Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание

Предмет исследования курсовой работы - организация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц коммерческими банками - очень объемный. Рамки курсовой работы не позволяют рассмотреть подробно все направления этой деятельности и все проблемы, возникающие в этой связи. Поэтому в работе освещены лишь основные наиболее распространенные формы и способы участия предприятий в платежной системе. При этом работа базируется на нормативных, теоретических и общих аспектах.

Содержание

Введение
Глава 1. Система расчетов предприятий и организаций
1.1 Законодательные и теоретические основы системы расчетов организаций
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
1.3 Формы безналичных расчетов
Глава 2. Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками
2.1 Расчетные и кассовые операции юридических лиц
2.1.1 Выбор формы расчетов и способа платежа предприятиями
2.1.2 Методология оперативной финансовой работы предприятия с коммерческими банками
2.1.3 Порядок ведения кассовых операций
2.2 Обслуживание клиентов в коммерческих банках
2.2.1 Процедура открытия и закрытия счетов в коммерческих банках
2.2.2 Документооборот при проведении безналичных расчетов
2.2.3 Кассовые операции в коммерческих банках
2.2.3.1 Организация кассовой работы в коммерческих банках
2.2.3.2 Порядок совершения кассовых операций с наличными деньгами в коммерческих банках
Глава 3. Современное состояние расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Расчетно НОВАЯ.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

В конце 80-х годов на российском рынке появились системы обслуживания «клиент-банк», осуществляющие связь по модему путем прямого телефонного соединения с сервером банка. Преимущества для клиентов этой системы в том, что они экономят время и средства на посещение банка и получают удобный интерфейс для работы со своими платежными документами.

Банки также получают выгоду. Экономится время операционистов на прием и обработку документов, разгружаются операционные залы, есть возможность наладить информационное обеспечение клиентов.

2.1.2 Методология оперативной финансовой работы предприятия с коммерческими банками

Работа с коммерческими банками относится к разряду фундаментальных основ организации оперативной финансовой работы предприятия. Выбор коммерческого банка для финансовых служб предприятия, компании, фирмы не может быть случайным. Методологически такой выбор должен удовлетворять ряду требований:

- обеспечивать качественное расчетно-кассовое обслуживание;

- удовлетворять запросам клиента на перспективы своего развития;

- соответствовать специфике финансово-хозяйственных операций предприятия.

От коммерческого банка во многом зависит эффективность проведения оперативной финансовой работы в части осуществления своевременных, быстрых и точных расчетов, оперативного отпуска, получения и зачисления денежных средств на счета. Внутренняя технология операционного зала в разных кредитных учреждениях может несколько отличаться. Для финансовой службы и бухгалтерии большое значение имеют принципиальные моменты, связанные с практически применяемыми режимами зачисления денежных средств и, особенно, их перечисления в рамках операционного дня. Эти режимы фактически могут отличаться от формально установленных в документах о работе с клиентами коммерческого банка.

Важно внимательно изучить содержание договора на расчетно-кассовое рублевое и валютное обслуживание. Особенно это касается прав банка по срокам платежей по одногородним, междугородним и международным расчетам. Предприятия, фирмы, компании, осуществляющие валютные операции заключают два договора на расчетно-кассовое обслуживание в рублях и валюте. Надо обратить внимание на ставки и режим взимания платы за расчетно-кассовое обслуживание, а также возможных комиссионных вознаграждений за проведение отдельных рублевых и валютных операций. Определить наличие и режимы процедуры начисления клиентам процентов по остаткам на расчетных и валютных счетах, которые в принципе используются банком как кредитные ресурсы. В каком порядке, и по каким ставкам проводится такая работа. Очень важно знать о наклонностях коммерческого банка в проведении операций. По какому в принципе перечню рублевых и валютных операций он предпочитает работать, как правило. Какие операции в рублях и валюте, а также в части депонирования, кредитования, гарантирования коммерческий банк готов допустить в своей деятельности. Важно знать рассматриваются ли рублевые и валютные гарантии конкретного банка в качестве первоклассных, или достаточных на внутреннем и внешних рынках капитала.

Помимо чисто финансовых и процедурных аспектов работы банка, целесообразно установить степень приемлемости для предприятия и организации, применяемых банком современных технологий в своей операционной деятельности. Важно также обратить внимание на наличие деловых условий работы, поскольку многие документы, нередко, могут готовиться непосредственно в операционном зале. При наличии банковской бегущей строки бывает не лишним внимательно почитать ее, поскольку в ней часто содержится информация, прямо, или косвенно отражающая деловую активность банка, в том числе по работе с клиентами.[10;212]

Следует иметь в виду, что перспективы развития предприятия, фирмы, компании связаны не только с долгосрочным, но и краткосрочным кредитованием. Парадокс здесь состоит в том, что для начинающих и растущих предприятий, фирм, компаний именно краткосрочное кредитование выступает действительной основой развития деловой активности. Кроме того, перспективы развития финансовая служба не должна сводить только к кредитному аспекту финансового обеспечения производства и других видов бизнеса.

Кредиты в чистом виде - не единственная форма мобилизации денежных средств и ими представляемых финансовых ресурсов, в которой банк может оказать существенную помощь предприятию, фирме, компании. Одновременно, развитие понимается финансовой службой и как обеспечение эффективного расходования (вложения) денежных средств и финансовых ресурсов. При этом, очень важно определить возможность и целесообразность заинтересованного участия банка в этих операциях, которая далеко не ограничивается размещением временно-свободных финансовых ресурсов предприятий, фирм, компаний в депозиты. Кредитные возможности финансового обеспечения поддерживаются не только наличием обеспечения кредитов, оставлением части финансовых ресурсов в остатках на счетах на обусловленное время, но и совместными финансовыми операциями предприятий, фирм, компаний с подразделениями коммерческих банков. Перспективы развития и ведения бизнеса клиентом во многом зависят от уровня банковской технологии и специализации банка на проведении определенного круга основных операций. Этот круг операций, а что еще более важно - степень его расширения и подвижности, может не в полной мере соответствовать специфике тех финансово-хозяйственных операций, на которые делается, или предполагается делать упор в ходе ведения конкретного бизнеса.[20;189]

Ряд операций, например, фондовых, определенная часть коммерческих банков в силу имеющихся на то причин просто не выполняет. Мотивации здесь могут быть различными: от юридически правовых до технических, от финансовых до личных.

При выборе коммерческого банка важно правильно оценить соотношение его величины, положения на рынке и реальных возможностей обеспечения деловой активности с размером бизнеса, основными целями и задачами финансово-хозяйственной деятельности предприятия, фирмы, компании. Существуют банки, которые в основном строят свою деятельность на кредитных взаимоотношениях с клиентами. Другие банки сочетают кредитный и валютный аспекты получения операционных доходов. Имеются кредитные учреждения с хорошо развитыми фондовыми и валютными операциями, но кредитующие ограниченный контингент клиентов.

Решение многих оперативных финансовых и кредитных вопросов развития предприятия (организации) оказывается во многом зависимым от отношения банка к клиенту, от того места, которое он занимает в общей клиентской базе банка. В свою очередь, операционная активность клиента, возможности использования различных направлений зарабатывания денежных средств в существенной мере определяется степенью развитости деловой активности и наличием разветвленной инфраструктуры для осуществления банковских операций.

Поэтому, при организации оперативной финансовой работы через конкретное кредитное учреждение, необходимо знать: рейтинги своего банка, наличие генеральной лицензии, членство в российском и других банковских союзах, на ММВБ, статусы дилерства и агентства по различным операциям, наличие корреспондентских счетов банка в других российских и зарубежных банках, участие в системе межрегиональных расчетов, наличие депозитария в банке, счетов депо для операций с ценными бумагами в других депозитариях, вкладных операций населения, инкассационных возможностей и многие другие аспекты.

Важно держать под постоянным контролем ход развития новых направлений в деятельности банка, использование им новых схем сделок и инструментов зарабатывания денежных средств.

Основа обеспечения и ведения денежных расчетов предприятий - действующее законодательство, правила проведения безналичных и налично-денежных расчетов, договора на расчетно-кассовое обслуживание с банком. Эти договора базируются на регулировании денежных расчетов государством.

В области организации и осуществления расчетов через коммерческий банк - финансовые службы осуществляют операции по трем направлениям:

- финансовые операции, связанные с привлечением в оборот денежных средств;

- финансовые операции, связанные с расходованием денежных средств;

- учетно-кассовые операции.

Первое направление охватывает: ведение расчетов с покупателями за отгруженную им продукцию и заказчиками, своевременное оформление, причитающегося, предприятию финансирования, получение процентов по депозитам, возврат депозитов, проведение специфических фондовых операций и другие. Взаимные претензии по соблюдению договорной дисциплины между получателем и плательщиком денежных средств рассматриваются ими без участия банковских учреждений. В тех случаях, когда в связи с осуществлением расчетных операций, у клиента имеются претензии, последние направляются в обслуживающий его банк. Коммерческие банки направляют претензии в обслуживающий их расчетно-кассовый центр. Подача жалобы и предъявление иска не приостанавливает операции по счету.

Второе направление включает оперативную финансовую работу по платежам в бюджеты, формирующим прибыль и из нее в порядке линейного распределения, за счет формируемой себестоимости, а также во внебюджетные фонды и организации; перечисление средств в установленные сроки в вышестоящие организации; ведение расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученную продукцию, оказанные услуги и выполненные работы; направление средств в депозиты на основе покупки депозитных сертификатов банков или заключения депозитных договоров и др.

Учетно-кассовые операции связаны со своевременным получением в банке средств для выплаты заработной платы, обработкой банковских выписок и данных о движении средств на расчетном, ссудном и других счетах предприятия (фирмы). [20;183]

2.1.3 Порядок ведения кассовых операций

Для регламентирования налично-денежного оборота в стране действуют Положения «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» и «о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Кассовые операции - это операции, связанные с принятием, хранением, выдачей наличности. Действуют следующие основные правила ведения кассовых операций:

- организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства на счетах в учреждениях банка;

- организации проводят расчеты по своим обязательствам, как правило, в безналичном порядке через банки;

-для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме;

- наличные деньги, полученные организациями в банках, должны расходоваться по целевому назначению;

- организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с их руководителями. Лимит остатка денег в кассе устанавливается в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы организации с утра следующего дня с учетом среднедневной выручки и расхода наличными деньгами (кроме расходов на оплату труда и социально-трудовые выплаты), особенностей деятельности и режима ее работы, порядка и сроков сдачи выручки в банк, а также необходимости ускорения оборачиваемости денег, своевременного поступления их в кассу банка, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок денег; при необходимости лимиты остатков касс пересматриваются;

- организации должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками; наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при организациях для последующей сдачи в банк, а также предприятия связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров;

- организации могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендии не более 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, до 5 дней) включая день получения денег в банке;

- определены порядок приема и выдачи наличных денег, оформление кассовых документов: прием наличных денег кассами организаций осуществляется по приходным кассовым ордерам; наличные деньги из касс выдаются по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.), приходные и расходные кассовые ордера, а также документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером или лицами, на это уполномоченными;

- банки обязаны систематически контролировать кассовую дисциплину своих клиентов для исключения злоупотреблений с излишками денег, сохранения налично-денежного оборота. [7;221]

2.2 Обслуживание клиентов в коммерческих банках

2.2.1 Процедура открытия и закрытия счетов в коммерческих банках

Обслуживание платежного оборота банками заключается в отражении соответствующих сумм по активу или пассиву этих счетов. Каждый экономический и хозяйствующий субъект хранит свои средства в банках. Действующим хозяйственным законодательством предусмотрено, что банки принимают и хранят на счетах денежные средства клиентов, осуществляют по их поручению расчетные, кредитные, кассовые и другие банковские операции.

Юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, вправе открывать счета в любом банке по месту их регистрации или в банке вне места своей регистрации с согласия последнего. Юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства в банке. Необоснованный отказ банка, уставом которого предусмотрены осуществление соответствующих банковских операций, принять денежные средства клиента на хранение и открыть счет может быть обжалован клиентом в суде.

Между банком и клиентом заключается договор о расчетно-кассовом обслуживании с открытием соответствующего банковского счета. По договору банк обязуется хранить денежные средства на счете клиента, зачислять поступающие на этот счет суммы, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче денег со счета и проведении других банковских операций, предусмотренных для счета данного вида законодательными актами, банковскими правилами и договором.

Расчетные, текущие счета открываются юридическим лицам независимо от форм собственности, а также гражданам и физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью.

 Для оформления открытия счетов всех видов в кредитную организацию предоставляются следующие документы:

- заявление на открытие счета;

- свидетельство о регистрации;

-решение (распоряжение, постановление, приказ) о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица того органа, которому предоставлено такое право действующим законодательством;

-копии Устава и учредительного договора или договор аренды, в необходимых случаях документы на право пользования землей, заверенные нотариально, прошнурованные и пронумерованные;

-справки из налоговой инспекции, пенсионного фонда о том, что юридическое лицо зарегистрировано в этих органах;

-карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенными нотариально.

Для открытия счетов нерезидентам Российской Федерации дополнительно представляются выписки из торгового или банковского реестра и другие документы, определяющие юридический статус нерезидента в соответствии с законодательством страны его местонахождения, копия разрешения национального иностранного банка. Все документы должны быть переведены на русский язык, нотариально заверены и легализованы в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей либо в посольстве (консульстве) иностранного государства в Российской Федерации.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками