Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать состояние государственного кредита на текущий момент и определить основные направления дальнейшего развития государственного кредита и повышения его эффективности в Республике Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть содержание и функции государственного кредита;
2) представить классификацию государственного кредита;
3) дать оценку состояния и тенденций развития государственного кредита Республики Беларусь;
4) выявить проблемы и разработать основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Содержание и функции государственного кредита…………………………6
2. Классификация государственного кредита………………………………….11
3.Оценка состояния и тенденция развития государственного кредита в Республике Беларусь……………………………………………………...……..16
4. Основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………...……..29
Список использованных источников…………………………………………...32
Приложение А.Структура валового внешнего долга по срокам погашения 34
Приложение Б. Состав внешнего государственного долга…………………..35
В настоящее
время по классификации Организации
экономического сотрудничества и развития
Республика Беларусь отнесена к последней
7-й группе риска, что обязывает
агентства страхования
Действия
правительства, направленные на улучшение
бизнес-климата, уже приносят реальные
результаты. Согласно ежегодному отчету
Всемирного банка "Ведение бизнеса-2010",
опубликованному в сентябре, в
итоговом рейтинге всех исследуемых
стран Беларусь поднялась на 27 позиций
и теперь занимает 58-е место. Перевод
Республики Беларусь в 6-ю группу по
классификации ОЭСР позволит удешевить
стоимость кредитных ресурсов. Для
достижения этой цели Министерством
финансов совместно с МИД и
другими заинтересованными
Подводя итог
проведенному анализу, следует отметить,
что к основным странам и международным
финансовым организациям, предоставившим
наибольшие кредитные ресурсы Республике
Беларусь, относятся Россия, Германия,
КНР, МВФ, ЕБРР, МБРР, Чехия. Кроме специализированных
международных кредитных
Республика
Беларусь своевременно и в полном
объеме исполняет свои обязательства
как по прямым, так и по гарантированным
займам. Положительная платежная
история республики свидетельствует
не только о взвешенной политике внешних
заимствований, но и о той ответственности,
с которой правительство
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Республика Беларусь в современных условиях выступает, как в прочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран.
Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Она, безусловно, должна проходить при особых условиях. Для возможности оплаты внешнего долга наша страна должна добиваться тех условий, при которых возможен экономический рост, так как тяжелое бремя внешних долгов неразвитое, с кризисной экономикой государство едва ли вынесет.
“Взвешенная”
бюджетная политика последних лет
создала финансовую основу для снижения
государственного долга. Однако, несмотря
на достигнутые положительные
Государственная политика в области управления долгом должна строиться на увеличении объема госзаимствований на внутреннем и внешнем рынках, на дальнейшем развитии рынка внутренних заимствований в связи с реформой пенсионной системы.
Государственный
кредит служит мощным средством мобилизации
в руках государства
Основными резервами для повышения эффективности государственного кредита являются:
– обеспечение реальной защиты прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;
– повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;
– активизация реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства путем защиты интересов не только кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);
– расширение
круга заимодателей за счет допуска
к кредитным операциям
– переход при реализации государственных ценных бумаг с официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;
– замена финансирования предприятий и организаций на предоставление им помощи преимущественно в форме казначейских ссуд;
– отказ
от прямого безвозмездного и безвозвратного
использования
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму
Государственный долг делится на: внешний; внутренний, который складывается из: задолженности по реализованным обязательствам государственных займов; задолженности по казначейским обязательствам; по заимствованиям средств ссудного фонда; средств, мобилизованных сберегательной и страховой системами.
Наличие государственного долга предполагает проведение мероприятий по управлению им, в число которых входят:
– выплата доходов кредиторам и погашение займов;
– изменение условий выпущенных займов;
– определение условий эмиссии;
– выпуск новых займов.
К внешнему долгу государства относится также задолженность Республики Беларусь, которая постоянно растет. Однако кроме официального внешнего долга Беларусь имеет текущую задолженность России за поставляемые энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к возрастанию долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его обслуживанию.
Рост внешней задолженности Республики Беларусь усугубляется сложностями в управлении долгом. К основным недостаткам сложившейся системы управления долгом можно отнести:
– не полная
законодательная база Республики Беларусь,
определяющая сферу совокупного
внешнего долга. Не обозначены пределы
полномочий соответствующих органов
Правительства в этой области. Бюджетное
законодательство регулирует только вопросы
заимствований и
– не сформирована единая система учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной методологии, интегрированной базы данных и учетного центра. На практике это означает невозможность оперативного получения достоверных сведений о состоянии валового внешнего долга и в конечном итоге является одним из факторов, снижающих качество управленческих решений;
– по сути, не
сформирована система анализа и
учета долговых рисков, что повышает
вероятность возникновения
– механизмы управления долгом не позволяют в должной мере обеспечить предупреждение возможных финансовых кризисов;
– не отработана
система долгосрочной взаимосвязи
политики управления внешним долгом
с денежно-кредитной и
– информация о состоянии внешнего долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере;
– управление
государственными гарантиями неэффективно,
что выражается в отсутствии правил
проведения конкурсного отбора, а
также единых подходов к разработке
методологии анализа
Такое положение в сфере внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики Беларуси по следующим направлениям.
Первое –
усиление зависимости Республики Беларусь
от иностранных государств, предоставивших
кредиты, при принятии решений в
области экономической
Второе – сокращение объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации экономики.
Третье – уменьшение размера средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может спровоцировать социальную напряженность.
Четвертое – нестабильность денежно-кредитной политики.
Пятое – ослабление позиций нашей страны на мировых рынках товаров и капиталов.
Шестое – повышение финансовой зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов.
В силу того, что деятельность отдельных институтов исполнительной власти в данной области (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь) остается недостаточно скоординированной и результативной, не отвечает объективным тенденциям развития, когда наблюдается усиление взаимосвязи многих аспектов управления внешним и внутренним долгом, зарубежными финансовыми активами, объективно возникает потребность создания единой системы управления суверенным долгом страны.
К сожалению, отрицательное сальдо внешней торговли страны, вызванное, прежде всего, необходимостью приобретения энергоносителей для предприятий с их устаревшим энергоемким оборудованием и технологиями, говорит само за себя.
Что же касается
главных задач системы
Развертыванию иностранных кредитных линий, улучшению обслуживания внешнего долга, формированию инфраструктуры иностранных кредитных линий будут способствовать:
1) обновление законодательства, регулирующего область иностранных инвестиций в республику с целью четкого определения и согласования полномочий и функций Министерства экономики, Министерства иностранных дел, Валютно-кредитной комиссии Совета Министров и Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Компетентная и тщательная экспертиза инвестиционных проектов позволит отсечь заведомо неэффективные проекты, которые впоследствии создают проблемы с погашением кредитов;
2) законодательно закрепленное расширение функций Белвнешэкономбанка, в том числе в части координационных мер по обслуживанию и страхованию иностранных кредитных линий. В национальном законодательстве об иностранных инвестициях должны найти отражение вопросы обеспечения долевого финансирования проекта, внесения гарантийного взноса предприятием-заемщиком, поддержания определенного неснижаемого остатка на счете предприятия-заемщика и т.п. При разработке мер государственной поддержки экспорта важно привести национальное законодательство по привлечению иностранных кредитов и выполнению обязательств по их обслуживанию в соответствие с унифицированными международными требованиями, в частности с Консенсусом ОЭСР по правилам государственной поддержки экспортных кредитов (1992 г.);
3) развитие страховой и гарантийной инфраструктуры в отношении иностранных кредитов, что требует глубокой проработки с участием заинтересованных органов государственного управления и банков. Представляется логичным создавать страховые резервы не только силами должников, но и путем перечислений в фонды страхования внешнеэкономических операций уже при заключении экспортно-импортных контрактов (т.е. на ординарной, а не на экстраординарной основе). Подобный страховой фонд должен находиться в ведении центральной государственной компании страхования внешней торговли.
Информация о работе Развитие государственного кредита в Республике Беларусь