Развитие государственного кредита в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать состояние государственного кредита на текущий момент и определить основные направления дальнейшего развития государственного кредита и повышения его эффективности в Республике Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть содержание и функции государственного кредита;
2) представить классификацию государственного кредита;
3) дать оценку состояния и тенденций развития государственного кредита Республики Беларусь;
4) выявить проблемы и разработать основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Содержание и функции государственного кредита…………………………6
2. Классификация государственного кредита………………………………….11
3.Оценка состояния и тенденция развития государственного кредита в Республике Беларусь……………………………………………………...……..16
4. Основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………...……..29
Список использованных источников…………………………………………...32
Приложение А.Структура валового внешнего долга по срокам погашения 34
Приложение Б. Состав внешнего государственного долга…………………..35

Работа состоит из  1 файл

госкредит.docx

— 72.26 Кб (Скачать документ)

Решения о  привлечении и последующем использовании  иностранных кредитов, формирующих  внешнюю задолженность Республики Беларусь, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении  иностранных кредитов принимаются  Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании предложений  Валютно-кредитной комиссии Совета Министров Республики Беларусь. Проведенный  в данной главе анализ позволяет  сделать следующие выводы: государственный  кредит представляет собой систему  денежных отношений между государством и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии. Как правило, он используется для  покрытия дефицита государственного бюджета.

Государственный кредит выполняет две функции: фискальную, которая заключается во временном  изъятии свободных денежных средств  юридических и физических лиц  и аккумуляции их для финансирования расходов государства; и регулирующую, которая заключается в его  воздействии на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень  инфляции, величину процентных ставок и др.

В зависимости  от характера операций различают  три формы государственного кредита: государственное заимствование; государственная  гарантия; государственный кредит.

 

3.ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Республика  Беларусь является членом трех крупнейших международных финансово-кредитных  организаций – Мирового банка (точнее, Международного банка реконструкции  и развития (МБРР), Международной  финансовой корпорации и Многостороннего  агентства по гарантированию инвестиций), Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР) с 1992 г. Помимо престижа на международной арене (только наиболее отсталые и бедные страны не могут позволить себе членства в этих организациях) со вступлением в эти организации Республика Беларусь получила возможность привлечения кредитов. Общим положительным моментом предоставленных средств является льготный характер кредитного финансирования: срок кредитов – 10-20 лет, мораторий на выплату основного долга – до 5 лет, процентная ставка – около 8 % у МБРР, у МВФ в зависимости от типа представляемого займа – 2,5-7,27 %. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. Но МВФ оказывает своим членам финансовую помощь, продавая им свободные денежные средства или валюту других государств-членов Фонда в обмен на собственную валюту стран, получающих эти ресурсы, которую они обязаны выкупить через определенный промежуток времени.

На 1 января 2012 г. объём накопленного внешнего долга  перед российскими инвесторами  сложился в размере 10 млрд 524,3 млн  долларов. В том числе сектор нефинансовых организаций и домашних хозяйств, по данным Нацбанка, привлек 4 млрд 137 млн  долларов российских инвестиций, сектор органов госуправления – 3 млрд 322,3 млн долларов Кроме Российской Федерации, значительный объём инвестиций получен от международных финансовых организаций, доля которых составила 17,1%.

Также крупными кредиторами Беларуси являются Китай  – 8,3% и Германия – 6,2%. По срокам погашения, в структуре валового внешнего долга Республики Беларусь преобладают, хотя и незначительно, долгосрочные займы. В целом на начало 2011 г. объем валового внешнего долга составил 28,4 млрд. долл. США, из них12,7 млрд. долл. (44,7%) приходилось на краткосрочные займы и 15,7 млрд. долл. (55,3%)  на долгосрочные.(Приложение А) Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США ( Приложение Б ).

В 2009 – начале 2010 года кредит Международного валютного  фонда (МВФ) сыграл одну из ключевых ролей  в реабилитации белорусской экономики. Стабильность валютного рынка, устойчивость финансовой системы, поддержка инвесторов и домашних хозяйств – все это  стало возможным благодаря кредиту  Международного валютного фонда (МВФ).

Совет исполнительных директоров МВФ «отметил соответствие сложившейся в Беларуси макроэкономической ситуации проводимой руководством страны денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политики». А Нацбанк Беларуси отмечает: «Исполнительные директора отметили значительный прогресс, достигнутый  Республикой Беларусь в работе по восстановлению экономики после  глобального кризиса, а также  подчеркнули успешную реализацию нашей  страной параметров и условий  программы 
stand-by».

