Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа
Предмет исследования курсовой работы - организация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц коммерческими банками - очень объемный. Рамки курсовой работы не позволяют рассмотреть подробно все направления этой деятельности и все проблемы, возникающие в этой связи. Поэтому в работе освещены лишь основные наиболее распространенные формы и способы участия предприятий в платежной системе. При этом работа базируется на нормативных, теоретических и общих аспектах.
Введение
Глава 1. Система расчетов предприятий и организаций
1.1 Законодательные и теоретические основы системы расчетов организаций
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
1.3 Формы безналичных расчетов
Глава 2. Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками
2.1 Расчетные и кассовые операции юридических лиц
2.1.1 Выбор формы расчетов и способа платежа предприятиями
2.1.2 Методология оперативной финансовой работы предприятия с коммерческими банками
2.1.3 Порядок ведения кассовых операций
2.2 Обслуживание клиентов в коммерческих банках
2.2.1 Процедура открытия и закрытия счетов в коммерческих банках
2.2.2 Документооборот при проведении безналичных расчетов
2.2.3 Кассовые операции в коммерческих банках
2.2.3.1 Организация кассовой работы в коммерческих банках
2.2.3.2 Порядок совершения кассовых операций с наличными деньгами в коммерческих банках
Глава 3. Современное состояние расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
В конце дня кассир приходной кассы на основе имеющихся у него кассовых документов составляет справку об общей сумме принятых наличных денег с распределением по отдельным экономистам учетно-операционного отдела, от которых поступали кассовые документы. Общая сумма по справке должна совпадать с суммой принятой денежной наличности. Данные справки сопоставляются с записями в приходном кассовом журнале экономистов учетно-операционного отдела. Произведенная проверка заверяется подписями экономистов учетно-операционного отдела в справке кассира приходной кассы и подписью кассира в приходном кассовом журнале. Остаток кассовой наличности вместе со справкой и кассовыми документами кассир передает заведующему кассой (старшему кассиру) под расписку в книге кассира приходной кассы.
Основным документом для получения наличных денег служит денежный чек. В оформлении расходных кассовых операций кроме экономиста учетно-операционного отдела и кассира всегда участвует специально выделенный работник -- контролер по расходным кассовым операциям.
Денежные чеки предъявляются экономистам учетно-операционного отдела. При наличии на счете клиента остатка средств, достаточных для оплаты чека, экономист учетно-операционного отдела проверяет обоснованность требования на выплату наличных денег, а также проверяет правильность заполнения чека, тождественность подписей и печати чекодателя с образцами, представленными банку, соответствие номера чека номерам в чековой книжке, выданной данному клиенту. По документам (паспорту) проверяется личность получателя, который расписывается на оборотной стороне чека в получении денег. Затем экономист учетно-операционного отдела отделяет от чека контрольную марку и передает ее получателю для предъявления кассиру банка при получении денег. Чек передается контролеру по расходным кассовым операциям. Контролер, убедившись в наличии на оборотной стороне чека разрешительной надписи экономиста учетно-операционного отдела на оплату чека, росписи в получении денег, повторно проверяет правильность заполнения чека и тождественность подписей и печати клиента образцам, представленным банку; проставляет на оборотной стороне чека свою подпись и регистрирует сумму чека в кассовом журнале по расходу.
Контролер передает чек кассиру непосредственно или через курьера банка под расписку в отдельной книге или в кассовом журнале. Получив расходный кассовый документ, кассир проверяет наличие подписей экономиста учетно-операционного отдела и контролера и их тождественность с имеющимися образцами, а также сведения о предъявлении паспорта и наличие расписки в получении денег на документе. После проверки кассир по номеру поступившего чека вызывает получателя денег, принимает от него контрольную марку и выдает наличные деньги.
В бухгалтерском учете расходные кассовые операции отражаются на основе расходного кассового журнала после сверки его экономистом учетно-операционного отдела и кассиром. Суммы наличных денег, выданных из кассы банка отражаются в учете. Финансовые документы вместе с отчетной справкой кассир расходной кассы сдает заведующему кассой под расписку в книге кассира.
На основе справок кассиров операционных касс (приходных и расходных) заведующий кассой составляет сводную справку о кассовых оборотах, сверяет ее с кассовыми оборотами по кассовым журналам. Затем сумма кассовых оборотов записывается в книгу учета ценностей кладовой, где выводится остаток на следующий день, который должен быть равен кассовой наличности.
Для обеспечения рационального оборота наличных денег в кассе банк на основе заявок клиентов составляет кассовый прогноз поступлений и выплат наличными деньгам. При недостатке кассовой наличности для обеспечения предстоящих выплат банк может получить наличные деньги в РКЦ за счет средств на корреспондентском счете банка. Сверхлимитный остаток операционной кассы подлежит сдаче в РКЦ для зачисления на корреспондентский счет банка.[18;114]
Глава 3. Современное состояние расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в Российской Федерации
Расчетно-кассовое обслуживание -- лицо, честь и совесть любого банка -- самый традиционный и стандартизованный вид банковских услуг. Изменения здесь происходят редко. Но сегодня ситуация трансформировалась настолько, что смотреть на РКО как на отдельную услугу становится все более сложно и бессмысленно.
Большинству банков спрос на расчетно-кассовое обслуживание со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей практически гарантирован. Но, учитывая то, что РКО входит в стандартный набор банковских услуг, конкуренция в этом сегменте становится все серьезнее. Однако поскольку параметры РКО предопределены клиринговой системой и текущим законодательством, все более принципиальным фактором, влияющим на интерес к продуктам РКО того или иного банка со стороны клиентов, становится качество предоставляемых услуг.
РКО сегодня, как и 10 лет назад, по функционалу примерно одинаково во всех банках. Поэтому выделиться из общей массы, выйти за рамки вариаций стоимости услуг и отдельных параметров (к примеру, предельного времени исполнения и зачисления платежей) довольно трудно.
И все-таки пространство для движения есть. Ведь несмотря на то что клиенты «поделены» между банками, гибкое РКО является одним из конкурентных преимуществ, дающим возможность банку предоставить клиенту более красивую «обертку» к своим продуктам.
В последние два года мы наблюдаем изменения в РКО -- привычные методы обслуживания трансформируются в высокотехнологичные электронные формы, позволяющие клиенту управлять своим счетом из любой точки. А у банка благодаря этому сокращаются трудозатраты на обслуживание: оно становится в основном дистанционным. Теперь качественное развитие РКО связано с расширением использования высоких технологий, сложных форм расчетов, а также с развитием неценовых методов конкуренции. Высокий уровень конкуренции на рынке в дальнейшем все сильнее будет заставлять банки развивать технологии и сервис. Внедрение новых технологий и современного банковского оборудования позволяет оптимизировать, упростить и максимально ускорить процедуру осуществления как расчетных, так и кассовых операций.
Безусловно, изменил рынок РКО и выход на российский рынок «дочек» иностранных банков и международных корпораций. Постепенно этот фактор оказывает влияние и на саму продуктовую линейку, появляются услуги, привычные на европейском рынке, но пока не так распространенные на российском. Пример -- платежи формата МТ101 (запрос о переводе средств клиента в другом банке). Однако мы ожидаем, что рынок может сильно измениться, если Банк России будет более активно внедрять срочное исполнение платежей в отличие от порейсовой системы, как это происходит сейчас. Но пока эта услуга дорогая и не так широко используется.
Меняют рынок и сами клиенты -- сегодня не только крупные и средние, но уже и мелкие предприятия приходят к тому, что им нужна услуга автоматического депозита. Когда в конце дня у клиентов зависают какие-то остатки на счетах, они хотят эти остатки размещать на депозитах, зарабатывать на overnight не ноль, а хотя бы полпроцента годовых. И те банки, которые раньше других предлагают адекватные условия по такой услуге, имеют шансы занять лидирующие позиции на рынке. Так РКО идет навстречу чаяниям клиентов, попутно обрастая все большим количеством дополнительных услуг.
Основная тенденция в банковском обслуживании корпоративных клиентов -- это акцент на максимально полные партнерские отношения. Если раньше клиенты имели расчетные счета и обслуживалась по расчетным, кассовым, кредитным операциям в различных кредитных учреждениях, сегодня заметна тенденция к концентрации потребления финансовых услуг в одном банке. Это удобно и выгодно клиенту, ведь банки готовы предлагать индивидуальные условия обслуживания, если клиент пользуется целым комплексом услуг одного банка: РКО, размещение свободных средств на расчетных счетах и депозитах, кредитные продукты, услуги для физических лиц. Можно с уверенностью говорить, что клиент приходит сейчас не только на РКО, а на весь комплекс услуг банка. При выборе банка клиент обращает внимание не только на стоимость услуг, сервис, но и на имидж банка. Важным фактором является и скорость оформления документов, проведения расчетов и надежность банка.
Смотреть на РКО как на абсолютно отдельную услугу становится все более сложно и бессмысленно. Сейчас для того, чтобы поставить РКО как самостоятельную услугу на поток, нужно предоставлять предприятиям действительно полноценное конкурентоспособное обслуживание. Чтобы зарабатывать на платежах, нужно, чтобы эти платежи обходились банку почти в ноль -- сегодня это мало для кого реально. Поэтому РКО как таковое не продвигаем и не рекламируем, ведь чтобы продавать его и делать на этом бизнес, нужны по-настоящему уникальные IT-решения. Чаще клиенты привлекаются на этот продукт не прямым путем. Когда клиент приходит к нам за кредитом, стараются сделать так, чтобы он проводил через банк свои расчеты, чтобы видели его обороты по счетам и понимали, что происходит с его бизнесом. В такой ситуации, когда банк понимает, что творится у клиента, его риск, естественно, снижается, и он может предложить клиенту более интересные условия по кредиту. Конечно, как правило, никто не говорит клиенту: «Переведи нам свои расчеты, а мы дадим хорошую ставку по кредиту». Но де-факто это так и происходит. И даже если банк не настаиваем на РКО, порой клиент сам приходит к тому, что ему это удобнее.
Таким образом, расчетно-кассовое обслуживание вообще становится неотделимым от кредитования. И клиенты особенно не протестуют. Если предприятие намерено часто кредитоваться и у него есть отношения с кредитным отделом определенного банка, то и расчетный счет открывается там же -- за счет этого все вопросы по кредитам решаются гораздо оперативнее.
Рынок кредитования юридических лиц в 2007 году показал хорошие темпы роста, во многом благодаря тому, что за тот год на этот рынок вышло большое количество банков. По данным ЦБ, за 2007 год объемы предоставленных кредитов предприятиям и организациям показали прирост в 50,46%, и достигли 8,7 трлн. руб. По оценкам РБК.Рейтинг, рынок кредитования малого бизнеса рос более стремительно (прирост за год составил 55%), а объем кредитов по программам кредитования малого бизнеса до 2,5 млн. руб. достиг 510 млрд. руб.
Лидером рейтинга по объему выданных средств малому бизнесу в 2007 году стал «Сбербанк». Регионы России в 2007 году стали одной из основных точек роста всего рынка. У лидеров рейтинга по объемам предоставленных кредитов большая их часть приходится именно на регионы. Развитая региональная сеть также обеспечивает высокую долю охвата потенциальных клиентов. Так, тройка лидеров по количеству городов, где представлены программы кредитования малого бизнеса (банк «Уралсиб», «Росбанк» и «НБ Траст»), присутствует и в top5 банков и по количеству предоставленных кредитов. Особенно активно сегмент рос на региональных рынках. Регионы, в отличие от городов - миллионников, раньше были в определенном смысле «ущемлены» в этом плане - не так много банков были готовы предложить свои программы кредитования МСБ вдалеке от столицы. В 2007 году ситуация изменилась. Банки стали осуществлять активную географическую экспансию своих программ кредитования МСБ. Кредитование малого бизнеса из-за низкого охвата потенциальных клиентов остается весьма привлекательным, а значит несомненно следует ожидать дальнейшего роста конкуренции. В среднесрочной перспективе есть все предпосылки для бурного развития малого предпринимательства и в период до 2010 года малый бизнес в России должен превратиться в самый эффективный и быстрорастущий сектор экономики, обеспечивающий получение около 20% ВВП страны. Доля малых предприятий, использующих банковский кредит на развитие своего бизнеса, сегодня невелика - около 16%. Однако в условиях усиливающейся конкуренции, преимущество будет на стороне тех компаний, которые станут активно инвестировать в развитие своего бизнеса, развивать собственное дело, увеличивать количество точек продаж, использовать новые технологии и современное оборудование. При этом многие банки уже сейчас стараются развивать программы лояльности для своих клиентов, которые в будущем могут получить широкое распространение. В условиях все возрастающей конкуренции приоритетной задачей банков в 2008 году стало не столько привлечение новых клиентов, сколько удержание уже существующих. С этой целью все больший интерес вызывает появление программ лояльности, включающие в себя дополнительные скидки при оформлении повторных кредитов, увеличения срока кредитования, снижения суммы требований к залоговому обеспечению и т.д.
Toп банков по кредитам юридическим лицам в 2008 году
| ||||||
№ | Банк | Кредиты юрлицам на 01.01.2009 (млн. руб.) | Кредиты юрлицам на 01.01.2008 (млн. руб.) | Изменение за год (%) | Доля кредитов юрлицам (%) |
|
1 | Сбербанк | 3 585 628.75 | 2 692 057.41 | 33.19 | 74.37 |
|
2 | ВТБ | 995 544.61 | 536 713.75 | 85.49 | 100.00 |
|
3 | Газпромбанк | 545 425.37 | 325 639.35 | 67.49 | 91.87 |
|
4 | Россельхозбанк | 336 489.55 | 214 461.40 | 56.90 | 85.44 |
|
5 | Юникредит Банк | 301 499.66 | 184 293.47 | 63.60 | 79.75 |
|
6 | Альфа-Банк | 293 972.49 | 223 343.83 | 31.62 | 81.29 |
|
7 | Банк Москвы | 286 199.11 | 203 810.60 | 40.42 | 75.19 |
|
8 | Райффайзенбанк | 232 032.45 | 193 143.32 | 20.13 | 71.79 |
|
9 | Промсвязьбанк | 172 160.36 | 133 758.02 | 28.71 | 76.91 |
|
# | Росбанк | 154 090.17 | 100 775.56 | 52.90 | 55.11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками