Проблемы развития кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:59, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является анализ развития форм кредитования физических лиц и ситуации в сфере потребительского кредитования на примере КБ «Ренессанс Капитал» (ООО).
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
определить сущность кредита, его функции и роль в рыночной экономике.
охарактеризовать современную систему кредитования физ. Лиц в России и зарубежом.
дать характеристику рынка кредитов.
дать характеристику деятельности банка ОАО УРАЛСИБ на рынке кредитования физических лиц.
проанализировать действующие системы кредитования физических лиц в КБ «Ренессанс Капитал» (ООО)
определить перспективы развития форм кредитования физ. лиц.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы и эмпирические особенности кредитования физических лиц кредитно-банковскими организациями
1.1
Теоретические аспекты кредитования физических лиц
1.2
Проблемы развития процессов кредитования физических лиц в банковском секторе России
1.3
Особенности потребительского кредитования в зарубежных кредитных организациях
2 Практические аспекты кредитования физических лиц КБ «Ренессанс Капитал» (ООО)
2.1
Общая характеристика объекта исследования
2.2
Ключевые аспекты кредитной деятельности КБ «Ренессанс Капитал» (ООО)
2.3. Анализ действующей системы кредитования физических лиц в КБ «Ренессанс Капитал» (ООО)
3 Предложения по совершенствованию кредитования КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) в современных условиях
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

глава 1-2 Соколова от 09.01.13.docx

— 249.30 Кб (Скачать документ)

- выработка   стандартов   раскрытия   информации   о  потребительских кредитах;

- законодательное урегулирование вопросов, связанных с обеспечением надлежащего   информирования   кредитными  организациями   населения   об условиях предоставления потребительских кредитов.

В настоящее время  ФАС России совместно с Банком России разрабатывает рекомендации кредитным организациям по стандартам раскрытия   информации при предоставлении потребительских кредитов, направленные на защиту конкуренции на рынке финансовых услуг, повышение прозрачности деятельности кредитных организаций, формирование более полного представления населения об услугах кредитных организаций, повышения доверия к ним.

Кроме того, Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России разрабатывает проект федерального закона «О потребительском кредите», направленного на регулирование отношений, возникающих между потребителями и кредиторами при предоставлении потребительского кредита, установление прав потребителей на получение достоверной информации об условиях потребительского кредита.

. Российские участники  глобальных финансовых взаимоотношений,  постоянно заимствующие ресурсы  на международном рынке капиталов,  столкнулись с потерей ликвидности  на этом рынке. Как отмечают специалисты, проблемы эти временные. С одной стороны, российский рынок заимствований привлекателен сравнительно высокими процентными ставками. С другой стороны, можно усмотреть и позитивные последствия случившегося. Приходит понимание того, что не может российская экономика поступательно развиваться без опоры на национальный финансовый рынок. Многое зависит от позиции российского правительства по созданию институтов развития, через которые с минимальными рисками могли бы трансформироваться свободные государственные средства, а также ресурсы страховых пенсионных фондов в ценные бумаги (в том числе ипотечные) российских банков. Необходимо решать проблему фондирования банковской системы, в частности, через упрощение механизма публичного размещения акций, особенно среди российского массового инвестора. Конечно, серьезного пересмотра потребует дивидендная политика, а также механизмы обращения фондовых инструментов отечественных банков.

Одно несомненно — пострадали только те банки, менеджмент которых явно недооценил риски. Во-первых, на рынок внешних заимствований пропуска имеются только у наиболее известных кредитных организаций — основная же масса российских банкиров подкрепляется на внутреннем рынке. А отечественный рынок ресурсов — строг, да и его инструменты немногочисленны и коротки, поэтому, работая в «стандартных» российских условиях и без особого нажима со стороны регулятора, управленцы научились, в основном, минимизировать риски потери ликвидности. А главный фактор этого риска — несбалансированность между сроками размещения активов и, соответственно, привлеченных для этих целей пассивов. Временные разрывы ликвидности могут покрываться за счет системы рефинансирования ЦБР и МБК, однако российских инструментов покрытия долгосрочных разрывов сегодня, к сожалению, практически не существует. Поэтому и возникли проблемы главным образом у тех, кто понадеялся на рынок внешних дешевых заимствований как на неисчерпаемый и постоянный источник привлечения средств.

Что касается межбанковского рынка,  то в России он еще не сложился на достаточно высоком уровне. Однако, разработана схема, при которой опасность невозврата по межбанку минимизируется. В основу этой модели были положены следующие принципы:

• бесспорность списания денежных средств банка заемщика с его  корреспондентского счета в день, следующий за днем исполнения обязательства  по договору межбанка;

• открытость и доступность  информации о финансовом состоянии  банков-контрагентов;

• оперативность согласования параметров спроса и предложения  участников рынка.

 

В 2011г. прироста портфелей банкам не приходилось. Основная борьба развернулась за пассивы — как депозиты физических лиц, так и депозиты предприятий. Государство вынуждено було оказывать определенную поддержку банковской системе, замещая отток депозитов и средств предприятий, но возможности государства не безграничны. Соответственно, основной объем работы был вестись с уже существующими портфелями—на предмет сокращения проблемных кредитов, реструктуризации задолженности и сбора долгов.

Важно отметить, что очень большую  роль играют внешние факторы: состояние  глобальной экономики, цены на энергоносители, спекулятивные ожидания международных  инвесторов. Для банков это означает рост корпоративных дефолтов, сворачивание кредитных программ, сокращение депозитной базы, поскольку основные усилия будут  направлены на поддержание приемлемого  качества кредитного портфеля и рефинансирование существующих клиентов.

Власти делают многое для поддержки  банковской системы — риски массового  банкротства крупных банков в  России сведены к минимуму..

Банкам необходимо выбрать ту стратегию, которая позволит сохранить капитал, обеспечить приемлемое качество активов  и разумное соотношение доходов  и издержек. Это максимально консервативный подход, при котором умеренный  рост возможен по отдельным направлениям, например в кредитовании крупных  компаний, возможности которых по привлечению капитала на финансовых рынках сейчас резко сузились. Но вряд ли это может быть экспансия, как  это было в предыдущие годы. Увеличение доли рынка происходит только за счет консолидации сектора, отчасти вынужденной. Очевидно, что российский рынок перераспределяется в пользу банков с государственным участием, но это сейчас происходит почти везде, включая европейские рынки.

Основные факторы, которые влияют на стратегию российских банков, продолжительность мирового финансового кризиса и его глубина. Политика, которую выбирает банк для развития своей деятельности, во многом зависит от наличия у данного банка ресурсов для роста. Но каковы бы ни были возможности по привлечению банками фондирования, новые рыночные условия в целом делают целесообразным смещение акцентов от агрессивного роста к повышению эффективности и более внимательному отношению к управлению рисками, активами и пассивами, к более сбалансированному по срочности кредитному портфелю, к акценту на привлечение клиентских пассивов.

Если говорить о конкретных вариантах  действий, то первая возможная стратегия  — минимизация потерь и сохранение основы бизнеса для послекризисного развития. Основные действия в рамках данного подхода: поддержание необходимой ликвидности, активная работа с кредитным портфелем, сокращение издержек и инвестиций. И при этом выполнение всех обязательств перед своими клиентами.

Вторая возможная стратегия— усиление позиций банка на рынке. В дополнение к «обязательному набору» антикризисных действий из первой стратегии, здесь речь должна идти об определенном росте клиентской базы за счет лучших клиентов более слабых банков-конкурентов.

И наконец, третий возможный для  следующего года вариант — увеличение доли рынка. Это агрессивная стратегия, использующая возможности, предоставляемые  кризисом, — ухудшение положения  многих игроков на рынке, значительное снижение цены активов. Данная стратегия  предполагает активные приобретения других банков, точек продаж или отдельных  активов.

Предоставление государственных  гарантий банкам при кредитовании предприятий  из приоритетных отраслей могло бы помочь преодолеть кризис доверия и  стать фактором для поддержки  реального сектора. Причем для достижения действительно ощутимого эффекта  такие гарантии должны предоставляться  не только государственным, но и частным  банкам, удовлетворяющим определенным требованиям.

Рефинансирование государством банков под залог портфелей однородных ипотечных кредитов позволило бы начать восстановление рынка ипотечного кредитования.

Установление страхового покрытия по депозитам физических лиц в  размере 100% от суммы вне зависимости  от ее размера и законодательное  закрепление безотзывных вкладов  с повышенной ставкой может стать  существенным позитивным фактором для  стабилизации и дальнейшего долгосрочного  роста величины вкладов населения  в банках.

Увеличение размера субординированных  кредитов, предоставляемых банкам, или даже временное вхождение  государства в капитал крупнейших частных банков через покупку  привилегированных акций также  существенно увеличило бы их пассивную  базу.

Снижение ставки налога на прибыль  в случае ее реинвестирования в собственный  капитал банка стало бы положительным  моментом для увеличения капитализации  банковской системы.

Среди возможных мер также можно  назвать упорядочение и упрощение  процедур поглощения и слияния кредитных  организаций, банкротства банков, разрешение внесудебного истребования залогов.  Рост доли государственных расходов и инвестиций в ВВП, замещение частного, корпоративного долга государственным, а также консолидация глобального финансового сектора на базе госструктур представляются эффективными мерами по противодействию финансовому кризису.