Первый транш  кредита Международного валютного  фонда (МВФ) в размере 800 млн. долларов Беларусь получила в январе 2009 года. Второй транш поступил в июле 2009 г. – около 680 млн. долларов. В октябре 2009 года Беларусь получила очередной транш кредита фонда в объеме 699,5 млн. долларов. Четвертый транш кредита в размере более 688 млн. долларов поступил в декабре 2009 г. После многочисленных конфликтов и скандалов с Европой Беларусь все-таки получила пятый транш кредита МВФ в рамках программы stand-by, который составил около 670 млн. долларов. Таким образом, Беларусь уже получила от МВФ более 3,5 млрд. долларов.

В Республике Беларусь с 12 по 25 мая 2010 г. работала миссия Международного валютного фонда по подведению итогов реализации программы стэнд-бай. Она, как известно, была заключена между нашей страной и МВФ в январе 2009 г. сроком на 15 месяцев и предусматривала выделение стабилизационного кредита Беларуси в объеме около 3,46 млрд. долларов США. В ходе работы миссии обсуждены вопросы социально-экономического развития страны, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, подведены итоги программы и проведена оценка эффективности ее реализации. 1 октября 2012 г. Беларусь во исполнение своих обязательств по кредиту стэнд-бай Международного валютного фонда (МВФ) осуществила третье погашение основного долга в размере 54,7 млн. СДР, что эквивалентно $84,3 млн. В текущем году Беларусь уже дважды осуществляла погашение основного долга по кредиту стэнд-бай МВФ - в апреле ($100,3 млн.) и в июле 2012 года ($97,8 млн.).Деятельность МВФ в Беларуси направлена на сотрудничество с правительством и Национальным банком при подготовке программ экономической политики с акцентом на налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, обменный курс и торговую политику с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса.

Эксперты  Фонда позитивно оценили выполнение Республикой Беларусь основных параметров и условий программы, отметили ее положительное влияние на снижение воздействия негативных внешних  факторов на нашу страну. При этом было подчеркнуто, что в Беларуси сохранены  условия для быстрого возврата к  высоким устойчивым темпам экономического роста. История взаимоотношений Беларуси с Всемирным банком (ВБ) условно может быть разделена на три периода: с 1992 г. по 1994 г., с 1995 по 2000 г и с 2000г. по настоящее время. В первый период отношение банка было благожелательным, отличалось оптимистичной оценкой перспектив развития экономики страны в случае реализации соответствующей политики реформ. С начала второго периода начинается похолодание взаимоотношений с их постоянным ухудшением на протяжении всего периода. За это время Беларусь не получает кредитов, ВБ замораживает все проекты, находящиеся в стадии разработки, и не начинает рассмотрения новых. Республика получает минимально возможное финансирование банка. Начиная с сентября 2000 года, наблюдается прогресс в достижении нового уровня сотрудничества с глобальными и европейскими экономическими и финансовыми институтами.

Возобновлены  консультации с Международным валютным фондом (МВФ). Правительство Республики Беларусь совместно с МВФ подготовили  Программу мониторинга Международным  валютным Фондом, которая реализовывалась  в республике в период с 1 апреля по 30 сентября 2001 года. Заключено новое  Кредитное соглашение с Международным  банком реконструкции и развития (МБРР) по займу на проект модернизации инфраструктуры в социальной сфере  республики размером в 22,6 млн. долларов США. На Совете директоров Всемирного банка 14 марта 2002 г. утверждена новая  Стратегия сотрудничества Группы Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2002 – 2004 гг. финансовые годы.

Основное  место в группе Всемирного банка (ВБ) в целом и в отношениях ВБ и Беларуси занимает Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Он предоставляет помощь на государственном уровне, финансируя проекты, имеющие только общенациональное значение. Условия, на которых Банк обычно предоставляет кредиты, следующие: срок кредитов – 10 – 15 лет; мораторий на выплату основного долга – до 5 лет; процентная ставка – около 8% годовых. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. В целом Всемирный банк может финансировать до 60% от общей стоимости проекта, а вклад Правительства, как правило, должен составлять, по крайней мере, 10% от стоимости каждого проекта.

С 1992 г. Республике Беларусь Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) предоставил займов на сумму 171,2 млн. долл. США (фактически получено 143,2 млн. долл. США). Большая  часть кредитных ресурсов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) направляется на инвестиционные проекты .

Необходимо  отметить, что на данный момент Беларусь не использует основных преимуществ, которые  могут быть извлечены из сотрудничества с Всемирным банков (ВБ) с учетом его статуса и достаточно льготных условий предоставления финансовых средств. Развитие сотрудничества Всемирного банка (ВБ) с Республикой Беларусь можно в целом охарактеризовать как незначительное, особенно принимая во внимание опыт работы Всемирного банка (ВБ) в постсоциалистических странах. Вместе с тем можно говорить о  хороших перспективах развития отношений, учитывая готовность Банка оказывать  всестороннее содействие рыночным преобразованиям  в нашей стране.

Условия предоставления кредитов Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР) для белорусских  предприятий несколько отличны  от тех, которые обычно используются банком, что связано со спецификой экономической и политической ситуации в стране.

