Развитие государственного кредита в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать состояние государственного кредита на текущий момент и определить основные направления дальнейшего развития государственного кредита и повышения его эффективности в Республике Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть содержание и функции государственного кредита;
2) представить классификацию государственного кредита;
3) дать оценку состояния и тенденций развития государственного кредита Республики Беларусь;
4) выявить проблемы и разработать основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Содержание и функции государственного кредита…………………………6
2. Классификация государственного кредита………………………………….11
3.Оценка состояния и тенденция развития государственного кредита в Республике Беларусь……………………………………………………...……..16
4. Основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………...……..29
Список использованных источников…………………………………………...32
Приложение А.Структура валового внешнего долга по срокам погашения 34
Приложение Б. Состав внешнего государственного долга…………………..35

Работа состоит из  1 файл

госкредит.docx

— 72.26 Кб (Скачать документ)

4) принятие в среднесрочной и долгосрочной перспективе концепции реформы в области кредита и страхования в сфере внешней торговли.

Следует, прежде всего, расширить возможности получения  предприятиями экспортных кредитов, которые, как правило, связаны с  реализацией проектов иностранных  кредитных линий (и не только с  ними), а также возможности получения  кредитов теми предприятиями, которые  для освоения средств иностранных  кредитных линий нуждаются в  дополнительных капиталовложениях (многие средства кредитных линий не осваиваются  в срок по причине отсутствия кредитной  поддержки на строительную часть  проекта).

Реализация  проектов кредитных линий должна подкрепляться также соответствующими экспортными и импортными кредитами, в том числе в части страхования  экспортных поставок, без чего не может  быть выхода на внешние рынки и  притока валюты для погашения  кредитов. При этом требуется отработать схему взаимодействия банка предприятия-экспортера, Внешэкономбанка и центральной  государственной страховой организации  в области внешней торговли. Мировая  практика показывает, что именно такая  управленческая структура может  обеспечить успешное проникновение  на внешние рынки и раскрытие  экспортных возможностей страны.

С учетом изложенного  представляется необходимым проработать  вопрос о возможностях расширения координационных  функций Белвнешэкономбанка в части  страховой поддержки, предоставления гарантий, а также дополнительных кредитов, потребность в которых  возникает в процессе освоения кредитных  линий. Параллельно следует изучить  возможности укрепления потенциала государственных и негосударственных  страховых компаний, расширения их функций, в том числе во взаимодействии с Внешэкономбанком.

5) разработка вариантов пилотных проектов создания двух-трех операционных филиалов иностранных банков (со 100%-ым иностранным капиталом, а также на долевой основе с белорусскими соучредителями). В порядке эксперимента в рамках подобных пилотных проектов целесообразно снять действующие ограничения по предельной доле иностранного капитала при создании банка с участием иностранного капитала.

6) создание Инвестиционного банка Союза Беларуси и России, с помощью которого могли бы осуществляться приоритетные инвестиционные проекты в наукоемких отраслях в рамках Союза и СНГ. Подобный банк, кроме того, способствовал бы формированию транснациональных финансово-промышленных групп. Возможности высокого технологического качества инвестиционных потоков представляются наиболее предпочтительными именно в этом институциональном сегменте;

7) продолжение работ по вступлению республики в ВТО (особенно по разделу ГАТС – услуг и информации), что должно способствовать проникновению национальных экспортеров на мировые рынки (в том числе рынки услуг информации, защиты интеллектуальной собственности), снятию обширных демпинговых ограничений, а также укреплению международных позиций республики и повышению интереса и доверия к ней иностранных инвесторов. Подобная работа должна осуществляться на уровне двусторонних правительственных соглашений;

8) создание соответствующей техно-информационной инфраструктуры как предпосылка успешной интеграции республики в международные рынки с учетом соблюдения национальных экономических интересов. В республике давно назрела необходимость формирования международной информационной системы в области рынка технологий и продуктов (возможно, в рамках международного инвестиционного проекта).

