Процент за кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – исследовать сущность, виды, функции и экономическую роль ссудного процента, а также государственное регулирование процентных ставок Центральным банком в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотрение теоретических аспектов экономической категории ссудный процент;
- исследовать понятие, функции и виды ссудного процента;
- охарактеризовать роль ссудного процента в развитии экономики страны;

Содержание

Введение
1. Ссудный процент, его функции и виды
1.1. Понятие, сущность, классификация ссудного процента.
1.2. Функции ссудного процента и их характеристика
1.3. Экономическая основа формирования уровня ссудного процента.
2. Банковский процент как форма существования ссудного процента
2.1. Особенности процентной политики банка по активным и пассивным операциям
2.2. Принципы и методы банковского кредитования
2.3. Процедура банковского кредитования
3. Процентная политика государства
3.1. Центральный банк как регулятор процентной политики государства и методы регулирования ссудного процента
3.2. Ценовая динамика российского финансового рынка
3.3. Система рефинансирования как приоритетное направление развития денежно-кредитной политики РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

000kyrsovaya_rabota.doc

— 374.50 Кб (Скачать документ)

В случае невыполнения в установленный  срок предписаний об устранении нарушений,  а  также  в  случае,  если  эти  нарушения  или совершаемые  кредитной  организацией  операции  создали  реальную  угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе примерить такие меры, как ,например,  взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента  от  размера оплаченного уставного капитала, но не более 1  процента  от  минимального размера уставного капитала;  потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому  оздоровлению  кредитной организации, замены руководителей кредитной организации;  реорганизации кредитной организации; и т.д., вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

9. Функция финансового агента правительства. Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы. Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством  аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции  по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, Банк России имеет аналогичный, а во некоторых случаях даже более широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. Выделим, что ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.

Прогнозируя кредитно-денежную политику на следующий год, Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет  в Государственную Думу проект основных направлений  единой  государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной  политики  на предстоящий год. Предварительно проект основных  направлений  единой  государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Банк России  ежегодно  не  позднее  15  мая  представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.       Годовой отчет Банка России включает:

     1) отчет о деятельности Банка  России,  анализ  состояния  экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения  и  кредита, банковской системы, валютного положения и платежного  баланса  РФ,  а  также  перечень  мероприятий  по  единой   государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;

     2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

     3) порядок  формирования  и  направления  использования  резервов  и фондов Банка России;

     4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

По итогам рассмотрения годового отчета Банка России  Государственная Дума принимает решение. Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом  директоров  в  резервы  и  фонды  различного назначения.

 

3.2. Ценовая динамика российского финансового рынка

 

Поступательное развитие российского финан­сового рынка в последние годы, обретение им определенной степени зрелости позволяет поставить вопрос о том, насколько успешно отечест­венный финансовый рынок выполняет такую важную для развитого финансового рынка функцию, как опре­деление цены денег. Критерием успешности в этом случае выступает адек­ватность сложившейся структуры рыночных цен и перераспределяемых финансовых ресурсов потребно­стям развития экономики в целом, а также способ­ность выработки надежных ориентиров при реализа­ции прогностической функции рынка.

Проанализируем ценовую динамику на основных секторах финансового рынка России, выявим сложившиеся закономерно­сти этой динамики, степень устойчивости основных ценовых пропорций.

Преобладающим направлением в движении ста­вок и доходности инструментов российского финан­сового рынка в период после кризиса 1998 г. было их снижение. Основные предпосылки повышения при­влекательности рублевых финансовых инструментов и снижения их ставок формировались в ходе улучшения макроэкономической ситуации в России, в том числе за счет благоприятной внешнеэкономической конъ­юнктуры. В рамках проводимой экономической поли­тики важнейшими составляющими улучшения макро­экономической ситуации были высокие темпы эконо­мического роста, замедление инфляции, значительный приток иностранной валюты в страну, улучшение бюджетной ситуации (переход от дефицитного к про­фицитному федеральному бюджету) [16, 27].

Для российской экономики стали характерны процессы, являющиеся отчетливыми признаками фи­нансовой стабилизации. К ним относятся прежде все­го своевременное обслуживание внешнего долга, на­ращивание золотовалютных резервов государства, замедление темпов роста потребительских цен, замедление внешнего обесценения национальной валюты и ее последующее укрепление в реальном, а затем — и в номинальном выражении относительно доллара США.

