов населению
в стадии экономического роста и финансового кризиса 61
2.1.2 Ресурсы потребительского кредита и обоснованность расчета на доходы населения 65
2.2 Особенности потребительского кредитования в России 74
2.3 Особенности потребительского кредитования за рубежом 74
2.3.1 Виды кредитов, предоставляемых отдельным лицам и семьям 82
2.3.2 Кредиты под залог жилых помещений 87
2.3.3 Кредиты, отличные от кредитов под жилые помещения
2.3.4 Характеристика потребительских кредитов……………………………
2.3.5 Кредитный скоринг………………………………………………………
2.4 Кризис и его влияние на потребительское кредитование……………….
2.4.1 Перспективы развития населения в условиях финансового кризиса…
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………
1.3 Принципы банковского
Банковское кредитование предприятий
и других организационно-правовых структур
на производственные и социальные нужды
осуществляется при строгом соблюдении
принципов кредитования. Последние представляют
собой основу, главный элемент системы
кредитования, поскольку отражают сущность
и содержание кредита, а также требования
объективных экономических законов, в
том числе и в области кредитных отношений.
К основным принципам кредитования относятся:
1.4 Современный этап развития потребительского кредитования.
1.4.1 Структура потребительского кредита и необходимость формирования его инфраструктуры
Этапы становления
новой организации кредитования
населения в Российской Федерации.
Можно выделить четыре этапа, характеризующие
условия становления и развития
современного рынка потребительского
кредита: этап "первых игроков"; этап
"бума потребительского кредитования",
этап "широкого внедрения новой
организации потребительского кредита
в связи с обострением
В этот период получает развитие новая для России методика оценки кредитоспособности клиента частного лица, система кредит-скоринг (на отработку скоринговой системы у банка "Русский стандарт" ушло как минимум полгода).
Лидерами потребительского кредитования стали дочерние структуры крупных иностранных банков. Агрессивность кредитной политики в области потребительского кредитования характеризуют приведенные ниже данные.
Таблица 3
Лидеры потребительского кредитования периода его бума
место |
банк |
Место по активам на 01.07.2005 |
Общая сумма кредитов физическим лицам (тыс.руб.) 01.07.2005 01.01.2005 |
Изменение (%) | |
1 |
Сбербанк России |
1 |
396 279 776 |
301 192 765 |
31,6 |
2 |
Русский стандарт |
18 |
44 331 436 |
35 170 784 |
26 |
3 |
ХКФ-банк |
34 |
22 063 244 |
18 994 263 |
16,2 |
4 |
Райффайзенк Автрия |
10 |
14 475 800 |
10 298 280 |
40,6 |
В результате развития кредитования населения сложилось несколько моделей поведения банков на этом рынке: модель лидера; модель иностранных банков, которые предлагали своим клиентам инновационные продукты в сфере потребительского кредитования; модель банков, специализированных на ипотечном бизнесе; модель развивающегося розничного бизнеса небольшого банка.
Для того чтобы оценить особенности модели конкретного банка, рассмотрим деятельность отдельных российских банков, активно участвующих в предоставлении кредитов физическим лицам.
На этапе устойчивого развития первую модель роста демонстрировали так называемые "лидеры" ("чемпионы"). Лидерами являлись крупные универсальные банки, которые предлагали своим клиентам широкую продуктовую линейку розничных и ипотечных продуктов. С точки зрения состояния бизнеса они имели развитую активную (кредиты) и пассивную (вклады населения) сторону баланса. С точки зрения управления - это банки с развитым корпоративным бизнесом и широкой филиальной сетью.
Вторая модель - модель иностранных банков, которые предлагали своим клиентам инновационные продукты в сфере потребительского кредитования. С точки зрения состояния бизнеса они имели развитые кредитные программы, но роль вкладов населения была несопоставима со Сбербанком.
Третья модель - модель банков, специализированных на ипотечном бизнесе.
Четвертая модель - модель развивающегося розничного бизнеса небольшого банка. Она представлена в основном малыми и средними банками, которые работают с ограниченным кругом клиентов и не имеют развитых региональных сетей. В ряде случаев - это банки, которые не вступили в систему страхования вкладов. Однако характеризовать их деятельность термином "маргиналы" вряд ли целесообразно, так как для банка это не критерий оценки.
Таблица 4
Модели поведения банков на рынке розничного кредитования.
Банки-лидеры масштаба кредитования |
Сбербанк, ВТБ24, Альфа-Банк, Росбанк |
Банки инновационных технологий -банки с иностранным участием в капитале (пионеры и конкуренты) |
Райффайзен, Сити – Банк, Русский стандарт, BSGV |
Специализированные ипотечные банки |
ГИБ, БЖФ |
Небольшие ретэйловые банки |
Региональные банки |
Каждое направление
1.4.2 Современный этап. В период кризисных явлений в экономике 2008 г. резкого снижения задолженности по потребительским кредитам на 01.10.2008 г. не произошло.
Таблица 5
Показатель |
На 1 октября 2008 года |
Справочно на 1 октября 2007 года | ||
Задолженность по кредитам, предоставленными организациями |
Из нее задолженность перед Сбербанком России |
Задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями |
Из нее задолженность перед Сбербанком России | |
Всего |
4 004,1 |
1 248,9 |
2 658,3 |
867,3 |
Из нее на покупку жилья |
1 149,8 |
438,8 |
623,0 |
220,2 |
Из нее по ипотечным жилищным кредитам |
974,5 |
308,8 |
486,2 |
118,4 |
Однако данная статистика не отражает
тех проблем, которые требуют
своего решения. Об этом свидетельствует
та полемика, которую отражают средства
массовой информации и те дискуссионные
вопросы, широко обсуждаемые на научных
и студенческих конференциях. Так, при
обсуждении доклада Г. А. Тасуняна в
Финансовой академии при Правительстве
РФ (октябрь 2008 г.) молодое население
в лице студентов посчитало, что
проблема развития ипотечного кредитования
- не столько в отсутствии долгосрочных
пассивов, сколько в непомерно
высокой стоимости жилья даже
по сравнению с развитыми
Работники банковского сферы, обладая здравым смыслом, отвечают на вызовы времени попыткой преодолеть возникшие проблемы. Так, коммерческий банк ВТБ-24 с 1 января 2009г. вводит новый режим кредитования жилищных ипотечных кредитов.
2 Перспективы развития системы потребительского кредитования.
2.1 Анализ потребительского
2.1.1 Анализ условий предоставления кредитов населению в стадии экономического роста и финансового кризиса. В сентябре-октябре 2008 г. многие банки прекратили выдачу ипотечного кредита; произошел пересмотр процентных ставок. В Альфа-банке процентная ставка по ипотеке скоро превысит 20 %(5), а по долларовой 16,5% годовых. Повышение составит в среднем 5 процентных пунктов. Одновременно банк устанавливает комиссию за выдачу кредита. Самое масштабное повышение процентных ставок произошло во второй половине сентября (1,5 - 2 %). За год кредиты на жилье подорожали более чем в 1,5 раза. Летом 2007г. банки предлагали кредит в среднем в размере 12,6% годовых. По мнению работников подразделения ипотечного кредитования банка ВТБ-24, увеличение процентной ставки до 17,5 % является пределом, выдача кредита по более высокой процентной ставке в разы увеличит просрочку. Ужесточил свои условия и Абсолют банк, отказался от кредитования строящегося жилья, а также банк ФК "Уралсиб".
Удельный вес задолженности по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам на покупку жилья, в общем объеме задолженности на 1 октября 2008 г. составил 28,7% (на 1 октября 2007г. - 23,4%), по ипотечным жилищным кредитам - 24,3% (на 1 октября 2007г. - 18,3%), перед Сбербанком России - соответственно 35,1 % (25,4%) и 24,7% (13,7%).
В результате в текущей рыночной
ситуации, когда ставки по ипотеке
в следующем году могут достичь
уровня 16 - 20% годовых, смешанная модель,
пожалуй, единственный способ сохранить
относительную доступность
Каждый банк, предлагая клиентам
свои продукты, реализует определенную
программу и режим
На российском рынке с 2009 г. появится новый режим ипотечного кредитования. ВТБ-24 планирует предложить гражданам накапливать первоначальный взнос по ипотеке на депозитном счете банка и получать часть ипотечного кредита под льготный процент. Ипотечные кредиты, предоставляемые по схеме, применявшейся в России до сих пор, во время кризиса недоступны для большинства граждан.
По словам директора департамента ипотечного кредитования ВТБ-24, новый ипотечный продукт банка будет выглядеть так. Потенциальный заемщик в течение двух или более лет накапливает на специализированном вкладе не менее 30% стоимости жилья. После накопления необходимой суммы банк выдает ему кредит на ту же сумму по ставке примерно на 20% ниже рыночной (скидка дается за счет пониженной доходности ипотечного вклада). На оставшуюся часть стоимости жилья (40%) заемщик получает обычный ипотечный кредит уже по рыночной ставке.
Таким образом, с нового года ВТБ-24
начнет применять смешанную американо-
В российской банковской практике в
отношении организации
Информация о работе Потребительский кредит: отечественный и зарубежный опыт