Развитие государственного кредита в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать состояние государственного кредита на текущий момент и определить основные направления дальнейшего развития государственного кредита и повышения его эффективности в Республике Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть содержание и функции государственного кредита;
2) представить классификацию государственного кредита;
3) дать оценку состояния и тенденций развития государственного кредита Республики Беларусь;
4) выявить проблемы и разработать основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Содержание и функции государственного кредита…………………………6
2. Классификация государственного кредита………………………………….11
3.Оценка состояния и тенденция развития государственного кредита в Республике Беларусь……………………………………………………...……..16
4. Основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………...……..29
Список использованных источников…………………………………………...32
Приложение А.Структура валового внешнего долга по срокам погашения 34
Приложение Б. Состав внешнего государственного долга…………………..35

Работа состоит из  1 файл

госкредит.docx

— 72.26 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 30 с., 4 рис., 5 табл., 30 источников, 3 прил.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ,ВНЕШНИЙ ДОЛГ.

 

Объект  исследования – система экономических отношений между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения ссужаемой стоимости.

Предмет исследования – состояние государственных кредитов в РБ.

Цель  работы: осветить сущность и виды государственного кредита; изучить и проанализировать развитие государственных займов в РБ

Методы  исследования: сравнительного анализа, группировок, табличный, метод сравнения.

Исследования  и разработки: раскрыта сущность государственного кредита, приведена его классификация, охарактеризовано состояние развития государственного  кредита в Республике Беларусь, выявлены проблемы и определены перспективы его развития в современных условиях.

Автор работы подтверждает, что приведенный в  ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения к концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

________________

(подпись  студента)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..4

1. Содержание и функции государственного кредита…………………………6

2. Классификация государственного кредита………………………………….11

3.Оценка состояния и тенденция развития государственного кредита в Республике Беларусь……………………………………………………...……..16

4. Основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………...……..29

Список использованных источников…………………………………………...32

Приложение  А.Структура  валового внешнего долга по срокам погашения 34

Приложение  Б. Состав внешнего государственного долга…………………..35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство как субъект экономических отношений  для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный  кредит, выражающий отношения между  государственными и многочисленными  физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного  денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком  средств, а население, предприятия  и организации – кредиторами.

Современная кредитная система – это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных  капиталов и осуществляющих аккумуляцию  и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами  кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный  кредит. Друг от друга эти формы  отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования. Государственный  кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для  решения проблем достижения баланса  бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа  регулируются также гражданско-правовыми  нормами. Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный  кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений  государство может привлекать к  покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных  структур и средства населения. Уникальным способом их получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими  и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Принимая  во внимание сложившиеся в Республике Беларусь экономические условия, можно  отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в  нашей экономике. От состояния в  этой отрасли кредитно-финансовой системы  страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста  экономической стабилизации, а также  то, каким является положение страны на мировой арене.

Цель курсовой работы – проанализировать состояние  государственного кредита на текущий  момент и определить основные направления  дальнейшего развития государственного кредита и повышения его эффективности  в Республике Беларусь.

Поставленная  цель обусловила решение следующих  задач:

1) раскрыть содержание и функции государственного кредита;

2) представить классификацию государственного кредита;

3) дать оценку состояния и тенденций развития государственного кредита Республики Беларусь;

4) выявить проблемы и разработать основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь.

Объектом  исследования в курсовой работе является государственный кредит Республики Беларусь.

Предмет исследования – экономические отношения, обусловленные  характеристикой государственного кредитования в Республики Беларусь.

При анализе  использовались конкретные показатели бюджета, отраженные в Законах о  бюджете Республики Беларусь, различные  статистические материалы, предоставленные  Министерством финансов и Государственным  статистическим комитетом, монографии и публикации в периодических  изданиях, посвященные проблемам  государственного кредитования.

 

 

1.Содержание и функции государственного кредита

 

 

Государственный кредит – это система денежных отношений, связанная с привлечением государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц [1, с. 100].

Как и любые  другие кредитные отношения, государственный  кредит основан на принципах возвратности, срочности, возмездности и добровольности.

Причина появления  государственного кредита – дефицит  государственного бюджета. Развитие государства  и расширением его функций  привело к увеличению государственных  расходов и недостатку доходов для  их покрытия, поэтому первой и самой  распространенной формой государственного кредита являются государственные  займы. Но, как будет показано ниже, в кредитных отношениях государство  может выступать не только как  заемщик, но и как гарант или кредитор.

Государственный кредит выполняет две функции [1, с. 100]:

– фискальную;

– регулирующую.

Фискальная  функция государственного кредита  заключается во временном изъятии  свободных денежных средств юридических  и физических лиц и аккумуляции  их для финансирования расходов государства. Это позволяет увеличить государственные  расходы без соответствующего увеличения налогообложения.

Регулирующая  функция государственного кредита  заключается в его воздействии  на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.

Как метод  финансирования расходов государственного бюджета государственный кредит имеет как преимущества, так и  недостатки. Его положительная сторона  заключается в более равномерном  распределении налогового бремени  во времени. С помощью применения данного механизма затраты на осуществление крупных инвестиционных проектов можно распределить между  поколениями. С другой стороны, наращивание  объема государственного кредита приводит к увеличению спроса на заемные средства, росту ставки процента и снижению инвестиционной активности в экономике [1, с. 102].

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части  национального богатства. В сферу  его применения попадает часть доходов  и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные  денежные средства населения предприятий  и организаций, не предназначенные  для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

Государственный кредит – одна из форм кредитных  отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и  заемщика как юридически самостоятельных  субъектов кредитной сделки; аккумуляции  свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности  и платности (в исключительных случаях  допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования  госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях [5, с. 25].

С помощью  государственного кредита государство  мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных  расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования  государственного кредита объясняется  противоречиями между растущими  потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов  бюджета. По своей экономической  природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода страны. Выбранные Республикой Беларусь приоритеты развития общества предполагают сокращение доли средств, централизуемых в общегосударственном фонде [2, с. 125].

Государственный кредит – это совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных  расходов и других государственных  программ [7, c. 46].

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита  для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством  по сравнению с монетарными приемами.

Государственный кредит как самостоятельная форма  кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом  особенностей.

1. Причины возникновения потребности государства в кредите.

Возникает у  государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении  и товарными ресурсами. Государственный  кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность  в банковском кредите возникает  в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен  в кругооборот средств хозяйствующих  субъектов и используется для  поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и  повышения его эффективности, а  также для социального развития производственных коллективов. Банковский кредит могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.

2. Условия сделки.

Условием  сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов  кредитора и заемщика, при государственном  кредите экономические интересы участников обособлены, поэтому нужно  обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование  заемщика. Для этого государство  берет на себя обязательство выплачивать  кредиторам определенный доход. В отличие  от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и  коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном  кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических  интересов кредиторов и заемщиков.

3. Целевое назначение.

Банковский  кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения  своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный  кредит используется глобально и  опосредует платежи товарного и  нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного  хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.

4. Срок возврата ссуды.

При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение  влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном  кредите такой регламентации  нет. Отношения между участниками  строятся добровольно.

5. Способность увеличивать или сокращать денежную массу.

С помощью  банковского кредита создаются  деньги и при не продуманной кредитной  политике банковский кредит может служить  фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством  сокращения денег в обращении. Государственный  кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие  на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств  населения, предприятий и организаций  способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов  для держателей государственных  ценных бумаг.

Государственный кредит как финансовая категория  выполняет три функции: распределительную, регулирующую, контрольную [3, c. 38].

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное  значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку  служат тридцать – пятьдесят лет. Почему же тогда их строительство  должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться  их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все  поколения, которые будут ими  пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий  срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное  финансовое бремя, что и последующие  поколения, за счет налогов, с которых  погашается как основной долг, так  и проценты по нему.

Информация о работе Развитие государственного кредита в Республике Беларусь