Достигнутая степень финансовой стабильности, отражаясь на финансовом состоянии основных участ­ников рынка, модифицировала их инвестиционные и сберегательные стратегии, одновременно стимулируя и расширение предложения, и рост спроса на денеж­ные ресурсы. Параллельно шло развитие инфраструк­туры финансового рынка — правовой, инструменталь­ной, институциональной.

Кроме того, на каждом из сегментов финансового рынка действовали и некоторые специфические фак­торы снижения ставок и доходностей. Так, на рынке межбанковских кредитов (МБК) это были: постепен­ное оздоровление банковской системы, снижение рис­ков межбанковского кредитования, а также совершен­ствование инструментов управления банковской лик­видностью и планомерное снижение ставки рефинан­сирования Банка России, в наиболее общей форме отражающей стоимость денежных ресурсов. На рынке государственных ценных бумаг снижению доходности способствовала прежде всего умеренная политика эмитента (направленная на ограничение стоимости заимствований, увеличение дюрации и повышение ликвидности рыночных инструментов), а также разра­ботка законодательной базы пенсионной реформы, обеспечившей появление на рынке новой категории институциональных инвесторов. На рынке корпора­тивных облигаций, который прошел начальный этап становления, большую роль сыграло постепенное по­вышение надежности и прозрачности эмитентов, на­копление ими кредитной истории, снижение издержек по эмиссии облигаций. Удешевлению кредитов пред­приятиям нефинансового сектора экономики способ­ствовало снижение стоимости привлекаемых банками краткосрочных ресурсов, замедление инфляции, рост конкуренции банков за надежных заемщиков.

Снижению ставок и ограничению их волатильности способствовала также политика денежных вла­стей, направленная на поддержание финансовой ста­бильности. В этой связи следует отметить прежде все­го расширение инструментария денежно-кредитной политики Банка России и активизацию его операций на денежном рынке. Ставки по инструментам Банка России следовали общей тенденции снижения рыноч­ных ставок, придавая этой тенденции дополнительный импульс. Свою роль сыграли также действия Минфи­на России по формированию единой политики управ­ления государственным долгом (как внешнего, так и внутреннего), а также усилия соответствующих орга­нов государственного регулирования по развитию инфраструктуры различных сегментов национального финансового рынка.

Вышеназванные факторы воздействовали с раз­ной интенсивностью на различные сектора российско­го финансового рынка, в результате чего ценовая ди­намика на разных секторах не была полностью син­хронной. Важную роль в определении масштабов этой асинхронности играли различия в соотношении ры­ночных факторов ценообразования и факторов регу­лирования. Так, динамика уровня ликвидности бан­ковского сектора и ставки по кредитным и депозит­ным операциям Банка России воздействовали в пер­вую очередь на ставки денежного рынка (ставки по рублевым МБК), политика Минфина оказывала воз­действие прежде всего на конъюнктуру рынка ГКО- ОФЗ, через нее опосредованно влияя на состояние рынков региональных и корпоративных облигаций, финансовое состояние корпоративных эмитентов — на рынки корпоративных ценных бумаг (акций, облига­ций, векселей).

Дополнительными внешними факторами для по­вышения привлекательности рублевых финансовых инструментов были сравнительно низкие ставки на международных финансовых рынках, нестабильное положение доллара США относительно основных мировых валют, общее улучшение экономического положения стран с формирующимися рынками, в со­став которых входит и Россия.

Названные обстоятельства позволили ведущим международным рейтинговым агентствам провести поэтапное повышение суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации, достигших в конце 2003 г. -начале 2005 г. инвестиционного уровня по версии всех ведущих агентств. Вслед за этим до инвести­ционного уровня были повышены рейтинги ряда иных российских эмитентов (включая субъекты федерации, кредитные организации, крупные не­финансовые предприятия), что также способство­вало повышению привлекательности российских финансовых инструментов.

Иллюстрацией тезиса о наличии в послекризисный период общей тенденции снижения ставок и до­ходности (роста котировок ценных бумаг) по рубле­вым инструментам на основных секторах российского финансового рынка могут служить данные о динамике ценовых индикаторов на годовом горизонте (рис.2) [16, 31].

Что касается валютных инструментов, то, напри­мер, динамика ставок по валютным межбанковским кредитам, предоставляемым российскими банками, почти полностью определяется динамикой ставок по аналогичным операциям на мировом денежном рын­ке, поскольку основные объемы валютных МБК раз­мещаются в банках-нерезидентах. Можно считать, что ставки по валютным межбанковским кредитам, интег­рированным в мировой рынок, являются чисто ры­ночным индикатором. Помимо согласованного харак­тера динамики рыночных ценовых индикаторов важ­ной их особенностью являются достаточно устойчи­вые соотношения различных индикаторов в зависимо­сти от срочности, риска и типа соответствующих фи­нансовых инструментов.

Дифференциация диапазонов уровней ставок свя­зана не только с типом инструмента (кредиты - цен­ные бумаги), но и с завершившимся функциональным разделением российского финансового рынка на де­нежный рынок и рынок капитала. Сопоставление це­новых индикаторов рынков МБК и ГКО-ОФЗ показы­вает, что в период, когда инструменты последнего использовались прежде всего для регулирования те­кущей ликвидности, уровень и динамика доходности государственных облигаций были близки к ставкам по рублевым МБК на соответствующие сроки. К настоя­щему времени функциональное назначение рынка внутреннего долга принципиально изменилось. Во-первых, на рынке государственных ценных бумаг до­минируют долгосрочные инструменты, во-вторых, существенно увеличилась ликвидность отдельных выпусков, и наконец, участникам рынка предложены дополнительные инструменты на базе сделок РЕПО. Все это изменило соотношение рыночных операций с государственными облигациями по регулированию текущей ликвидности и по вложениям капитала в пользу последних.

 

10

 



90

85 

80

75

70

65

60

55

50

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0


1999г.


2000г.


2001г.


2002г.


2003г.


2004г.


I кв. 2005 г.

10

 



10

 



В нижней части спектра рыночных ставок нахо­дятся ставки по межбанковским кредитам. Так, сред­няя ставка МИАКР по 1-дневным рублевым кредитам с 15% годовых в 1999 г. снизилась до 3 - 4% в 2003 -2004 гг., а в I квартале 2005 г. опустилась до 1% годо­вых. Аналогичный показатель по МБК на срок 8-30 дней составлял 27% в 1999 г., 5% в 2003 - 2004 гг. и 3% в I квартале 2005 г. Колебания ставок по межбан­ковским кредитам, как правило, не выходят за грани­цы диапазона, задаваемые ставками по кредитным и депозитным операциям Банка России на соответст­вующие сроки. Низкий уровень ставок по межбанков­ским кредитам определяется как краткосрочностью данного инструмента, так и его функциональностью. Выступая в качестве инструмента управления ликвид­ностью, межбанковские кредиты призваны снизить издержки хранения денежных средств в форме не приносящих процентов остатков на счетах. Таким образом, межбанковские ставки отражают стоимость краткосрочных ресурсов в рамках конкретной ситуации с текущей банковской ликвидностью, что обу­словливает также высокую подвижность межбанков­ских кредитных ставок. Верхнюю часть спектра фор­мируют показатели ставок (доходности) по рублевым долговым ценным бумагам, которые относятся пре­имущественно к инструментам рынка капитала. Для этой категории инструментов ключевым фактором, определяющим уровень рыночных ставок, является, помимо срочности, надежность эмитента (кредитный риск). Среди рублевых облигаций минимальным уровнем доходности характеризуются государствен­ные облигации федерального уровня (ГКО-ОФЗ), вы­ступающие в качестве индикатора стоимости безрис­ковых (свободных от кредитного риска) заимствова­ний на российском финансовом рынке. Средняя до­ходность ГКО-ОФЗ (индикатор рыночного портфеля) снизилась с 85% в 1999 г. до 8 - 9% в 2003 - 2005 гг. При этом следует учитывать, что дюрация портфеля ГКО-ОФЗ за указанный период возросла с 1,5 до поч­ти 5 лет.

Информация о работе Процент за кредит