Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание

Предмет исследования курсовой работы - организация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц коммерческими банками - очень объемный. Рамки курсовой работы не позволяют рассмотреть подробно все направления этой деятельности и все проблемы, возникающие в этой связи. Поэтому в работе освещены лишь основные наиболее распространенные формы и способы участия предприятий в платежной системе. При этом работа базируется на нормативных, теоретических и общих аспектах.

Содержание

Введение
Глава 1. Система расчетов предприятий и организаций
1.1 Законодательные и теоретические основы системы расчетов организаций
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
1.3 Формы безналичных расчетов
Глава 2. Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками
2.1 Расчетные и кассовые операции юридических лиц
2.1.1 Выбор формы расчетов и способа платежа предприятиями
2.1.2 Методология оперативной финансовой работы предприятия с коммерческими банками
2.1.3 Порядок ведения кассовых операций
2.2 Обслуживание клиентов в коммерческих банках
2.2.1 Процедура открытия и закрытия счетов в коммерческих банках
2.2.2 Документооборот при проведении безналичных расчетов
2.2.3 Кассовые операции в коммерческих банках
2.2.3.1 Организация кассовой работы в коммерческих банках
2.2.3.2 Порядок совершения кассовых операций с наличными деньгами в коммерческих банках
Глава 3. Современное состояние расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Расчетно НОВАЯ.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

Положение в сфере кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в 2008 году неутешительно. Организациям такого калибра и так тяжело приходилось: кризис застал их врасплох, финансирование от государства получали только крупные предприятия, а от вопросов конкуренции и выживания никуда не убежишь. Субъектам малого бизнеса пришлось пройти тот же путь оптимизации издержек, что и среднему и крупному бизнесу, только вот возможностей у них для этого значительно меньше. Но у такого рода организаций есть и плюсы: малый бизнес более чувствителен к изменению рыночной конъюнктуры.

Лидером рейтинга по объему выданных средств малому бизнесу в 2008 году стал «Сбербанк» показавший впечатляющую динамику роста. Второе место занимает «ВТБ 24». Тройку лидеров замыкает «Газпромбанк».

Основными тенденциями 2009 года стали: избыток валютных и недостаток рублевых ресурсов, последние пополняются за счет средств ЦБ. Банковские активы продолжают сокращаться, что влечет за собой снижение доходов. За первые два месяца 2009 года активы банковской системы похудели на 2%, при продолжающемся спаде рублевых активов наметился и спад валютных.

Продолжают сокращаться остатки на рублевых расчетных счетах, вследствие снижения ликвидности в реальном секторе. А в феврале сократились и расчетные счета в валюте.

Динамика расчетных счетов по 1.03.09

 

Группа банков

Рубли

Валюта

 

 

Изм. с 1.09.08

Изм. с 1.01.09

Изм. с 1.02.09

Изм. с 1.09.08

Изм. с 1.01.09

Изм. с 1.02.09

 

Сбербанк

1%

-15%

-3%

172%

36%

8%

 

Госбанки

-20%

-24%

-1%

149%

42%

-27%

 

Федеральные банки

-24%

-3%

2%

96%

-5%

-12%

 

Крупные банки

-23%

-16%

-6%

113%

54%

-11%

 

Нерезиденты

-32%

-10%

-10%

103%

41%

-9%

 

Московские

-28%

-22%

-3%

85%

9%

-13%

 

Региональные

-27%

-19%

-4%

24%

20%

-8%

 

Итого

-20%

-15%

-3%

108%

22%

-9%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время коммерческий банк за счет комплексного обслуживания решает одну из своих основных задач: не просто удержать клиента в банке, а заставить его пользоваться более чем одним банковским продуктом. И чем большее количество продуктов клиент покупает в одном банке, тем он более лоялен к данному банку, тем меньше у конкурентов шансов переманить его. На корпоративного клиента часто смотрят с разных ракурсов: расчетное обслуживание; кредиты; компания может быть интересна как работодатель, с которым можно вести зарплатные проекты, расчетное обслуживание и кредитование его сотрудников. Рассматриваются остатки на счетах этих компаний как хорошая база для фондирования. Рассматриваются люди, которые владеют и управляют компанией, -- они могут стать клиентами банка по private banking. Банки стараются взять клиента на обслуживание полностью, для этого продуманы специальные пакетные корпоративные предложения, которые максимально покрывают разнообразные ситуации, разные потребности компаний.

Но соглашаются на это далеко не все клиенты -- многие становятся все более острожными, расчетливыми и требовательными. Большинство корпоративных клиентов вплоть до самых мелких предпочитают «не держать все яйца в одной корзине», они стараются работать с разными банками, брать от каждого самое лучшее. Даже если банк настаивает на переводе расчетов к нему для предоставления более выгодного кредита, то часто ему переводят только часть расчетов компании. Получатся, что каждому банку достается понемногу, возникает ситуация частичного распределения клиентов по банкам.

