Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать состояние государственного кредита на текущий момент и определить основные направления дальнейшего развития государственного кредита и повышения его эффективности в Республике Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть содержание и функции государственного кредита;
2) представить классификацию государственного кредита;
3) дать оценку состояния и тенденций развития государственного кредита Республики Беларусь;
4) выявить проблемы и разработать основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Содержание и функции государственного кредита…………………………6
2. Классификация государственного кредита………………………………….11
3.Оценка состояния и тенденция развития государственного кредита в Республике Беларусь……………………………………………………...……..16
4. Основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………...……..29
Список использованных источников…………………………………………...32
Приложение А.Структура валового внешнего долга по срокам погашения 34
Приложение Б. Состав внешнего государственного долга…………………..35
Таким образом,
положительное воздействие
.
2. Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику [3, c. 40].
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Операции
по купле-продаже государственных
ценных бумаг или выдача кредитов
под их залог, проводимые центральным
банком, являются важным инструментом
регулирования ликвидности
Выступая
на финансовом рынке в качестве заемщика,
государство увеличивает спрос
на заемные средства и тем самым
способствует росту цены кредита. Чем
выше спрос государства, тем выше
при прочих равных условиях уровень
ссудного процента, тем более дорогим
становится кредит для предпринимателей.
Дороговизна заемных средств
вынуждает бизнесменов
До определенных
пределов этот процесс не оказывает
существенного негативного
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитом, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденными особенностями этой категории:
– тесно
связана с деятельностью
– охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
– осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами [4, c. 86].
В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государст
2. Классификация государственного кредита
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.
На рисунке 1.1 показана классификация государственного кредита.
Рисунок 1.1 – Классификация государственного кредита [2, с. 240]
В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита:
– государственное заимствование;
– государственная гарантия;
– государственный кредит.
Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственный займ – это привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Прямые кредиты – это привлечение средств инвесторов без продажи им ценных бумаг. Прямое заимствование осуществляется у банков, международных финансовых организаций, правительств других государств [1, с. 100].
Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним путем резервирования средств на погашение гарантированного займа или кредита. В случае неплатежеспособности заемщика государство несет полную финансовую ответственность по гарантированным обязательствам.
Государственные
кредиты предоставляются за счет
бюджетных средств субъектам
хозяйствования, местным органам
власти, другим государствам, международным
организациям. В зависимости от категории
заемщика различают бюджетные кредиты
и государственные кредиты. Бюджетный
кредит – это средства, предоставляемые
на возвратной основе юридическим лицам
своей страны или местным органам
власти. Государственный кредит –
это средства, предоставляемые на
возвратной основе другим государствам,
их юридическим лицам и
Государственные займы можно классифицировать по нескольким признакам. По признаку держателей ценных бумаг различают универсальные и специальные займы. Универсальные долговые обязательства распространяются как среди юридических, так и физических лиц. Специальные займы реализуются или только среди населения или только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если займ эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций за счет более широкого круга потенциальных держателей.
В зависимости от источника заимствования или места реализации займы могут быть внутренними и внешними.
По отношению
ко вторичному рынку ценных бумаг
займы делятся на рыночные и нерыночные.
Рыночные займы свободно продаются
и покупаются на первичном и вторичном
рынке. Они играют решающую роль в
обеспечении государства
В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на следующие категории:
– процентные;
– выигрышные;
– процентно-выигрышные;
– беспроцентные (целевые);
– беспроигрышные;
– дисконтные;
– процентно-дисконтные;
– твердодоходные [1, с. 102].
По облигациям процентного займа владельцы получают доход путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат. Процентно-выигрышный займ предусматривает выплату части дохода по купонам, а другой части – в форме выигрышей.
Беспроцентный
займ гарантирует держателю
По методу
определения дохода различают займы
с постоянным, фиксированным и
переменным купонным доходом. По займам
с постоянным доходом величина получаемого
дохода устанавливается в условиях
каждого отдельного выпуска займа.
По займам с фиксированным доходом
размер дохода устанавливается сразу
по всем выпускам займа. По займам с
переменным доходом процентный доход
привязывается к заранее
В зависимости от принятых государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций различают займы с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, рентные. Рентный займ предусматривает выплату дохода без обязательства погасить займ. Рента может быть вечной, срочной и пожизненной. При вечной ренте срок прекращения выплаты дохода не назначается. При срочной ренте выплата дохода прекращается после оговоренного срока. При пожизненной ренте государство выплачивает инвестору доход в течение жизни [1, с. 103].
По срокам они делятся на:
– краткосрочные (до 1 года). Краткосрочные кредиты оформляются, как правило, для погашения текущей задолженности, для покрытия текущих затрат, для осуществления относительно небольших платежей, срок погашения которого не представляет сложности в течение года для кредитополучателя.
– среднесрочные
(от года до 5 лет). Среднесрочные кредиты
могут предоставляться для
– долгосрочные (свыше 5 лет) [4, c. 94].
В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.
Как правило,
долгосрочные кредиты оформляются
для осуществления крупных
В зависимости от организации порядка оформления кредитных отношений различают:
– государственные облигационные займы;
– безоблигационные займы [6, c. 109].
Выпуск разного
рода казначейских обязательств, векселей,
кредитование центральным банком государственного
бюджета – это примеры
По методам
размещения займы подразделяются на
добровольные и принудительные. Добровольные
займы свободно обращаются на финансовом
рынке. Принудительные займы размещаются
среди подписчиков в
По форме
выпуска различают
Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики Беларусь [4, c. 92].
Для кредиторов
государственный кредит – форма
сбережения, инвестирования средств
в ценные бумаги, приносящие дополнительный
доход. Велика и гарантия выполнения
условий кредитной сделки со стороны
государства. Рынок государственных
ценных бумаг представляет первичным
инвесторам (кредиторам) ряд уникальных
возможностей, таких как гарантия
полноты и своевременности
Государственный
кредит делится на виды, отражающие
специфику отношений и влияния
ряда факторов. Виды государственного
кредита определяются: составом заемщиков
и кредиторов; конкретными причинами
появления потребности у
В зависимости
от характеристики заемщика государственный
кредит бывает: централизованный; децентрализованный.
В первом случае в качестве заемщика
выступает Совет Министров и
его центральный финансовый орган
(Министерство финансов), во втором –
местные органы власти (Совет депутатов).
Децентрализованные займы проводятся
для частичного покрытия расходов местного
бюджета, а целевые займы для
финансирования конкретных проектов,
связанных с социально-
Информация о работе Развитие государственного кредита в Республике Беларусь