Развитие государственного кредита в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать состояние государственного кредита на текущий момент и определить основные направления дальнейшего развития государственного кредита и повышения его эффективности в Республике Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть содержание и функции государственного кредита;
2) представить классификацию государственного кредита;
3) дать оценку состояния и тенденций развития государственного кредита Республики Беларусь;
4) выявить проблемы и разработать основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Содержание и функции государственного кредита…………………………6
2. Классификация государственного кредита………………………………….11
3.Оценка состояния и тенденция развития государственного кредита в Республике Беларусь……………………………………………………...……..16
4. Основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………...……..29
Список использованных источников…………………………………………...32
Приложение А.Структура валового внешнего долга по срокам погашения 34
Приложение Б. Состав внешнего государственного долга…………………..35

Работа состоит из  1 файл

госкредит.docx

— 72.26 Кб (Скачать документ)

В настоящее  время по классификации Организации  экономического сотрудничества и развития Республика Беларусь отнесена к последней 7-й группе риска, что обязывает  агентства страхования экспортных кредитов применять самую высокую ставку страхования кредитов для Республики Беларусь (9-10% при 5-летнем сроке возврата кредита). Это существенно удорожает среднесрочные и долгосрочные кредиты, ограничивает их эффективность и экономическую целесообразность привлечения. В этой связи республика предпринимает значительные усилия по улучшению делового климата в стране, созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. Среди прогрессивных изменений – отмена "золотой акции", упрощение ряда административных процедур в части регистрации нового бизнеса и другие. Взят курс на модернизацию налоговой системы как в части сокращения числа налогов и упрощения процедур налогового администрирования, так и в части снижения налоговой нагрузки на экономику. Кроме того, планируется сокращение числа товаров, подлежащих ценовому регулированию, а также сокращение субсидий государственным предприятиям, что должно способствовать повышению эффективности в масштабах всей экономики.

Действия  правительства, направленные на улучшение  бизнес-климата, уже приносят реальные результаты. Согласно ежегодному отчету Всемирного банка "Ведение бизнеса-2010", опубликованному в сентябре, в  итоговом рейтинге всех исследуемых  стран Беларусь поднялась на 27 позиций  и теперь занимает 58-е место. Перевод  Республики Беларусь в 6-ю группу по классификации ОЭСР позволит удешевить  стоимость кредитных ресурсов. Для  достижения этой цели Министерством  финансов совместно с МИД и  другими заинтересованными ведомствами  ведется целенаправленная работа по информированию официальных органов  стран – членов ОЭСР об устойчивом финансовом положении и стабильном экономическом развитии страны. Параллельно  прикладываются значительные усилия по линии взаимодействия со страховыми экспортными агентствами зарубежных государств.

Подводя итог проведенному анализу, следует отметить, что к основным странам и международным  финансовым организациям, предоставившим наибольшие кредитные ресурсы Республике Беларусь, относятся Россия, Германия, КНР, МВФ, ЕБРР, МБРР, Чехия. Кроме специализированных международных кредитных институтов, кредитными партнерами Беларуси являются и иностранные банки в соответствии с рамочными кредитными соглашениями. Такими банками являются «Сабадель» (Испания), "Медиобанк" (Италия), Банк Хандлевы в Варшаве СА, БРЕ Банк СА. (Польша), Чешский экспортный банк (Чехия) и др. Заемные средства, привлекаемые в Республику Беларусь, используются в основном для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых  ими экспортоориентированных или  импортозамещающих проектов, а также  частично для пополнения оборотных  средств. В то же время ряд проектов является социально-значимыми и  их реализация направлена на удовлетворение потребностей республики в товарах  критического импорта. Показатели кредитной  безопасности Беларуси имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов.

Республика  Беларусь своевременно и в полном объеме исполняет свои обязательства  как по прямым, так и по гарантированным  займам. Положительная платежная  история республики свидетельствует  не только о взвешенной политике внешних  заимствований, но и о той ответственности, с которой правительство Республики Беларусь относится к выполнению своих долговых обязательств и недопущению  просроченной задолженности.

 

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Республика  Беларусь в современных условиях выступает, как в прочем и любое  современное государство, одновременно и международным кредитором, и  международным должником. Это является результатом многолетнего длительного  процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран.

Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Она, безусловно, должна проходить при  особых условиях. Для возможности  оплаты внешнего долга наша страна должна добиваться тех условий, при  которых возможен экономический  рост, так как тяжелое бремя  внешних долгов неразвитое, с кризисной  экономикой государство едва ли вынесет.

“Взвешенная”  бюджетная политика последних лет  создала финансовую основу для снижения государственного долга. Однако, несмотря на достигнутые положительные результаты, сохраняется ряд отрицательных  факторов. В частности, речь идет об отсутствии законодательного разграничения  функций органов государственной  власти в области управления долгом, о нерыночном характере основной доли государственного внешнего долга, об ограниченных возможностях доступа  на международные рынки капитала на благоприятных для Республики Беларусь условиях.

Государственная политика в области управления долгом должна строиться на увеличении объема госзаимствований на внутреннем и внешнем  рынках, на дальнейшем развитии рынка  внутренних заимствований в связи  с реформой пенсионной системы.

Государственный кредит служит мощным средством мобилизации  в руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно  мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном  бюджетном сальдо мобилизуемые с  помощью государственного кредита  средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Поэтому государственный кредит является рычагом укрепления финансового  положения государства, способствуя  достижению равновесия между доходами и расходами государственного бюджета  и выступая важным источником ускорения  социально-экономического развития.

Основными резервами  для повышения эффективности  государственного кредита являются:

– обеспечение  реальной защиты прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;

– повысить доходность отдельных государственных  ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства  были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;

– активизация  реального интереса физических и  юридических лиц к кредитным  операциям государства путем  защиты интересов не только кредиторов, но и максимально разнообразить  условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);

– расширение круга заимодателей за счет допуска  к кредитным операциям государства  всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;

– переход  при реализации государственных  ценных бумаг с официального курса  к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;

– замена финансирования предприятий и организаций на предоставление им помощи преимущественно  в форме казначейских ссуд;

– отказ  от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях  и осуществление привлечения  ресурсов кредитных учреждений на нужды  государства исключительно на началах: срочности, платности, возвратности.

Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга, представляющего собой всю  сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  сумму 

Государственный долг делится на: внешний; внутренний, который складывается из: задолженности  по реализованным обязательствам государственных  займов; задолженности по казначейским обязательствам; по заимствованиям средств  ссудного фонда; средств, мобилизованных сберегательной и страховой системами.

Наличие государственного долга предполагает проведение мероприятий  по управлению им, в число которых  входят:

– выплата  доходов кредиторам и погашение  займов;

– изменение  условий выпущенных займов;

– определение  условий эмиссии;

– выпуск новых  займов.

К внешнему долгу государства относится  также задолженность Республики Беларусь, которая постоянно растет. Однако кроме официального внешнего долга Беларусь имеет текущую  задолженность России за поставляемые энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к возрастанию  долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его  обслуживанию.

Рост внешней  задолженности Республики Беларусь усугубляется сложностями в управлении долгом. К основным недостаткам сложившейся  системы управления долгом можно отнести:

– не полная законодательная база Республики Беларусь, определяющая сферу совокупного  внешнего долга. Не обозначены пределы  полномочий соответствующих органов  Правительства в этой области. Бюджетное  законодательство регулирует только вопросы  заимствований и реструктуризации государственного долга, а целый  ряд вопросов, связанных с другими  формами внешнего долга, не имеет  необходимой правовой и процессуальной регламентации;

– не сформирована единая система учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной  методологии, интегрированной базы данных и учетного центра. На практике это означает невозможность оперативного получения достоверных сведений о состоянии валового внешнего долга  и в конечном итоге является одним  из факторов, снижающих качество управленческих решений;

– по сути, не сформирована система анализа и  учета долговых рисков, что повышает вероятность возникновения кризисной  ситуации;

– механизмы  управления долгом не позволяют в  должной мере обеспечить предупреждение возможных финансовых кризисов;

– не отработана система долгосрочной взаимосвязи  политики управления внешним долгом с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политикой;

– информация о состоянии внешнего долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере;

– управление государственными гарантиями неэффективно, что выражается в отсутствии правил проведения конкурсного отбора, а  также единых подходов к разработке методологии анализа кредитоспособности заемщика и оценки риска наступления  гарантийного случая.

Такое положение  в сфере внешней задолженности  оказывает негативное воздействие  на развитие национальной экономики  Беларуси по следующим направлениям.

Первое –  усиление зависимости Республики Беларусь от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в  области экономической политики.

Второе –  сокращение объема средств, которые  могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает экономический  рост или вовсе приводит к стагнации  экономики.

Третье –  уменьшение размера средств, которые  могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может спровоцировать социальную напряженность.

Четвертое –  нестабильность денежно-кредитной  политики.

Пятое –  ослабление позиций нашей страны на мировых рынках товаров и капиталов.

Шестое –  повышение финансовой зависимости  государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов.

В силу того, что деятельность отдельных институтов исполнительной власти в данной области (Министерства финансов, Национального  банка Республики Беларусь) остается недостаточно скоординированной и  результативной, не отвечает объективным  тенденциям развития, когда наблюдается  усиление взаимосвязи многих аспектов управления внешним и внутренним долгом, зарубежными финансовыми  активами, объективно возникает потребность  создания единой системы управления суверенным долгом страны.

К сожалению, отрицательное сальдо внешней торговли страны, вызванное, прежде всего, необходимостью приобретения энергоносителей для  предприятий с их устаревшим энергоемким  оборудованием и технологиями, говорит  само за себя.

Что же касается главных задач системы управления внешним долгом, то это прежде всего: обеспечение национальной экономики  республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным  использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился  в соответствии с реальными возможностями  страны обслуживать свой внешний  долг.

Развертыванию иностранных кредитных линий, улучшению  обслуживания внешнего долга, формированию инфраструктуры иностранных кредитных  линий будут способствовать:

1) обновление законодательства, регулирующего область иностранных инвестиций в республику с целью четкого определения и согласования полномочий и функций Министерства экономики, Министерства иностранных дел, Валютно-кредитной комиссии Совета Министров и Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Компетентная и тщательная экспертиза инвестиционных проектов позволит отсечь заведомо неэффективные проекты, которые впоследствии создают проблемы с погашением кредитов;

2) законодательно закрепленное расширение функций Белвнешэкономбанка, в том числе в части координационных мер по обслуживанию и страхованию иностранных кредитных линий. В национальном законодательстве об иностранных инвестициях должны найти отражение вопросы обеспечения долевого финансирования проекта, внесения гарантийного взноса предприятием-заемщиком, поддержания определенного неснижаемого остатка на счете предприятия-заемщика и т.п. При разработке мер государственной поддержки экспорта важно привести национальное законодательство по привлечению иностранных кредитов и выполнению обязательств по их обслуживанию в соответствие с унифицированными международными требованиями, в частности с Консенсусом ОЭСР по правилам государственной поддержки экспортных кредитов (1992 г.);

3) развитие страховой и гарантийной инфраструктуры в отношении иностранных кредитов, что требует глубокой проработки с участием заинтересованных органов государственного управления и банков. Представляется логичным создавать страховые резервы не только силами должников, но и путем перечислений в фонды страхования внешнеэкономических операций уже при заключении экспортно-импортных контрактов (т.е. на ординарной, а не на экстраординарной основе). Подобный страховой фонд должен находиться в ведении центральной государственной компании страхования внешней торговли.

Информация о работе Развитие государственного кредита в Республике Беларусь