Для российских банков самый важный вопрос качества корпоративной и розничной клиентской базы. Причем в первую очередь речь идет о розничных клиентах, поскольку риск стагнации и даже снижения реальных доходов населения, а также увеличение безработицы повлечет за собой рост просроченной задолженности и невозврат кредитов со стороны населения. Поэтому работа с существующей и потенциальной розничной клиентской базой является приоритетом для любого крупного и среднего банка, достаточно вовлеченным в ритейловый бизнес. При этом некоторое ограничение темпов развития розничной сети может выглядеть весьма разумным, а банкам, обладающим широкой сетью, требующей постоянных операционных затрат, придется задуматься о серьезной оптимизации издержек. В случае с корпоративными клиентами необходимо проводить детальный анализ кредитных портфелей по таким направлениям, как отраслевая привлекательность на каждом из этапов развертывающегося кризиса, финансовое положение каждого конкретного предприятия и важность этого клиента для банка.

В интересах кредитных организаций  помогать клиентам, которые, пусть и  испытывают определенные финансовые трудности, но при этом являются важными партнерами, доказавшими стабильность своего денежного  потока по процентным и комиссионным доходам, чья финансовая состоятельность  оправдается в будущем по мере преодоления временных проблем.

Также крайне важным для банков научиться  сотрудничать и зарабатывать на тех  проектах и секторах экономики, которым  оказываться целевая государственная  поддержка. В ближайшие год два  можно ожидать некоторого сокращения доли розничного банковского бизнеса  по отношению к корпоративному: как с точки зрения объемов кредитов и депозитов, так и в отношении объемов получаемых доходов.

В начале банковского кризиса в 2008 году государство объявило о выделении 950 млрд руб. на капитализацию банков. Госбанки уже получили свою долю — 500 млрд руб. Сбербанка, 200 млрд руб. — ВТБ и 25 млрд руб. — Россельхозбанк в виде субординированных кредитов. Получают такие кредиты и частные банки после того, как их собственники сами внесут такую же сумму, что и запрашивают у государства, в капитал банков.

Для физических и юридических лиц  последствия банковского кризиса  весьма различны. Вклады частных лиц  до 700 тыс. руб застрахованы государством, что гарантирует практически 100% вероятность их возврата. Частные вкладчики с более крупными суммами оказываются в ситуации более близкой к юридическим лицам. Юридические лица в банковском кризисе могут потерять денежные средства почти полностью в случае банкротства банка. Частные лица находятся в некотором привилегированном положении, поскольку в случае задержек с исполнением банком своих обязательств с ними рассчитываются обычно в первую очередь.

Депозит или счет юридического лица. Для юридических лиц, разместивших депозиты в банке или имеющих  деньги на расчетном счете, ситуация может быть самой сложной. Худший вариант, если положение будет двигаться  к банкротству банка. Существует процедура досудебного урегулирования споров между банком и клиентом. В случае отсутствия договоренности клиент банка может подать иск  в арбитражный суд. Однако делать это необходимо с участием квалифицированных  юристов и своевременно. От юридических  лиц могут потребоваться немедленные  действия в условиях банковского  кризиса в зависимости от ситуации.

 

     Финансовое положение банка

Потери/издержки компании,

% от суммы

Временный кризис ликвидности  
(задержки платежей)

1-5% (потери из-за задержек  платежей) 
до 10-25% (штрафные санкции контрагентов)

Длительный кризис ликвидности 
(невозможность исполнения всех платежей или реструктуризация долгов после покупки более крупным банком)

5-15%  
(потери при реструктуризации долга)

Отсутствие денег на коррсчете банка  
(все платежи не проводятся)

до 20-25%  
(затраты на выигрыш дела в арбитражном суде, исполнительное производство)

Отзыв лицензии и банкротство  банка 
(назначение временной администрации)

до 80-95%  
(конкурсной массы не хватает на всех кредиторов)


Таблица 1.Виды банковских кризисов.

 

Однако, важно отметить и неожиданный побочный эффект - очередной виток сближения банковского и промышленного капиталов. С точки зрения лоббизма, с точки зрения государственного патроната и давления - банкиры и промышленники окажутся не только на одном лайнере, но и в одной лодке. Больше того: банковский капитал будет прирастать промышленными активами: предприятия будут отдавать банкам имущество за долги. Будут формироваться новые финансово-промышленные группы. Что интересно, отраслевой состав их будет чрезвычайно разношерстным - ведь в составе таких ФПГ окажутся не специально подобранные активы предприятий, а просто те, которые будут взяты в счет невыплаченных кредитов.

Заключение

 

Таким образом, проведенный  анализ в работе, позволяет сделать  следующие выводы. В процессе изучения проанализированы и систематизированы  имеющиеся литературные и практические данные, относящиеся к кредитной деятельности.

Кредит выступает  опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.

Информация о работе Проблемы развития кредитования