В завершение главы необходимо отметить, что для  успешного развития экономике Беларуси необходимы иностранные инвестиции и в частности иностранные  кредиты. Кредитные ресурсы являются одним из способов повышения производительности и технологического уровня белорусских  предприятий.

Привлечение кредитных ресурсов даст возможность  обеспечить расширение воспроизводственных  пропорций, повышение и конкурентоспособность  выпускаемой продукции на внешнем  и внутреннем рынках и как результат  – более полно удовлетворить  потребности народного хозяйства  и населения страны в средствах  производства и потребительских  товарах.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

государство кредит регулирование экономика

На основании  изложенного в курсовой работе материала  можно сделать следующие выводы:

1. Государственный кредит представляет собой систему денежных отношений между государством и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии. Как правило, он используется для покрытия дефицита государственного бюджета.

2. Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

3. Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита: государственное заимствование; государственная гарантия; государственный кредит.

4. К основным странам и международным финансовым организациям, предоставившим наибольшие кредитные ресурсы Республике Беларусь, относятся Россия, Германия, КНР, МВФ, ЕБРР, МБРР, Чехия. Кроме специализированных международных кредитных институтов, кредитными партнерами Беларуси являются и иностранные банки в соответствии с рамочными кредитными соглашениями. Такими банками являются «Сабадель» (Испания), "Медиобанк" (Италия), Банк Хандлевы в Варшаве СА, БРЕ Банк СА. (Польша), Чешский экспортный банк (Чехия) и др.

5. Заемные средства, привлекаемые в Республику Беларусь, используются в основном для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых ими экспортоориентированных или импортозамещающих проектов, а также частично для пополнения оборотных средств. В то же время ряд проектов является социально-значимыми и их реализация направлена на удовлетворение потребностей республики в товарах критического импорта. Показатели кредитной безопасности Беларуси имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов.

6. Республика Беларусь своевременно и в полном объеме исполняет свои обязательства как по прямым, так и по гарантированным займам. Положительная платежная история республики свидетельствует не только о взвешенной политике внешних заимствований, но и о той ответственности, с которой правительство Республики Беларусь относится к выполнению своих долговых обязательств и недопущению просроченной задолженности.

Развертыванию иностранных кредитных линий, улучшению  обслуживания внешнего долга, формированию инфраструктуры иностранных кредитных  линий будут способствовать:

7. Обновление законодательства, регулирующего область иностранных инвестиций в республику с целью четкого определения и согласования полномочий и функций Министерства экономики, Министерства иностранных дел, Валютно-кредитной комиссии Совета Министров и Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

8. Законодательно закрепленное расширение функций Белвнешэкономбанка, в том числе в части координационных мер по обслуживанию и страхованию иностранных кредитных линий. В национальном законодательстве об иностранных инвестициях должны найти отражение вопросы обеспечения долевого финансирования проекта, внесения гарантийного взноса предприятием-заемщиком, поддержания определенного неснижаемого остатка на счете предприятия-заемщика и т.п.;

9. Развитие страховой и гарантийной инфраструктуры в отношении иностранных кредитов, что требует глубокой проработки с участием заинтересованных органов государственного управления и банков. Представляется логичным создавать страховые резервы не только силами должников, но и путем перечислений в фонды страхования внешнеэкономических операций уже при заключении экспортно-импортных контрактов (т.е. на ординарной, а не на экстраординарной основе). Кроме государственного страхования, в республике существует коммерческое, которые оказывают международные страховые услуги. Главными проблемами этих компаний являются недостаточность валютно-финансового потенциала, слабая диверсификация предоставляемых услуг, а также неразвитость связей с другими страховыми компаниями;

10. Принятие в среднесрочной и долгосрочной перспективе концепции реформы в области кредита и страхования в сфере внешней торговли. Следует, прежде всего, расширить возможности получения предприятиями экспортных кредитов, которые, как правило, связаны с реализацией проектов иностранных кредитных линий (и не только с ними), а также возможности получения кредитов теми предприятиями, которые для освоения средств иностранных кредитных линий нуждаются в дополнительных капиталовложениях (многие средства кредитных линий не осваиваются в срок по причине отсутствия кредитной поддержки на строительную часть проекта).

11. Разработка вариантов пилотных проектов создания двух-трех операционных филиалов иностранных банков (со 100%-ым иностранным капиталом, а также на долевой основе с белорусскими соучредителями). В порядке эксперимента в рамках подобных пилотных проектов целесообразно снять действующие ограничения по предельной доле иностранного капитала при создании банка с участием иностранного капитала.

12. Создание Инвестиционного банка Союза Беларуси и России, с помощью которого могли бы осуществляться приоритетные инвестиционные проекты в наукоемких отраслях в рамках Союза и СНГ. Подобный банк, кроме того, способствовал бы формированию транснациональных финансово-промышленных групп. Возможности высокого технологического качества инвестиционных потоков представляются наиболее предпочтительными именно в этом институциональном сегменте;

13. Продолжение работ по вступлению республики в ВТО (особенно по разделу ГАТС – услуг и информации), что должно способствовать проникновению национальных экспортеров на мировые рынки (в том числе рынки услуг информации), снятию обширных демпинговых ограничений, а также укреплению международных позиций республики и повышению интереса и доверия к ней иностранных инвесторов. Подобная работа должна осуществляться на уровне двусторонних правительственных соглашений;

14. В республике давно назрела необходимость формирования международной информационной системы в области рынка технологий и продуктов (возможно, в рамках международного инвестиционного проекта).

Осуществление этих мероприятий обеспечит дальнейшее повышение роли государственного кредита  в развитии национальной экономики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Барсегян, Л. М. Финансы: курс лекций / Л. М. Барсегян, Т. Г. Струк. – 2-е изд. стер. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 251 с.
  2. Балабанов, И. Банки и банковское дело / И. Балабанов. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 448 с.
  3. Жарковская, Е. Банковское дело. Учебник / Е. Жарковская. – Москва: Омега-Л, 2006. – 440 с.
  4. Организация деятельности коммерческих банков: Учебник / Г. И. Кравцова, Н. С. Василенко, И. К. Козлова и др.; под. ред. Г. И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2005. – 512 с.
  5. Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. В. Сорокина и др.; Под ред. проф. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 351 с.
  6. Юшко, Ю. И. Корпоративные финансы: теория, методы и модели управления. Учебно-методическое пособие / Ю. И. Юшко. – Минск: ФУАинформ, 2006. – 576 с.
  7. Булова, Д. Практические аспекты межбанковского кредитования / Д . Булова, А. Назаров // Банковский вестник. – 2006. – № 1. – С. 46-52.
  8. Вардеванян, Г. Денежно-кредитная политика и экономический рост Беларуси / Г. Вардеванян // Банковский вестник. – 2005. – № 1. – С. 7-8.
  9. Даллакян, А. Управление кредитным риском / А. Даллакян // Бухгалтерия и банки. – 2006. – № 1. – С. 44-49.

10.Владимирова, М.П. Деньги, кредит, банки / М.П. Владимирова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 569 с.

11.Мирончук, С. Эффективность кредитных вложений в Беларуси / С. Мирончук // Банковский вестник. – 2006. – № 1. – С. 53-54.

12.Салак, С. Фондовый рынок: итоги работы за январь-март 2005 / С. Салак // Национальная экономическая газета. – 2005. – № 28. – С. 11.

13.Силина-Ясинская, Т. Фондовый рынок Республики Беларусь: перспективы развития / Т. Силина-Ясинская // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2005. – №43. – С. 39-41.

14. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов /Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печников [и др.]; под ред. Е.Ф. Жукова.- М.: Бестпринт, 2000. – 369 с.

15. Шухно, В. Проблемы функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь / В. Шухно // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2004. – № 2. – С. 4-6.

16. Букато, В.И. Банки и банковские операции в России / В.И. Букато, Ю.И.Львов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 257 с.

Информация о работе Развитие государственного кредита в Республике Беларусь