Иногда заполучить клиента целиком невозможно не только потому, что он этого не хочет, но и потому, что не каждый банк может себе позволить полностью обслуживать того или иного клиента в силу своей стратегии, размера, тарифов и других параметров. К примеру, Сведбанк -- это относительно небольшой банк на российском рынке, но у него есть клиенты, входящие в топ-100 крупнейших компаний России. Организация финансирования в сотнях миллионов евро без поддержки головного офиса или организации синдицированного кредита практически невозможна, поэтому крупные компании, как правило, не достаются какому-то банку целиком и полностью.

Если ранжировать факторы, которые наиболее важны для клиентов по РКО, то на первое место можно поставить скорость обслуживания. На втором месте -- способность банка предоставлять нестандартные дополнительные услуги. Далее близость расположения банка, которая, правда, не имеет значения для крупных корпоративных клиентов. Важна длительность операционного дня, но влияние этого фактора можно считать опосредованным, так как корпоративные клиенты вправе рассчитывать на продление операционного дня для решения текущих вопросов.

Сложившиеся отношения с сотрудниками банка играют немалую роль. Отсутствие бюрократии - залог эффективной работы.

Для удобства клиентов необходимо своевременное их оповещение о текущих изменениях в тарифах, регламентах банка и законодательстве РФ в области банков и банковской деятельности, сопровождение клиента в течение дня в формате «единое окно», активное развитие программного обеспечения банка по индивидуальным запросам клиентов.

Все чаще банкиры предлагают клиентам форму пакетного обслуживания. К примеру, в УРСА Банке бизнес-пакеты представляют собой комплексное расчетно-кассовое обслуживание и набор специальных кредитов. Оплата за услуги, включенные в бизнес-пакет, осуществляется одним платежным документом в месяц или даже в три месяца -- в зависимости от выбора бизнес-пакета.

По мнению экспертов, очень важный параметр -- репутация банка как провайдера качественных и удобных услуг. Второе серьезное преимущество дает наличие разветвленной филиальной сети. Это позволяет привлекать как крупных клиентов с широкой филиальной сетью, так и малые и средние предприятия, для которых очень важно, чтобы банк, в котором они обслуживаются, или его отделение и банкомат находились в непосредственной близости. Банку с широкой региональной сетью всегда проще найти общий язык с компанией, у которой много филиалов. Хотя в понимании некоторых банкиров при современном уровне расчетов филиальная сеть становится все менее значимым фактором.

Среди других важных факторов выбора банка для РКО эксперты выделяют: гибкие тарифные планы, широкую продуктовую линейку, комфорт и уют в офисах, индивидуальный подход к каждому клиенту, стандартизацию РКО для клиентов по всей сети, рекомендации партнеров, нестандартную методику работы с клиентом, профессионализм менеджеров, приветливость персонала, экономию времени клиента.

Существенным фактором также является отсутствие очередей, должна быть возможность самообслуживания, которая предполагает применение специальных технических средств и информационных технологий, например системы сash in или интернет-банкинга».

Нельзя недооценивать и систему бонусов, повышающих лояльность клиентов по РКО. Банки проводят акции с розыгрышем призов, предоставляют дополнительные льготные услуги, скидки, бесплатное обслуживание в течение определенного периода, дарят сувенирную продукцию, пластиковые карты и другие подарки. Часто льготы могут предоставляться холдинговым клиентам. Но банковская система очень расчетлива. Взаимовыгодные отношения строятся исключительно в зависимости от объема и срочности размещаемых ресурсов, от количества услуг, потребляемых по РКО, от потребляемых кредитных продуктов. Для усиления конкурентного преимущества банк может стать нишевым игроком. Например, есть те, кто специализируется на услугах обслуживания экспортно-импортных операций. Но на рынке услуг РКО таких игроков немного.

Если банк проигрывает, хотя бы в каком-то из параметров обслуживания клиент может уйти к конкуренту. Но на практике это происходит не так уж часто, все-таки для компании смена банка по РКО, а тем более по комплексному обслуживанию -- достаточно серьезный шаг, на который идут только в случае явных «проколов». Иногда достаточно нескольких ошибок со стороны банка, чтобы клиент принял решение о переходе на обслуживание в другой финансовый институт. Еще одной причиной может стать нежелание банка идти на компромисс в случае дополнительных просьб клиентов вне рамок стандартных процедур. Например, принять платеж после предельного времени.

Есть мнение, что РКО -- не та услуга, на которой банк зарабатывает большие деньги. А некоторые клиенты вообще считают, что эти услуги должны предоставляться бесплатно. С другой стороны, расчетно-кассовое обслуживание -- это услуга, по которой корпоративные клиенты чаще всего общаются с банком, для банка это один из поводов показать свое лицо.

Под давлением нарастающей конкуренции банки стремятся расширить спектр и качество услуг по РКО, желая не только сохранить старых, но и привлечь новых клиентов. Многие банки, пытаясь привлечь дополнительных клиентов, делают некоторые услуги совершенно «бесплатными».

В целом тарифы банков зависят от выбранной стратегии. Когда банк только выходит на рынок или ставит себе целью завоевать крупного клиента, он может установить низкие тарифы на РКО. Но есть и иные факторы, которые не влияют на рыночную тенденцию, -- индивидуальный подход банков к наиболее значимым корпоративным клиентам. Чем лучше финансовые показатели работы клиента с банком, тем ниже становятся тарифы на его обслуживание. Порой банк может значительно «подвинуться» по тарифам на РКО, при этом компенсировать потери, закладывая их в кредитную ставку или в стоимость других услуг, которыми пользуется клиент. Или просто понизить определенный тариф, понимая, что лучше заработать меньше, чем не заработать вообще.

Цена РКО в какой-то мере становится индикатором типа клиентской базы, всегда есть клиенты, готовые платить за сервис, и есть блуждающие по банкам в поисках бесплатного РКО. Получается: установи бесплатное РКО и получишь высокую конкурентоспособность и высокие же расходы, которые нужно будет компенсировать другим бизнесом.

И все же почти у каждого банка есть и фиксированные расценки на РКО, ведь в определенный отрезок времени какой-то компании нужна только эта услуга и больше ничего. Порой все происходит наоборот, и клиент платит за пакет услуг, в который, в том числе, входит расчетно-кассовое обслуживание.

В конце 2007 года агентство маркетинговых исследований DISCOVERY Research Group завершило мониторинг стоимости услуг расчетно-кассового обслуживания банков России.

Для мониторинга были отобраны 30 крупнейших банков России, предоставляющих услуги расчетно-кассового обслуживания корпоративным клиентам.

В рамках мониторинга были исследованы стоимость и условия открытия и ведения счетов, основные тарифы внутрибанковских переводов денежных средств и переводов на счета других банков, а также основные условия проведения операций с наличными средствами. Исследованы условия предоставления системы «Клиент-банк».

По итогам мониторинга, наиболее высокие ставки на открытие счета установлены в банках Возрождение, ВТБ и Альфабанке. Здесь стоимость открытия счета составила 3000 руб. Эти же банки лидируют в стоимости открытия валютного счета - для банков Возрождение и ВТБ тариф составляет $40 и $39 соответственно. При этом 47% банков из числа изученных оказывают услуги по открытию счета бесплатно. Стоимость ведения счета во многих банках составляет не более 1000 руб. По итогам исследования, исключение составил только Альфабанк - его ставка 1500 руб. Что касается закрытия счета, в абсолютном большинстве банков плата за предоставление данной услуги не взимается. Во многих банках оказываются дополнительные услуги по ведению счета. Так, выписки по счету абсолютно во всех банках предоставляются клиенту без взимания дополнительной платы. Однако, оформление дубликата выписки обойдется клиенту от 10 до 400 руб. Наиболее дорогими признаны справки по запросу аудиторских фирм - тарифы составляют от 100 до 3000 руб., при этом, средняя стоимость такой справки по итогам мониторинга составила 955 руб.

Мониторинг показал, что стоимость денежных переводов может различаться при предоставлении информации на разных носителях - как правило, стоимость перевода, переданного на бумажном носителе, выше, чем на электронном. Исследование показало, что изменение условий перевода и его аннуляция обойдутся клиенту в сумму до 200 рублей. При валютных переводах эта сумма может составить до $100.

Как показало исследование, средняя ставка при снятии наличных денежных средств на заработную плату сотрудникам составила 0,4%, на другие нужды клиента - 3,62% от суммы операции. Для валютных операций этот показатель приблизительно равен 1%. По итогам исследования, почти все банки предоставляют услуги системы «Клиент-банк». Среди рассмотренных банков 40% устанавливают данную систему на компьютеры клиента бесплатно. Как правило, за пользование системой взимается ежемесячная абонентская плата, либо она включается в платежи клиента за ведение счета. Некоторые банки имеют крайне принципиальную позицию: «Мы берем, и будем брать вознаграждение за наши услуги». Клиент должен понимать, что он платит разумную цену за качественные услуги. Тогда разговоры про бесплатное обслуживание отпадают сами собой. В ходе работы над тарифными планами банк тщательно взвешивает доходные и расходные статьи. Приблизительно оценить рентабельность РКО можно очень просто и наглядно: допустим, банк взимает с клиента плату за обработку платежных документов на бумаге в размере 12 рублей, но при этом платит РКЦ ЦБ за обработку от 7 рублей и более. Разница -- это операционный доход банка, из которого надо еще покрыть административно-хозяйственные расходы и заплатить налоги.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками