Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать состояние государственного кредита на текущий момент и определить основные направления дальнейшего развития государственного кредита и повышения его эффективности в Республике Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть содержание и функции государственного кредита;
2) представить классификацию государственного кредита;
3) дать оценку состояния и тенденций развития государственного кредита Республики Беларусь;
4) выявить проблемы и разработать основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Содержание и функции государственного кредита…………………………6
2. Классификация государственного кредита………………………………….11
3.Оценка состояния и тенденция развития государственного кредита в Республике Беларусь……………………………………………………...……..16
4. Основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………...……..29
Список использованных источников…………………………………………...32
Приложение А.Структура валового внешнего долга по срокам погашения 34
Приложение Б. Состав внешнего государственного долга…………………..35
Решения о
привлечении и последующем
Государственный кредит выполняет две функции: фискальную, которая заключается во временном изъятии свободных денежных средств юридических и физических лиц и аккумуляции их для финансирования расходов государства; и регулирующую, которая заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.
В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита: государственное заимствование; государственная гарантия; государственный кредит.
3.ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Республика
Беларусь является членом трех крупнейших
международных финансово-
На 1 января 2012 г. объём накопленного внешнего долга перед российскими инвесторами сложился в размере 10 млрд 524,3 млн долларов. В том числе сектор нефинансовых организаций и домашних хозяйств, по данным Нацбанка, привлек 4 млрд 137 млн долларов российских инвестиций, сектор органов госуправления – 3 млрд 322,3 млн долларов Кроме Российской Федерации, значительный объём инвестиций получен от международных финансовых организаций, доля которых составила 17,1%.
Также крупными кредиторами Беларуси являются Китай – 8,3% и Германия – 6,2%. По срокам погашения, в структуре валового внешнего долга Республики Беларусь преобладают, хотя и незначительно, долгосрочные займы. В целом на начало 2011 г. объем валового внешнего долга составил 28,4 млрд. долл. США, из них12,7 млрд. долл. (44,7%) приходилось на краткосрочные займы и 15,7 млрд. долл. (55,3%) на долгосрочные.(Приложение А) Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США ( Приложение Б ).
В 2009 – начале
2010 года кредит Международного валютного
фонда (МВФ) сыграл одну из ключевых ролей
в реабилитации белорусской экономики.
Стабильность валютного рынка, устойчивость
финансовой системы, поддержка инвесторов
и домашних хозяйств – все это
стало возможным благодаря
Совет исполнительных
директоров МВФ «отметил соответствие
сложившейся в Беларуси макроэкономической
ситуации проводимой руководством страны
денежно-кредитной и бюджетно-
stand-by».
Первый транш кредита Международного валютного фонда (МВФ) в размере 800 млн. долларов Беларусь получила в январе 2009 года. Второй транш поступил в июле 2009 г. – около 680 млн. долларов. В октябре 2009 года Беларусь получила очередной транш кредита фонда в объеме 699,5 млн. долларов. Четвертый транш кредита в размере более 688 млн. долларов поступил в декабре 2009 г. После многочисленных конфликтов и скандалов с Европой Беларусь все-таки получила пятый транш кредита МВФ в рамках программы stand-by, который составил около 670 млн. долларов. Таким образом, Беларусь уже получила от МВФ более 3,5 млрд. долларов.
В Республике Беларусь с 12 по 25 мая 2010 г. работала миссия Международного валютного фонда по подведению итогов реализации программы стэнд-бай. Она, как известно, была заключена между нашей страной и МВФ в январе 2009 г. сроком на 15 месяцев и предусматривала выделение стабилизационного кредита Беларуси в объеме около 3,46 млрд. долларов США. В ходе работы миссии обсуждены вопросы социально-экономического развития страны, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, подведены итоги программы и проведена оценка эффективности ее реализации. 1 октября 2012 г. Беларусь во исполнение своих обязательств по кредиту стэнд-бай Международного валютного фонда (МВФ) осуществила третье погашение основного долга в размере 54,7 млн. СДР, что эквивалентно $84,3 млн. В текущем году Беларусь уже дважды осуществляла погашение основного долга по кредиту стэнд-бай МВФ - в апреле ($100,3 млн.) и в июле 2012 года ($97,8 млн.).Деятельность МВФ в Беларуси направлена на сотрудничество с правительством и Национальным банком при подготовке программ экономической политики с акцентом на налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, обменный курс и торговую политику с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса.
Эксперты
Фонда позитивно оценили
Возобновлены
консультации с Международным валютным
фондом (МВФ). Правительство Республики
Беларусь совместно с МВФ подготовили
Программу мониторинга
Основное место в группе Всемирного банка (ВБ) в целом и в отношениях ВБ и Беларуси занимает Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Он предоставляет помощь на государственном уровне, финансируя проекты, имеющие только общенациональное значение. Условия, на которых Банк обычно предоставляет кредиты, следующие: срок кредитов – 10 – 15 лет; мораторий на выплату основного долга – до 5 лет; процентная ставка – около 8% годовых. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. В целом Всемирный банк может финансировать до 60% от общей стоимости проекта, а вклад Правительства, как правило, должен составлять, по крайней мере, 10% от стоимости каждого проекта.
С 1992 г. Республике Беларусь Международный банк реконструкции и развития (МБРР) предоставил займов на сумму 171,2 млн. долл. США (фактически получено 143,2 млн. долл. США). Большая часть кредитных ресурсов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) направляется на инвестиционные проекты .
Необходимо отметить, что на данный момент Беларусь не использует основных преимуществ, которые могут быть извлечены из сотрудничества с Всемирным банков (ВБ) с учетом его статуса и достаточно льготных условий предоставления финансовых средств. Развитие сотрудничества Всемирного банка (ВБ) с Республикой Беларусь можно в целом охарактеризовать как незначительное, особенно принимая во внимание опыт работы Всемирного банка (ВБ) в постсоциалистических странах. Вместе с тем можно говорить о хороших перспективах развития отношений, учитывая готовность Банка оказывать всестороннее содействие рыночным преобразованиям в нашей стране.
Условия предоставления кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для белорусских предприятий несколько отличны от тех, которые обычно используются банком, что связано со спецификой экономической и политической ситуации в стране.
Кредитное соглашение между Республикой Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) было подписано 22 ноября 1994г. С учетом высокого кредитного риска в Беларуси Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) поставил условие: обеспечить все выданные на территории страны кредиты правительственными гарантиями, на основе чего было заключено соглашение между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Национальным банком Республики Беларусь. Согласно этому соглашению, Правительство Республики Беларусь в лице Национального Банка выступает гарантом возврата кредита.
Европейский банк реконструкции и развития в рамках Кредитной линии на развитие малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь выделил 30 млн. долларов США (две транши по 15 млн. долларов каждая). Кроме того, Экспортно-импортный банк Республики Китай предоставил по транше В дополнительно 7,5 млн. долларов США (соглашение подписано 12.07.1996г., вступило в силу в октябре 1996г.).
На кредиты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) реализованы такие проекты, как: Belarus Telecom (сумма займа – 38,8 млн. долл. США), оборудование автострады Брест – Минск – граница России (сумма займа – 66 млн. долл. США), стекольный завод в Елизово (сумма займа – 7,7 млн. долл. США).
В 2004 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) осуществлял работу в Беларуси в соответствии со страновой Стратегией, утвержденной в мае 2001 года, которая ограничивала предоставление стране нового финансирования только рамками частного сектора.
В результате диалога с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в июле 2004 г. одобрена новая Стратегия по сотрудничеству с Беларусью на 2004 – 2006 годы. В ноябре 2004 г. Советом директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) принято решение о предоставлении частным банкам Беларуси новой кредитной линии в размере до 25 млн. долларов (без гарантии Правительства Республики Беларусь) для финансирования проектов в сфере малого и среднего бизнеса [17].
Кроме того, Стратегией предусмотрена возможность выделения прямых инвестиций трем частным предприятиям в области деревообработки, легкой промышленности и энергетики, а также предоставления экспортных гарантий для обслуживания внешнеторговых операций через "Белгазпромбанк".
Отметим, что
заемные средства, привлекаемые в
Республику Беларусь, используются в
основном для закупки технологического
оборудования в рамках реализуемых
ими экспортоориентированных
В августе 2007 года Республике Беларусь были присвоены суверенные кредитные рейтинги от агентств "Стэндард энд Пурз" (В+) и "Мудиз инвесторз сервис" (В1) с прогнозом – "стабильный". В течение 2008-2009 годов значения суверенных рейтингов Беларуси продемонстрировали значительную устойчивость к неблагоприятным внешним факторам. Среди стран СНГ и Восточной Европы Республика Беларусь оказалась в числе тех немногих, которым удалось избежать снижения значения рейтинга (в отличие, например, от Украины, России, Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Румынии, Болгарии, Казахстана, Грузии и других), что лишний раз говорит в пользу проводимой в стране экономической политики и эффективности антикризисных мер, принимаемых правительством.
Среди основных
преимуществ Республики Беларусь –
низкий уровень государственного, в
том числе внешнего, долга, сбалансированный
бюджет, а также весьма успешное
продвижение рыночных реформ, что
открывает широкие перспективы
по привлечению иностранных
Министерство
финансов разрабатывает стратегию
управления государственным долгом
на кратко– и среднесрочный
В условиях
мирового финансового кризиса основными
факторами, оказывающими влияние на
стоимость заемных ресурсов, являются
наличие достаточной
Информация о работе Развитие государственного кредита в Республике Беларусь