Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа
Предмет исследования курсовой работы - организация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц коммерческими банками - очень объемный. Рамки курсовой работы не позволяют рассмотреть подробно все направления этой деятельности и все проблемы, возникающие в этой связи. Поэтому в работе освещены лишь основные наиболее распространенные формы и способы участия предприятий в платежной системе. При этом работа базируется на нормативных, теоретических и общих аспектах.
Введение
Глава 1. Система расчетов предприятий и организаций
1.1 Законодательные и теоретические основы системы расчетов организаций
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
1.3 Формы безналичных расчетов
Глава 2. Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками
2.1 Расчетные и кассовые операции юридических лиц
2.1.1 Выбор формы расчетов и способа платежа предприятиями
2.1.2 Методология оперативной финансовой работы предприятия с коммерческими банками
2.1.3 Порядок ведения кассовых операций
2.2 Обслуживание клиентов в коммерческих банках
2.2.1 Процедура открытия и закрытия счетов в коммерческих банках
2.2.2 Документооборот при проведении безналичных расчетов
2.2.3 Кассовые операции в коммерческих банках
2.2.3.1 Организация кассовой работы в коммерческих банках
2.2.3.2 Порядок совершения кассовых операций с наличными деньгами в коммерческих банках
Глава 3. Современное состояние расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Ответственный работник бухгалтерии кредитной организации проверяет правильность оформления и полноту представления документов и передает их в юридический отдел для проверки законности и достоверности представленных документов.
Счет открывается при наличии на заявлении клиента разрешительной надписи Председателя Правления или его заместителя и главного бухгалтера кредитной организации. За открытие и ведение счета кредитная организация может взимать определенную плату. Документы по оформлению счета хранятся в юридическом отделе, в сейфе в порядке возрастания номеров. Карточки с образцами подписей и оттиска печати хранятся в специальной картотеке у операциониста. Клиенту кредитной организации сообщается номер счета и операциониста, с которым будет работать клиент. Номера счетов включают в себя: двадцать знаков счетов второго порядка; три знака кода валюты; два знака отраслевой принадлежности; один знак код; четыре знака номера отдельного лицевого расчетного или текущего счета и т.д.
Записи по открытым в банке счетам (или отражение операций в электронной памяти машины) представляют собой отражение денежных оборотов хозяйствующего субъекта.
Банк может использовать имеющиеся на счете клиента денежные средства, гарантируя их наличие при предъявлении требований к счету.
Банк гарантирует тайну счетов клиента. Предоставление банком сведений о состоянии счетов и об операциях по ним без согласия клиента не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Договор банковского счета прекращается по заявлению клиента и по другим основаниям, предусмотренным законодательством. Отсутствие операций по банковскому счету не влечет прекращения договора.
Закрытие счетов в банке возможно:
- по заявлению владельца счета;
- при изменении характера деятельности, связанной с утратой хотя бы одного из признаков, предусмотренных в Уставе юридических лиц, и т.д.;
- по решению органа, создавшего предприятие, объединение, организацию или учреждение;
- при ликвидации записей по счету, за исключением учреждений, состоящих на бюджете, счета которых в этих случаях не закрываются.
Кредитная организация обязана за 10 дней письменно предупредить владельца о закрытии его счета.
При изменении наименования, не вызванном реорганизацией, а также при изменении подчиненности в кредитную организацию представляются заявление владельца счета, уведомляющее об изменениях, и копия решения соответствующего органа. При изменении характера деятельности владельца счета представляется копия нового Устава (положения), нотариально заверенного. Указанные документы должны быть представлены в течение месяца со дня переименования или изменения подчиненности. При изменении наименования и подчиненности владелец счета представляет новую карточку с образцами подписей и оттиска печати, нотариально заверенную.
При ликвидации юридического лица представляются решение и предписание арбитражного суда о ликвидации юридического лица с указанием в нем срока действия и заверенная карточка с образцами подписей и оттиска печати ликвидационной комиссии, а в случае отсутствия такой печати -- с оттиском печати той организации, которая создала ликвидационную комиссию.
2.2.2 Документооборот при проведении безналичных расчетов
Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Формы расчетов между плательщиком и получателем определяются ими самими в хозяйственных договорах. В практике хозяйствования наибольшее распространение получили две формы безналичных расчетов. Это платежи платежными поручениями и платежными требованиями. Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи сразу после отгрузки, т.е. путем прямого акцепта товара, а также частичные платежи при крупных сделках.
Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
Документооборот проходит в следующей последовательности:
-отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ (1);
-предъявление в банк платежного поручения на перечисление средств поставщику (2);
-выписка с расчетного счета о списании суммы со счета плательщика(3); - направление платежного поручения из банка плательщика в банк получателя (4);
-выписка с расчетного счета поставщика о зачислении суммы (5). (Рис.1)
1
4
Рисунок 1 - Схема документооборота при расчетах организации платежными поручениями.
Преимущество расчетов платежными поручениями заключается в том, что они обеспечивают относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, максимальное сближение моментов получения покупателями товаров и совершения платежа, возможность для плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг.
В общем безналичном расчете эта форма расчетов составляет свыше 80%.
Расчеты платежными требованиями , так же как и платежные поручения не требуют больших затрат на их проведение, однако скорость расчетов по ним несколько ниже.
Документооборот при этом имеет следующую схему (Рис.2):
- отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ (1);
- выписка комплекта платежных требований и пересылка его вместе с отгрузочными документами в банк плательщика(2);
- передача банком - плательщиком полученных документов для акцепта покупателя (3);
- возврат платежных требований - поручений с акцептом (4);
- направление документов из банка плательщика в учреждение банка, обслуживающего получателя (5);
- выписка с расчетного счета получателя о зачислении суммы (6).
Рисунок 2 - Схема документооборота при расчетах платежными требованиями
В настоящее время при платежах за товары и услуги используют чеки, оплачиваемые за счет депонированных на банковском счете средств клиента-чекодателя.
Схема документооборота при расчетах чеками включает (Рис.3):
- заполнение покупателем заявления на получение чековой книжки, а также платежного получения для депонирования средств и передачи их в банк(1);
- депонирование средств в банке покупателя с расчетного счета на депозит (2);
- выдача плательщику чековой книжки или чеков(3);
- отгрузка товарно - материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг(4);
- выписка чеков плательщиком и передача их поставщику в момент получения товара и т.п.(5);
- передача поставщиком полученных чеков своему банку для взыскания средств с плательщика(6);
- передача документов банку плательщика для оплаты (7);
- перечисление средств банком - плательщиком в банк поставщика (8).
Преимущество аккредитивной формы расчетов от других форм расчетов состоит в гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товара.
Документооборот при расчетах по аккредитиву происходит по следующей схеме (Рис.4):
- предоставление заявления банку - эмитенту аккредитива (1);
- перечисление банком с расчетного счета плательщика денег на отдельный аккредитивный счет в исполняющем банке(2);
- уведомление банком поставщика об открытии аккредитива(3);
- отгрузка поставщиком товара покупателю ( выполнение работ)(4);
- передача поставщиком документов, подтверждающих отгрузку (5);
- проверка банком документов (реестра счетов и др.) и перечисление средств с аккредитива на расчетный счет поставщика(6).
Рисунок 4 - Схема документооборота при расчетах по аккредитиву
Все расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:
- наименование расчетного документа;
- номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки.
- реквизиты кредитной организации плательщика, ее наименование; наименование плательщика, номер его счета;
- наименование получателя средств, номер его счета;
- наименование кредитной организации получателя (в чеке не указывается), ее реквизиты;
- идентификационные номера, присвоенные юридическим лицам при постановке на учет в налоговых органах
- назначение платежа (в чеке не указывается);
- сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
- на первом экземпляре подписи должностных лиц, имеющих право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам.
Платежные поручения, платежные требования оформляются с использованием технических средств в количестве экземпляров, необходимом для кредитной организации и всех участвующих в расчетах сторон. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками. Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.
2.2.3.1 Организация кассовой работы в коммерческих банках
Большое значение придается правильной и четкой организации кассовой работы в коммерческом банке, которая должна обеспечить и сохранность ценностей, и своевременное обеспечение кассовой наличностью обслуживаемых банком предприятий и организаций, и инкассацию денежной наличности. При этом работы должны вестись с полным соблюдением кассовой дисциплины.
Для осуществления кассового обслуживания клиентов банки создают кассовый узел, который может включать следующие помещения:
- хранилище ценностей;
- кладовую или сейфовую комнату;
- операционные кассы;
- кассовый зал для клиентов;
- кассу пересчета;
- вечернюю кассу;
- помещение по приему-выдаче денег инкассаторам;
- другие функционально необходимые или вспомогательные помещения.
Для приема и выдачи наличных денег и других ценностей в коммерческом банке создается отдел кассовых операций, который возглавляет заведующий кассой (старший кассир), осуществляющий руководство отделом и контроль за работой кассового аппарата банка. Наряду с главным бухгалтером и руководителем банка заведующий кассой несет ответственность за правильную организацию кассовой работы, четкое кассовое обслуживание предприятий и организаций, своевременное отражение в учете денег, поступивших в кассу или выданных из кассы, сохранность всех ценностей в кассе банка.
В коммерческом банке создаются кассы приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние, кассы для выдачи чековых книжек, пересчета денежной выручки. Виды и количество таких касс зависят от объема операций и характера деятельности банка. [12;75]
Для хранения наличных денег и других ценностей в коммерческом банке выделяется специальное помещение -- денежное хранилище. Технические требования к оборудованию касс и денежного хранилища определяются в специальных документах Центрального банка РФ. Кабины касс должны быть оборудованы таким образом, чтобы можно было зрительно следить за работой кассира, но в то же время помещение кассы должно быть защищено от проникновения в него извне. Денежное хранилище оборудуется так, чтобы обеспечить полную сохранность ценностей. В хранилище имеются несгораемые и железные шкафы, запирающиеся стеллажи для хранения наличных денег и ценностей.
Коммерческие банки имеют право открывать соответственно оборудованные кассы вне кассового узла, устанавливать банкоматы и другие платежно-расчетные терминалы.
Непосредственное выполнение операций с наличными деньгами осуществляют кассовые и инкассаторские работники, несущие материальную ответственность за сохранность денег.
2.2.3.2 Порядок совершения кассовых операций с наличными деньгами в коммерческом банке
Основной принцип, на котором основывается выполнение кассовых операций в банке, заключается в том, что кассир может выполнять операции по приему и выдаче ценностей только на основании распоряжения экономиста учетно-операционного отдела, оформленного соответствующими кассовыми документами (приходными или расходными). Экономисты учетно-операционного отдела, проверив законность оформления кассовых операций, подписывают документы, регистрируют их в кассовых журналах (приходных или расходных) и передают кассиру непосредственно или используя для этого пневматическую почту.
В начале операционного дня кассиры получают от заведующего кассой (старшего кассира) определенную сумму наличных денег в качестве аванса, а в течение операционного дня в случае необходимости -- дополнительные суммы. В конце дня кассиры отчитываются за использование полученного аванса: общая сумма проведенных ими за день операций сверяется с данными учета экономистов учетно-операционного отдела, после чего остатки имеющихся у них денег, кассовые документы и составленные кассирами справки об операциях за день передаются заведующему кассой (старшему кассиру). Передача денег и ценностей в виде аванса или возврата оставшихся у кассира ценностей отражается в книгах кассиров и заведующего кассой (старшего кассира).
Операции по приему наличных денег в кассы банка оформляются объявлением и приходным кассовым ордером. Клиенты банка для оформления вносимых в банк наличных денег заполняют объявление, которое состоит из трех частей: объявления на взнос наличными, ордера и квитанции. Заполненный комплект бланка объявления клиент передает экономисту учетно-операционного отдела. Проверив правильность заполнения всех трех частей документа, экономист регистрирует его сумму в приходном кассовом журнале.
Получив объявление, подписанное экономистом учетно-операционного отдела, кассир приходной кассы принимает наличные деньги от вносителя и после пересчета их подписывает квитанцию, ставит на ней печать кассы, отделяет квитанцию от объявления и ордера и выдает ее вносителю денег. Ордер, заверенный подписью кассира, возвращается экономисту учетно-операционного отдела, который в приходном кассовом журнале делает отметку о поступлении денег по соответствующему счету.
В бухгалтерском учете операция по зачислению внесенных наличными денег на счет клиента осуществляется на основе приходного кассового журнала и оформляется соответствующей проводкой.
После получения данных синтетического и аналитического учета и их сверки ордер передается клиенту вместе с выпиской из его лицевого счета. Таким образом, по суммам, внесенным на счета клиентов наличными, последние получают два документа -- квитанцию и ордер. Наличие ордеров позволяет клиентам следить за поступлением денег в банк и правильностью произведенных записей по их счетам. Объявления на взнос наличными остаются у кассира и в конце дня передаются заведующему кассой (старшему кассиру) вместе с другими документами и ценностями.
Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками