Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа
Предмет исследования курсовой работы - организация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц коммерческими банками - очень объемный. Рамки курсовой работы не позволяют рассмотреть подробно все направления этой деятельности и все проблемы, возникающие в этой связи. Поэтому в работе освещены лишь основные наиболее распространенные формы и способы участия предприятий в платежной системе. При этом работа базируется на нормативных, теоретических и общих аспектах.
Введение
Глава 1. Система расчетов предприятий и организаций
1.1 Законодательные и теоретические основы системы расчетов организаций
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
1.3 Формы безналичных расчетов
Глава 2. Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками
2.1 Расчетные и кассовые операции юридических лиц
2.1.1 Выбор формы расчетов и способа платежа предприятиями
2.1.2 Методология оперативной финансовой работы предприятия с коммерческими банками
2.1.3 Порядок ведения кассовых операций
2.2 Обслуживание клиентов в коммерческих банках
2.2.1 Процедура открытия и закрытия счетов в коммерческих банках
2.2.2 Документооборот при проведении безналичных расчетов
2.2.3 Кассовые операции в коммерческих банках
2.2.3.1 Организация кассовой работы в коммерческих банках
2.2.3.2 Порядок совершения кассовых операций с наличными деньгами в коммерческих банках
Глава 3. Современное состояние расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Четвертый принцип -- очередность списания денежных средств со счета клиента. Установлены два правила определения очередности платежей со счетов клиентов банка. Первое правило относится к тем случаям, когда на счете имеются денежные средства, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявляемых к счету. В этой ситуации предъявленные расчетные документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика.
Второе правило -- при недостаточности денежных средств на счете списание средств осуществляется в следующей очередности:
- в первую очередь выполняется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь -- списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
- в третью очередь -- списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь -- списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- в пятую очередь -- списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, осуществляется в порядке календарной очередности или наступления сроков платежа.
Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и в конечном счете ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.
1.3 Формы безналичных расчетов
В современных условиях используются следующие формы безналичных расчетов, установленные законодательством РФ:
- платежные поручения;
- чеки;
- аккредитивы;
- платежные требования;
- инкассовые поручения.
Платежное поручение -- это документ, представляющий собой распоряжение предприятия обслуживающему его банку перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Платежным поручением могут производиться:
-перечисление средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
-перечисление средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
-перечисление средств в целях возврата/размещения кредитов/депозитов и уплаты процентов по ним;
-перечисление средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
Поручения действительны в течение 10 дней, не считая дня выписки. Банк принимает платежные поручения от плательщика к исполнению независимо от наличия средств на его счете. При отсутствии или недостаточности средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты документов сверх имеющихся на счете средств, платежные поручения помещаются в картотеку 90902. Платежные поручения предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Документы из банка плательщика направляются в учреждение банка, обслуживающее получателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства, указанные в платежном поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на счет получателя.
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться, чекодержателем является лицо юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом РФ.
Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Такие чеки использоваться клиентами банка, выпускающего эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений, на основании договоров, заключаемых с клиентами, и межбанковских соглашений о расчетах чеками.
Внутрибанковские правила проведения операций с чеками должны предусматривать форму чека, порядок его заполнения, срок предъявления к оплате, бухгалтерское оформление операций с чеками, ведение расчетов и состав операций по чекообороту.
Аккредитив - обязательство коммерческого банка, возникающее по поручению клиента, произвести платежи в пользу получателя средств на основании предоставленных документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. При этой форме расчетов платеж производится не в учреждении банка, обслуживающей покупателя, а по месту нахождения поставщика. Для совершения платежа покупатель обращается в учреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Следовательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретаемых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на аккредитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) по поручению плательщика-покупателя, переводит средства в банк поставщика. Деньги на счет поставщика зачисляются только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.
Исполнение аккредитива производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика-получателя денег.
В современной практике используются следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные.
При покрытом (депонированном) аккредитиве банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или выдаваемый ему кредит в распоряжение банка-поставщика (исполняющий банк).
Непокрытый (гарантированный) аккредитив может применяться, если два банка, обслуживающих рассчитывающихся клиентов, имеют корреспондентские счета друг у друга. Тогда аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления этому банку права списать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка-эмитента.
Отзывной аккредитив сейчас применяется редко в расчетах, поскольку его условия могут быть изменены или он может быть аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком.
Безотзывный аккредитив применяется довольно часто, он обеспечивает твердое обязательство банка осуществлять выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик, правда, может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено в условии, на котором он предоставлялся.
Преимущество аккредитивной формы расчетов -- в отсутствии задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагавшиеся ему деньги.
Однако в расчетах непокрытыми аккредитивами существуют некоторые особенности -- в исполняющем банке оплата продукции поставщику производится не за счет средств, забронированных заранее, а лишь в случае, если между банком-исполнителем и банком-эмитентом установлены корреспондентские отношения.
Платежные требования - расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной суммы через банк. Платежные требования широко применяются при расчетах за поставленные товары, оказанные услуги с предварительным акцептом и без акцепта. При акцептной форме расчетов кредитор (получатель средств) указывает срок акцепта, установленного договором, по истечении которого производится оплата. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные требования и сдает их на инкассо. Платеж за товар или услугу осуществляется в учреждении банка, обслуживающем покупателя.
Платежное требование содержит все необходимые реквизиты, позволяющие определить, какой товар отгружен, дату и сумму товарных документов, способ отправления, дату отгрузки, номера транспортных документов, грузоотправителя и грузополучателя и другую необходимую информацию. Поставщик не сам направляет эти документы плательщику, а поручает своему банку взыскать платеж. Банк, принимая документы на инкассо, берет на себя обязательство вовремя переслать их в учреждение банка, обслуживающее покупателя, взыскать с покупателя средства и перечислить денежные средства на расчетный счет поставщика.
После проверки, сдаваемые на инкассо документы, направляются в учреждение банка, обслуживающее покупателя. Поступающие деньги банк покупателя зачисляет на счет банка поставщика.
Учреждение банка, обслуживающее покупателя, получив присланные учреждением банка поставщика платежные требования, сообщает об этом покупателю, который, ознакомившись с документами, дает 'согласие на платеж или отказывается от их акцепта.
Акцепт является тем элементом, который дает возможность использовать безналичные расчеты как важный инструмент контроля за деятельностью поставщика. Покупатель акцептует счет только в том случае, если поставщик выполнит все условия договора, т.е. поставит продукцию нужного качества, в заказанном объеме, по установленной цене и т. д. Если поставщик нарушит хотя бы одно из договорных условий, то покупатель в праве не дать согласие на оплату. Расчеты платежными требованиями с акцептом - это не только юридический, но и экономический акт, контролирующий выполнение хозяйственного договора поставщиками.
Отказ от акцепта имеет довольно широкое распространение и применяется в расчетах между хозяйственными организациями, предприятиями и учреждениями. Покупатель в течение установленного срока может заявить отказ от акцепта, и если он этого не сделал, то платежный документ считается акцептованным.
В практике денежных расчетов используются инкассовые поручения.. Инкассовые поручения -- это расчетный документ, на основании которого производится списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания средств установлен законодательством;
- для взыскания по исполнительным документам;
- в случаях, предусмотренных сторонами по договору.
Взыскатели представляют в банк инкассовое поручение со ссылкой на дату и номер исполнительного или приравненного к нему документа.
В исполнительных документах должны содержаться: полное и точное наименование взыскателя и плательщика; размер взыскиваемой суммы, с какого счета плательщика сумма подлежит списанию.
Инкассовые поручения с приложением исполнительных документов, а также распоряжения на списание средств со счетов одногородних плательщиков представляются взыскателем на инкассо - банку, обслуживающему взыскателя или непосредственно учреждению банка, где ведется счет плательщика, а по иногородним плательщикам -- учреждению банка, обслуживающему взыскателя.
Глава 2. Расчетно-кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками
2.1 Расчетные и кассовые операции предприятий
2.1.1 Выбор формы расчетов и способа платежа предприятиями
В рамках действующего порядка учета, организации и регулирования платежно-расчетных отношений в хозяйстве, предприятия, фирмы, компании самостоятельно осуществляют выбор и определяют в хозяйственных договорах особенности проведения конкретных расчетов.
На финансовые службы предприятий возложено осуществление мероприятий по внедрению наиболее целесообразных форм расчетов с покупателями и поставщиками, которые должны способствовать своевременности платежей и ускорению оборачиваемости средств в расчетах. Для оперативной финансовой деятельности предприятия это представляет одну из наиважнейших задач, поскольку средства в расчетах относятся к ненормируемым фондам обращения в составе оборотных средств предприятий и организаций, которые временно отвлекаются из хозяйственного оборота.
В общем и целом оперативная финансовая работа в этой связи должна быть направлена на сокращение отвлечений оборотных средств в дебиторскую задолженность. При этом полезно соблюдать ряд принципов работы с такой задолженностью. Важно помнить, что в составе дебиторской задолженности находится не только авансированная в денежной форме в оборотные производственные фонды и фонды обращения стоимость, но и зачастую прибыль предприятия, фирмы, компании. Что касается кредиторской задолженности предприятия, то она выступает одним из источников формирования привлеченных оборотных средств. Здесь для любого предприятия выгодно проведение линии на увеличение размера и длительности коммерческого кредита, предоставляемого поставщиком. Задержка платежа поставщику на один день в крупных компаниях, при отсутствии штрафных санкций, эквивалента экономии в миллионы рублей, а за рубежом долларов, или евро.
В практике оперативной финансово-экономической работы при заключении хозяйственных договоров нередко смешивается два понятия: форма расчетов и форма платежа. Это связано с тем обстоятельством, что существуют безналичные и наличные расчеты. Вместе с этим, строго говоря, форма расчетов, - это выбор установленного порядка документального оформления и прохождения платежей. Она во многом связана с безналичным документооборотом. Форма самого платежа, - связана с выбором для осуществления расчетов безналичного или налично-денежного оборота.
Порядок платежа определяет оплату по времени ее осуществления, т.е. предварительный, по факту отгрузки, или последующий характер платежа по получению товара.
Участники хозяйственной сделки имеют право выбрать любую форму безналичных расчетов с учетом конкретных хозяйственных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и хозяйственных задач. При задержке платежей у покупателей образуется кредиторская задолженность, и нарушаются важнейшие принципы хозяйствования.[16;87]
В настоящее время банками предлагаются несколько видов платежей: на бумажных носителях, электронные, телеграфные, почтовые платежи. Клиент в праве выбрать наиболее оптимальный для конкретного платежа.
Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками