Расчетно-кассовое обслуживание в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка Сбербанка РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. РАСЧЕТНО-КАССОВОе ОБСЛУЖИВАНИе клиентов в банках РФ…………………………………………………………………………………..5

1.1 Теоретические основы расчетных и кассовых операций…………………5

1.2 Правовые основы расчетно-кассового обслуживания…………………….10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СБЕРБАНКЕ РФ…………………………………………………………………15
2.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ.………..15

2.2 Организация расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ……….17

2.3 Организация кассовой работы в Сбербанке РФ…………………………...25

2.4 Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»……...30
2.5 Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов…………………………………………………………………………..35

Выводы и предложения…………………………………………………39

Список использованных источников……………………………43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по дкб.docx

— 84.45 Кб (Скачать документ)

- получения  клиентами наличных денег на  оплату труда сотрудников и  на текущие хозяйственные нужды.

3) Кассовые  операции (прием и выдача наличных  денег).

4) Ведение  собственных счетов в учреждениях  Центрального банка и других  кредитных организациях.

5) Ведение  корреспондентских счетов других  кредитных организаций, открытых  в данном банке.

Дополнительный  блок – сопутствующие собственно платежным операциям дополнительные услуги банка. Среди них можно отметить, в частности, следующие:

- перевод  средств клиента с одного его  счета на другой;

- конвертация  одной валюты в другую; перевод  наличных денег в безналичные  и наоборот; размен и обмен  денег и др.;

- инкассирование  денежной выручки клиентов.

Все платежи  и предшествующие им расчеты, осуществляемые банками, с точки зрения адресатов  платежей делятся на собственные (расчеты  и платежи по собственным операциям  банка) и клиентские (расчеты и  платежи по операциям клиентам).

С точки  зрения технологии проведения те и  другие подразделяются на:

1) Внутрибанковские  платежи (участник – только  данный банк и его филиалы);

2) Межбанковские  платежи (участники – минимум  2 кредитные организации), которые  можно проводить через:

- корреспондентские  счета в подразделениях Центрального  банка РФ;

- клиринговые  центры;

- корреспондентские  счета, открытые банками непосредственно  друг у друга;

- корреспондентские  счета, открытые банками в третьем  банки.

Все перечисленные  выше банковские операции являются традиционными  и давно освоенными, доступными практически  для всех банков. В настоящее время  подавляющее большинство банков являются универсальными, то есть проводящими  весь спектр (по крайней мере основных) банковских операций. Даже банки, филиалы  и дополнительные офисы банков, открывающиеся, к примеру, в регионах как специализирующиеся на каком-либо направлении (потребительское  кредитование, ипотека, автокредитование и т.д.), впоследствии, как правило, расширяют спектр своих операций и неизбежно приходят к расчетно-кассовому  обслуживанию клиентов. Это объясняется, на наш взгляд, серьезной конкуренцией на рынке банковских услуг. Клиенту, будь то корпоративный клиент или  частное лицо, неудобно, затратно и  не оперативно брать кредит в одном  банке, сдавить наличную выручку  в другой, а проводить налоговые  платежи – в третьем. Поэтому  он отдаст предпочтение тому банку, где  все эти операции доступны и возможны в рамках расчетно-кассового обслуживания клиента.

Добиться  же конкурентных преимуществ на рынке  расчетных услуг, по нашему мнению, можно лишь двумя способами –  проводя клиентские платежи быстрее, чем это делают другие банки (что  требует применения современных, но достаточно дорогих технических  средств и разработки оптимальных  маршрутов платежей), и назначая умеренные, приемлемые для максимального  числа клиентов тарифы за свои услуги.

В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием  занимается специализированная структура, которая называется, как правило, Операционным управлением (отделом). В  крупных банках в состав этого  подразделения входят:

- операционные  отделы, непосредственно обслуживающие  клиентов, то есть проводящие  операции списания и зачисления  по счетам клиентов; удерживающие  средства в доходы банка согласно  тарифам; ведущие картотеки неоплаченных  расчетных документов и принимающие  другие требования к расчетным  счетам; выдающие выписки из лицевых  счетов клиентов и т.д.;

- службы, занимающиеся непосредственно отправкой  и приемом платежей и выписок  по корреспондентским счетам  банков через корреспондентские  сети либо через расчетно-кассовые  центры ЦБ РФ;

- кассовый  узел, осуществляющие все операции  с приемом и выдачей наличных  денежных средств во взаимодействии  с отделами, обслуживающими клиентов.

В небольших  банках данные подразделения существуют как самостоятельные единицы, или  же объединяются (например, отдел расчетов с операционным отделом и т.д.).

Таким образом, сущность расчетно-кассовых операций коммерческих банков заключается в  оперативном, точном, высокотехнологичном  осуществлении расчетов в налично-денежной и безналичной форме в соответствии с действующим банковским законодательством, нормативными документами Банка  России и внутрибанковскими правилами  и документооборотом конкретного  банка.

Основные  функции расчетно-кассовых операций заключаются в следующем:

  • организации работы по обслуживанию счетов клиентов различных правовых категорий с обеспечением должного уровня сервиса, конфиденциальности, срочности и законности;
  • организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;
  • оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

     1.2 Правовые основы расчетно-кассового обслуживания

 

Банковская  деятельность в целом, и проведение расчетно-кассовых операций в частности, являются жёстко регламентируемыми  и контролируемыми процессами со стороны государства, Банка России и других уполномоченных органов.

Соблюдение  норм банковского права – является не только непременным условием функционирования кредитной организации, но и залогом  её деятельности в долгосрочной перспективе  и успешного всестороннего развития.

Центральный Банк РФ, осуществляющий регулирующие и надзорные функции за работой  коммерческих банков, а также другие государственные органы разрабатывают  и принимают к исполнению множество  нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок расчетов и ведения банковских счетов клиентов, касающихся как внешнего, так и внутреннего содержания расчетно-кассовых операций.

     Центральный Банк РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным  законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке  России) [4], а непосредственно коммерческие банки – в соответствии с Федеральным  закон № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и  банковской деятельности» [7].

Гражданский кодекс Российской федерации. Часть вторая [1]. В этом документе, принятом Государственной думой РФ 22 декабря 1995 г., и введенным в действие Федеральным законом № 14-ФЗ от 26 января 1996 г., законодательно закреплены ключевые понятия для осуществления банковской деятельности в части открытия банковских счетов и осуществления расчетов.

В главе 44 ГК РФ вводятся:

- понятия  банковского вклада и договора  банковского вклада;

- оговорка  прав на привлечение денежных  средств во вклады;

- форма  договора банковского вклада;

- виды  вкладов; 

- условия  и порядок начисления и выплат  процентов на вклад; 

- необходимость  обеспечения возвратности вкладов; 

- распоряжение  вкладом третьими лицами;

- порядок  заполнения и выдачи сберегательных  книжек и операций со сберегательными  (депозитными сертификатами).

В главе 45 ГК РФ даются:

- определение  банковского счета и договора  банковского счета; 

- возможный  перечень операций по банковским  счетам;

- порядок  заключения договора банковского  счета; 

- удостоверение  права распоряжения денежными  средствами, находящимися на счете;

- сроки  операций по счетам;

- условия  кредитования счета;

- порядок  оплаты расходов банка на совершение  операций по счету; 

- порядок  начисления и уплаты процентов  за пользование банком денежными  средствами, находящимися на счете; 

- условия  возможности зачета встречных  требования между банком и  клиентом;

- основания  списания денежных средств со  счета; 

- очередность  списания денежных средств со  счета;

- реализация  ответственности банка за ненадлежащее  совершение операций по счету;

- оговорка  необходимости соблюдения банковской  тайны;

- ограничения  распоряжения счетом;

- условия  расторжения договора и закрытия  банковского счета.

Отдельная (46-я) глава ГК РФ посвящена расчетам. Здесь даны определения наличным и безналичным расчетам, приведены  формы безналичных расчетов, условия  их исполнения; оговорена ответственность  за неисполнение или ненадлежащее исполнение расчетов.

На основании  базовых понятий банковского  счета, договора банковского счета, порядка операций по банковскому  счету и основных форм расчетов, законодательно закрепленных в Гражданском  кодексе РФ, разработаны и утверждены все последующие инструкции и положения, более детально регламентирующие и регулирующие тот или иной вид расчетно-кассового обслуживания.

     Абсолютно необходимым документом в каждодневной работе банка по расчетно-кассовому  обслуживанию клиентов являются «Правила ведения бухгалтерских операций в кредитных организациях, расположенных  на территории Российской Федерации», утвержденные Положением Банка России 26 марта 2007 г. № 302-П (далее – Правила) [8]. Правила определяют единые правовые и методологические основы организации  и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми  кредитными организациями на территории Российской Федерации.

     Без сомнения, важными являются все составляющие Правил, однако наибольшую практическую значимость, именно для операционных подразделений банка, имеет Часть  «Организация и ведение бухгалтерского учета», так как регламентирует как  раз ту часть работы, которая выполняется  в данных банковских структурах, а  именно:

     - распределение обязанностей между  операционными и кассовыми работниками;

     - определение понятий «операционный  день» операционное (внеоперационное)  время и порядок работы операционных  и кассовых подразделений в  рамках данных категорий;

     - порядок оплаты документов со  счетов клиентов, в том числе  при недостаточности средств;

     - порядок исполнения документов  клиентов (формы и правила заполнения);

     - особенности совершения кассовых  операций в банке;

     - выделение круга операций, подлежащих  дополнительному контролю;

     - порядок оформления и выдачи  клиентам выписок из лицевых  счетов;

     - порядок регистрации открытых (закрытых) счетов в Книге регистрации  открытых счетов;

     - методы и формы внутрибанковского  контроля;

     - порядок формирования, брошюрования  и хранения документов дня.

     Кассовые  операции банка, то есть операции с  наличными денежными средствами имеют свою специфику, поэтому кассовые узлы, как правило, выделены в отдельные  самостоятельные подразделения. Их деятельность помимо общих документов, регулируется специальными инструкциями и правилами, главным из которых  является Положение Банка России № 199-П от 9 октября 2002 г. «О порядке  ведения кассовых операций в кредитных  организациях на территории Российской Федерации».

     Так как в рамках расчетно-кассового  обслуживания предприятиям (фирмам, организациям) и частным лицам открываются  банковские счета, необходимым к  исполнению документом является Инструкция Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И  «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее – Инструкция № 28-И) [9].

     В Инструкции № 28-И определены:

     - виды банковских счетов;

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание в банке