Расчетно-кассовое обслуживание в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка Сбербанка РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. РАСЧЕТНО-КАССОВОе ОБСЛУЖИВАНИе клиентов в банках РФ…………………………………………………………………………………..5

1.1 Теоретические основы расчетных и кассовых операций…………………5

1.2 Правовые основы расчетно-кассового обслуживания…………………….10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СБЕРБАНКЕ РФ…………………………………………………………………15
2.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ.………..15

2.2 Организация расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ……….17

2.3 Организация кассовой работы в Сбербанке РФ…………………………...25

2.4 Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»……...30
2.5 Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов…………………………………………………………………………..35

Выводы и предложения…………………………………………………39

Список использованных источников……………………………43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по дкб.docx

— 84.45 Кб (Скачать документ)

     Валютные  документы:

  • справка об остатке на валютном счёте;
  • выписка по валютным счетам за произвольный период;
  • приложение к валютной выписке (вся информация по проводке);
  • курсы валют;
  • поручение на покупку иностранной валюты;
  • поручение на продажу валюты;
  • заявление на перевод иностранной валюты;
  • заявление на открытие импортного аккредитива.

     Документы свободного формата:

  • почтовое сообщение сотруднику Банка автоматическое обновление версии.

     По  автоматизированной системе “Клиент-Сбербанк”  принимаются к исполнению следующие  виды платежных документов:

  • в валюте РФ:
  • рублевые платежные поручения;
  • платежные требования;
  • заявления об отказе от акцепта;
  • в иностранной валюте:
  • валютные платежные поручения;
  • поручения на продажу валюты;
  • поручения на покупку валюты;
  • поручения на обязательную продажу валюты на ММВБ.

2.5 Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов

        Существенным недостатком сложившейся в стране системы кассового обслуживания является её низкая оперативность, предполагающая явку клиента в банк, а также отсутствие возможности получения денежной наличности по истечении операционного дня.

       Важным и быстрорастущим компонентом  современных систем электронных  банковских услуг является использование  автоматов-кассиров, которые устанавливаются  как внутри или снаружи помещения  банка, так и вне его помещения  в районе жилых массивов, торговых  центров, предприятий. Они обеспечивают круглосуточное выполнение операций по приёму наличных денег, оформляемому как приём вкладов, выдаче денег наличными и снятию соответствующей суммы со счёта, а также осуществление перечислений денег со счёта на счёт. Автомат-кассир представляет собой сложную электронно-механическую машину, ключевыми элементами которой наряду с системой ввода, обработки и вывода информации являются: пластмассовая карточка, система идентификации владельца счёта, деньгоприёмник и устройство выдачи наличных денег. Такие автоматы работают как автономно (режим «оф лайн» - последующей обработки данных и отражения операций по счетам), так и в режиме реального времени («он лайн»). В данном случае автомат непосредственно связан с центральным компьютером банка и обеспечивает выполнение операций по счетам при осуществлении приёма или выдачи наличных денег.

       Кредитная карточка - платёжно-расчётный  документ, выдаваемый банком своим  вкладчикам для оплаты приобретаемых  ими товаров и услуг. Они  представляют собой пластиковую  карточку с указанием имени  владельца, присвоенного ему номера  или шифра, содержит образец  его подписи и указание срока  действия. Современные кредитные  карточки выпускаются с запрессованным  микропроцессором и имеют большую  емкость памяти, поэтому они регистрируют  не только все финансовые операции  владельца, но и оперативно  вносят изменения в состояние  его счёта в банке, содержат  сведения о состоянии здоровья  и т.п. Приобретая товар или  желая получить наличные деньги, держатель карточки предъявляет  её компьютерному устройству  магазина или банка, давая команду  о немедленной оплате. Кредитные  карточки применяются в Российской  Федерации для обслуживания как  иностранных граждан, так и  российских.

       Дебитные карточки - это платёжно-расчётный  документ, выдаваемый банками своим  вкладчикам для оплаты приобретаемых  ими товаров, услуг или для  получения наличных денег в  банковских автоматах (банкоматах). В отличие от кредитных карточек  дебитные карточки имеют закодированную  сумму счёта владельца карточки (т.е. вкладчика). Оплата по дебитным карточкам производится путём прямого списания со счёта плательщика денег из суммы, закодированной на магнитной полоске карточки. Поэтому дебитные карточки не позволяют их владельцам оплачивать покупки при отсутствии денег на их счёте в банке. Дебитные карточки, которые можно использовать как средство доступа к счетам вкладчиков выдаются вкладчикам только при депонировании их средств в банке.

     Внедрение коммерческим банком такой системы  выполнения операций обеспечивает переход  к качественно более высокому уровню кассового обслуживания клиентов.

     Организация работы с денежной наличностью при  использовании банкоматов производится следующим образом.

     Для подкрепления банкомата и изъятия  из него денежной наличности письменным распоряжением руководителя кредитной  организации назначаются ответственные  работники кредитной организации, один из которых является кассовым или инкассаторским работником. Ключи  от банкомата закрепляются за указанными работниками.

     Подкрепление  банкомата денежной наличностью  производится по мере необходимости  на основании письменной заявки кассового  работника, ответственного за обслуживание банкомата, или руководителя подразделения  кредитной организации, осуществляющего  с помощью программных средств  контроль за обеспечением банкомата  денежной наличностью.

     Заведующий  кассой по расходному кассовому ордеру выдает кассовому или инкассаторскому  работнику необходимую сумму  денег для загрузки банкомата.

     Принятую  сумму денег кассовый или инкассаторский работник пересчитывает полистно, вкладывает ее в кассеты и закрывает кассеты  на ключ.

     Кассовому или инкассаторскому работнику  для загрузки банкомата могут выдаваться предварительно подготовленные кассеты с денежной наличностью. Подготовку денежной наличности, вложение ее в кассеты и закрытие кассет осуществляет заведующий кассой или специально выделенный кассовый работник. К кассете прикрепляется ярлык с проставлением на нем: номера банкомата, суммы вложенных денег, даты, подписи и именного штампа заведующего кассой или специально выделенного кассового работника. Принимая кассеты для загрузки банкомата, инкассаторы проверяют целость кассеты и наличие на ярлыке реквизитов.

     Кассовый  или инкассаторский работник выводит  из банкомата распечатку о сумме  денежной наличности, выданной на основании  карточек и находящейся в банкомате  на момент вскрытия, и изымает кассеты  из банкомата. Загружает подготовленные кассеты в банкомат и выводит  из банкомата распечатку, подтверждающую факт вложения денег.

     На  основании распечатки банкомата  операционным работником кредитной  организации выписывается приходный  кассовый ордер на сдаваемую в  кассу денежную наличность и мемориальный ордер для отражения по картсчетам клиентов.

     Заведующий  кассой принимает от кассового или  инкассаторского работника денежную наличность, изъятую из банкомата, производит сверку остатка изъятых из кассет денег с данными распечатки и  расписывается в приходном кассовом ордере.

 

Выводы  и предложения

 

Расчетно-кассовые операции корпоративных клиентов банка  предполагают ведение счетов юридических  лиц и осуществление расчетов по их поручению. Осуществление расчётов и платежей для клиентуры и  для самих банков традиционно  и вполне обоснованно относят  к основным и даже важнейшим базовым  банковским операциям, то есть таким, которые  констатируют саму сущность операций банка как кредитного учреждения.

Таким образом, основные банковские операции, так или иначе, осуществляются в  рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов в  операционных подразделениях коммерческих банков.

Банковские  операции в рамках расчетно-кассового  обслуживания осуществляются в наличной и безналичной формах.

Все банковские операции условно можно поделить на три блока: вспомогательный - виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного  характера, обеспечивающие начало, ведение  и прекращение собственно платежных  операций; основной – собственно платежные  операции; дополнительный - сопутствующие  собственно платежным операциям  дополнительные услуги банка.

Основные  функции расчетно-кассовых операций заключаются в организации работы по обслуживанию счетов клиентов; организации  безналичных расчетов и налично-денежного  обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций  различных форм собственности; оказании консультативной помощи клиентам и  их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Все операции, проводимые в системе расчетно-кассового  обслуживания, строго регламентированы нормативно-правовыми актами, соблюдение которых является непременным условием функционирования любого банка.

Организация российской платежной системы базируется на совокупности принципов организации безналичных расчетов; системе счетов для осуществления платежей; системе платежных форм, документов и правил.

     Ключевыми принципами безналичных расчетов являются: принцип срочности; принцип безусловного выполнения обязательств; принцип обеспеченности, принцип имущественной ответственности; принцип многообразия форм расчетов.

     Открытие  банковских счетов корпоративным клиентам производится банками при условии  наличия у клиента правоспособности, предоставлении им пакета необходимых  документов, проведения надлежащей идентификации  клиента. Заключение договора банковского  счета является основанием для открытия банковского счета, внесения его  в Книгу регистрации открытых (закрытых) счетов и начале совершения операций по нему.

     Традиционными и основными кассовыми операциями банка являются услуги приема от клиентов и выдачи им наличных денег. К кассовым относят также операции обмена и  размена наличных денежных знаков, определение подлинности банкнот. Для обеспечения своевременного кассового обслуживания клиентов и  соблюдения банковского законодательства, коммерческие банки: составляют прогнозы своих кассовых оборотов; устанавливают  лимит остатка денежных средств  в кассе клиента; проверяют порядок  кассовой дисциплины корпоративных  клиентов.

     Банковские  услуги совершенствуются и модернизируются  в соответствии с современными реалиями и развитием новых банковских технологий. К таковым следует  отнести, прежде всего, различные модификации  дистанционного управления счетов (интернет-банкинг, клиент-банк, удаленный расчетный  центр, электронный клиент и т.д.); развитие «пластикового» направления  обслуживания (корпоративные банковские карты, эквайринг, зарплатные проекты); развитие новых услуг по эффективному управлению капиталом (cash management); депозитарное обслуживание.

     Основными валютными операциями в рамках обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятия являются: конверсионные  операции; документарные операции (выдача гарантий, аккредитивная форма расчетов).

     В результате изучения зарубежного опыта  выявлена необходимость: внедрения  современных технологий в отечественных  банках; реорганизации каналов сбыта; создания новых консультационных структур, мини расчетных центров; диверсификации деятельности банка за счет предоставления внебалансовых услуг; вывода на рынок  новых банковских продуктов; расширения проектов расчетно-информационного  обслуживания корпоративных клиентов; развития инвестиционных банковских услуг.

     Стратегическим  приоритетом клиентской политики Банка является построение долгосрочных партнерских взаимоотношений с корпоративными клиентами. Особенностью стратегии расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов является детальная сегментация клиентской базы, на основании которой выработаны ключевые технологические и маркетинговые подходы для работы с клиентами.

     Расчетно-кассовые операции Банка совершаются под  эгидой Учетно-операционного управления, включающего расчетный и операционный отделы, инкассацию, бухгалтерию и  кассовое управление. Временная продолжительность  расчетно-кассового обслуживания ограничена пределами операционного дня, установленного банком.

     Сбербанк  РФ предлагает юридическим лицам услуги по открытию и ведению счетов в рублях и в иностранной валюте, включающие весь спектр традиционных банковских операций: открывает и ведет банковские счета корпоративных клиентов; проводит все виды расчетных операций в рамках действующего банковского законодательства; осуществляет документарные операции с применением аккредитивной формы расчетов; выдает гарантии; обслуживает документарное инкассо; проводит конверсионные операции; осуществляет дистанционное обслуживание счетов в системе «Электронные клиент»; осуществляет валютный контроль, консультирование и сопровождение внешнеэкономической деятельности клиентов.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание в банке