Кредитное соглашение между Республикой Беларусь и  Европейским банком реконструкции  и развития (ЕБРР) было подписано 22 ноября 1994г. С учетом высокого кредитного риска  в Беларуси Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) поставил условие: обеспечить все выданные на территории страны кредиты правительственными гарантиями, на основе чего было заключено  соглашение между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Национальным банком Республики Беларусь. Согласно этому соглашению, Правительство  Республики Беларусь в лице Национального  Банка выступает гарантом возврата кредита.

Европейский банк реконструкции и развития в  рамках Кредитной линии на развитие малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь выделил 30 млн. долларов США (две  транши по 15 млн. долларов каждая). Кроме  того, Экспортно-импортный банк Республики Китай предоставил по транше В  дополнительно 7,5 млн. долларов США (соглашение подписано 12.07.1996г., вступило в силу в октябре 1996г.).

На кредиты  Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР) реализованы такие  проекты, как: Belarus Telecom (сумма займа  – 38,8 млн. долл. США), оборудование автострады Брест – Минск – граница России (сумма займа – 66 млн. долл. США), стекольный завод в Елизово (сумма займа – 7,7 млн. долл. США).

В 2004 году Европейский  банк реконструкции и развития (ЕБРР) осуществлял работу в Беларуси в  соответствии со страновой Стратегией, утвержденной в мае 2001 года, которая  ограничивала предоставление стране нового финансирования только рамками частного сектора.

В результате диалога с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в июле 2004 г. одобрена новая Стратегия  по сотрудничеству с Беларусью на 2004 – 2006 годы. В ноябре 2004 г. Советом  директоров Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР) принято решение  о предоставлении частным банкам Беларуси новой кредитной линии  в размере до 25 млн. долларов (без  гарантии Правительства Республики Беларусь) для финансирования проектов в сфере малого и среднего бизнеса [17].

Кроме того, Стратегией предусмотрена возможность  выделения прямых инвестиций трем частным  предприятиям в области деревообработки, легкой промышленности и энергетики, а также предоставления экспортных гарантий для обслуживания внешнеторговых операций через "Белгазпромбанк".

Отметим, что  заемные средства, привлекаемые в  Республику Беларусь, используются в  основном для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых  ими экспортоориентированных или  импортозамещающих проектов, а также частично для пополнения оборотных средств. В то же время ряд проектов является социально-значимыми и их реализация направлена на удовлетворение потребностей республики в товарах критического импорта.

В августе 2007 года Республике Беларусь были присвоены  суверенные кредитные рейтинги от агентств "Стэндард энд Пурз" (В+) и "Мудиз  инвесторз сервис" (В1) с прогнозом  – "стабильный". В течение 2008-2009 годов значения суверенных рейтингов  Беларуси продемонстрировали значительную устойчивость к неблагоприятным  внешним факторам. Среди стран  СНГ и Восточной Европы Республика Беларусь оказалась в числе тех  немногих, которым удалось избежать снижения значения рейтинга (в отличие, например, от Украины, России, Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Румынии, Болгарии, Казахстана, Грузии и других), что  лишний раз говорит в пользу проводимой в стране экономической политики и эффективности антикризисных  мер, принимаемых правительством.

Среди основных преимуществ Республики Беларусь –  низкий уровень государственного, в  том числе внешнего, долга, сбалансированный бюджет, а также весьма успешное продвижение рыночных реформ, что  открывает широкие перспективы  по привлечению иностранных инвестиций. Говорить о повышении рейтинга, однако, на данный момент можно лишь в среднесрочной  перспективе. Признаки восстановления мировой экономики пока достаточно неоднородны и не позволяют утверждать об окончательной стабилизации и  скором выходе из кризиса, что заставляет рейтинговые агентства относиться к перспективам повышения рейтингов  с заметной долей осторожности.

 

Министерство  финансов разрабатывает стратегию  управления государственным долгом на кратко– и среднесрочный период. Основная ее цель – выработка политики государственных заимствований для обеспечения потребностей страны с учетом стоимости кредитных ресурсов и на основании анализа рисков кредитного портфеля. При этом особое внимание уделяется поддержанию устойчивости государственного долга и сохранению показателей кредитной безопасности в установленных пределах.

В условиях мирового финансового кризиса основными  факторами, оказывающими влияние на стоимость заемных ресурсов, являются наличие достаточной ликвидности  на мировом рынке капитала, макроэкономическая ситуация в стране, сложившиеся международные  отношения, своевременное исполнение обязательств по долгам, уровень внешней  задолженности, наличие суверенного  кредитного рейтинга и странового рейтинга страны-импортера по классификации  Организации экономического сотрудничества и развития.

Информация о работе Развитие государственного кредита в Республике Беларусь