Развитие лизинга в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание

Из многочисленных функций лизинга можно выделить основные четыре: финансовую, производственную, сбытовую и использования налоговых льгот. Финансовая функция выражается в освобождении товаропроизводителя от единовременной оплаты полной стоимости необходимых средств производства и как бы в предоставлении ему долгосрочного кредита. Производственная функция лизинга состоит в решении проблем производства за счет временного использования имущества, что является весьма эффектным способом материально – технического снабжения и производства новой техники, сопровождаемой разнообразным сервисом.

Работа состоит из  1 файл

офицеальная курсовая работа ЛИЗИНГ.docx

— 196.92 Кб (Скачать документ)

Степень износа оборудования на промышленных предприятиях составляет 40 – 70% и выше. Ежегодно в республике обновляется  лишь 0,8-1,2 основных производственных фондов, в то время как в развитых странах  эти показатели составляют 6-8%. Значительная часть инвестиций в основной капитал финансируется за счет собственных и привлеченных средств предприятий. Национальная банковская система в ближайшие годы объективно не имеет возможности полностью удовлетворить потребность экономики в кредитах. Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, согласно мировой практике должен составлять 6-7 % от ВВП.

Имеются и другие проблемы: отсутствие прозрачности финансовой деятельности большинства  предприятий, низкий уровень их менеджмента, защиты прав кредитов. Повышенная рискованность  кредитных операций для банков обусловлена  отсутствием легальных возможности  получение полных и достоверных  данных о потенциальном заемщике, позволяющих адекватно оценить  его кредитоспособность.

На инвестиционную активность банков в значительной степени  может повлиять ожидаемый переход  все предприятий на международные  стандарты финансового учета  и отчетности, создание эффективности  системы идентификации их деловой  и финансовой репутации, собственников  и менеджеров этих организаций.

Условием  взаимной открытости кредитов и заемщиков  является создание государственного кредитного бюро, накапливающего и представляющего  заинтересованным лицам достоверную  информацию о потенциальных заемщиках, включая недобросовестных. С этой целью был принят Закон «О кредитных  бюро и формировании кредитных историй  в РК».

Банки участвуют  в проведении лизинговых операций непосредственно  или через создаваемые ими  специализированные дочерни компании («БТА - лизинг», «Халык - лизинг», и др.).

На сегодняшний  день лизинг, включая финансовый, остается недостаточно востребован в Казахстане, хотя использование этого финансового инструмента позволит решить многие проблемы развития экономики и социальной политики. Основная причина – отечественный рынок лизинговых услуг имеет нерешенные проблемы правового, институционального и организационно-технического характера. К сдерживающим факторам можно отнести, в первую очередь, несовершенство законодательной базы осуществление лизинговых сделок, поскольку Закон «О финансовом лизинге», Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы подлежат значительной конкретизации. А так же отсутствие современной инфраструктуры рынка лизинговых услуг, включая ограниченность условий для получения необходимой информации; недостаточность современных технологий по организации и проведению более сложных лизинговых операций, в том числе на международном уровне. Казахстан еще не присоединился к международной конвенции «О финансовом лизинге» 1998 года. На рынке присутствуют высокие риски, ограниченны сроки финансирования при высоком уровне первоначального взноса и стоимости ресурсов. Отсутствует методика оперативной оценки эффективности лизингового инвестиционного проекта. Лизинговые компании недостаточно полно изучают потребности различных производителей и регионов республики в оборудовании и технологиях. При этом у многих субъектов мелкого и среднего бизнеса нет понимания выгодности и перспективности лизинга. Как показывает практика, лизинговые операции будут привлекательны и эффективны для всех участников лишь при наличии качественного бизнес-плана, составление которого пока представляется многим проблемным.

Представляется  целесообразным использование договорных механизмов распределения рисков между  несколькими банками, страховых  принципов обеспечение обязательств сторон.

На нынешнем этапе экономического развития Казахстана одним из оптимальных вариантов  диверсификации кредитного и предпринимательского риска является проведение комбинированной  товарно-денежной схемы лизинговых операций, где в качестве инвесторов одновременно выступают три субъекта лизинга: производитель, банк, лизингополучатель.

Большинство клиентов, импортирующих оборудование, сталкиваются с финансовой проблемой. Компания планирует выйти на международный рынок и тесно сотрудничать с иностранными фирмами-поставщиками.

При осуществлении  крупных проектов и при привлечении  заемных средств компании участвуют  собственными средствами в финансировании не менее 20% стоимости лизинговой сделки. Как показывает практика, свыше 85% всех лизинговых сделок являются лизинги  с привлечением средств. Берется  долгосрочная ссуда у одного или  нескольких кредиторов на сумму до 80% стоимости сдаваемых в аренду активов (без права регресса на арендатора), причем арендные платежи и оборудование служат обеспечением ссуды.

Регистрация договоров лизинга: Регистрация  договоров лизинга осуществляется в целях подтверждения государством прав лизингодателя и лизингополучателя  на предмет лизинга. Государственная  регистрация договоров лизинга, предметом которого является имущество, подлежащее обязательной государственной  регистрации, осуществляется по месту  государственной регистрации предмета лизинга органами, уполномоченными  осуществлять государственную регистрацию  данного имущества.

Имущество, неподлежащее обязательной государственной  регистрации, осуществляется государственным предприятиями «Центры по недвижимости Комитета регистрационной службы Минюста РК».

Налоговый режим при осуществлении лизинговых операций: До 1 января 2006 года, согласно ст. 74 Налогового Кодекса РК финансовый Лиин должен был отвечать следующим  условиям:

Передача  основных средств в собственность лизингополучателю по фиксированной цене определена договором лизинга;

Срок  финансового лизинга превышает 75% срока полезной службы основных средств;

Текущая (дисконтированная) стоимость лизинговых платежей за весь срок финансового  лизинга превышает 90% стоимости передаваемых по финансовому лизингу основных средств.

Такая сделка рассматривалась как покупка  основных средств лизингополучателем. При этом лизингополучатель рассматривается как владелец основных средств, а лизинговые платежи – как платежи по кредиту, предоставленному лизингополучателю.

В ст. 74 НК РК от 1 января 2006 года, «основные средства»  заменяются словом «имущество». Имуществом, передаваемым по финансовому лизингу, являются предметы лизинга, подлежащие получению в качестве основного  средства лизингополучателем при внутреннем лизинге, а также лизингополучателем или сублизингополучателем при  международном лизинге.

В месте с тем, в Налоговом Кодексе РК, требовалось уточнение определения финансового лизинга, а также нормы, в соответствии с которой налогоплательщиком земельного и транспортного налогов является собственник имущества, а также плательщиком платы за загрязнение окружающей среды по предметам лизинга. На сегодняшний день в НК от 01.01. 2006, согласно ст. 325 п. 3 по земельному участку, переданному (полученному) в финансовый лизинг вместе с объектом недвижимости в соответствии с договором финансового лизинга, плательщиком земельного налога является лизингополучатель. То же самое оговорено в п. 1-1 ст. 345, относительно налогоплательщиков транспортных средств.

Необходимость освобождения от НДС импорта, в том  числе для передачи в лизинг, соответствующего оборудования обусловлена тем, что  уплата банками НДС существенно  увеличивает себестоимость банковских услуг в силу невозможности отнесения  уплаченного НДС в зачет. Соответственно, это может отразиться на привлекательности  финансовых услуг для хозяйствующих  субъектов и населения.

Получение от уполномоченного государственного органа разъяснения по порядку налогообложения  при замене лизингодателя или  лизингополучателя по действующему договору финансового лизинга.

Согласно  ст. 131 п. 5 НК освобождается от налога, удерживаемого у источника выплаты, вознаграждение, выплачиваемое лизингодателям.

Статья 94 НК: Вычетами по вознаграждению являются вознаграждения по полученным займам, в том числе в виде финансового лизинга, и производится методом, описанным в п. 2 настоящей статьи.

Статья 122, п. 3 НК: Налогоплательщики уменьшают  налогооблагаемый доход на сумму  вознаграждения, полученного по финансовому  лизингу основных средств, представленных на срок более трех лет с последующей  передачей их лизингополучателю.

Статья 112 НК:

1. Стоимость  фиксированных активов, переданных (полученных) в финансовый лизинг (по финансовому лизингу), учитывается  в стоимостном балансе подгруппы  лизингополучателя.

2. Стоймостной баланс соответствующей подгруппы у лизингодателя должен быть уменьшен на стоимость фиксированных активов, переданы в финансовый лизинг, если активы были включены в баланс до их передачи.

Статья 228 НК: Передача имущества в финансовый лизинг освобождается от НДС в  части суммы вознаграждения, подлежащего  получению лизингодателем, при соблюдении следующих условий:

Такая передача соответствует требованиям, установленным  в статье 74 настоящего Кодекса;

Лизингополучатель приобретает имущество в качестве основного средства.

В тоже время, думается, что данные исправления  и дополнения в Налоговом, Гражданском  и Таможенном кодексах Республики Казахстан  не дают достаточной базы для эффективного ведения лизинговой деятельности на современном этапе и требуется  дальнейшая доработка по конкретизации  отдельных пунктов и статей указанных  кодексов.

Для развития рынка лизинговых услуг необходимо предпринять ряд вышеописанных  мер. Экономический эффект от реализации предложения и преодоления сдерживающих факторов будет положительным.

 

 

3.2. Перспективы  развития лизинговых услуг в  РК

 

Для Казахстана, который в течение последних  трех лет демонстрирует высокие  темпы экономического роста, одним  из основных механизмов стимулирования предпринимательства и привлечения  инвестиций должен стать лизинг, для  этого есть все перспективы. Очевидно, что меры по созданию оптимальных  условий для развития лизинга  позволяет республике возродить  местную промышленность и довести  объем инвестиций через лизинг до общемировых пропорций. По итогам 2004 года объем лизинга Казахстанских  лизинговых компаний составил порядка 86 млн. дол. США или 1% от общих инвестиций в основной капитал в Республике Казахстан. По итогам на 2005год, эта цифра  увеличится в два раза.

При определении  основных перспектив развития казахстанского лизинга в обязательном порядке  следует учитывать положительный  международный опыт, подвергая его  критическому анализу с точки  зрения возможности применения в  условиях конкретной экономической  системы.

Лизинг  позволяет относительно быстро и  недорого заменить оборудование, что  способствует подъему отечественного производства. Это, в свою очередь, приведет к занятости населения, росту  экономики.

Доступность лизинговых услуг позволяет малым  и средним предприятиям оснащаться новым оборудованием, что влияет на качество товаров и услуг сегодня  и повлияет на воспитание «качественной» идеологии бизнеса в Казахстане завтра.

Развитие  Казахстанского бизнеса (на основе лизинга) даст понять иностранным бизнесменам, что на рынке Казахстана работать можно, и это «безопасно». А это  приток инвестиций, кредитов, займов, подъем инвестиционной активности, выход на международные товарные рынки. С выходом лизинговых компаний на международный  рынок увеличивается количество импортных сделок, что выгодно, и для лизингодателя из – за более дешевых денежных ресурсов, и для лизингополучателя из – за качества и дешевизны оборудования.

При определении  основных перспектив развития Казахстанского лизинга в обязательном порядке  следует учитывать положительный  международный опыт, подвергая его  критическому анализу с точки  зрения возможности применения в  условиях конкретной экономической  системы.

Отрасль лизинга в Казахстане вполне молодая. Точка отсчета ее истории как  реальной индустрии можно считать  принятие Закона РК «О финансовом лизинге» 6 июля 2000 г. Именно после этого многие банки стали рассматривать лизинг в качестве нового финансового инструмента и для его эффективного использования приступили к созданию дочерних лизинговых компаний. Специфика их создания при материнских банках, располагающих финансами для осуществления проектов, характерна для всех начинающих лизинговых рынков. Казахстан в этом смысле не является исключением. Сегодня около двух десятков лизинговых компаний. Большая их часть принадлежит банкам, имеется всего несколько исключении, таких как государственная компания «Казагрофинанс», созданная для развития сельскохозяйственной отрасли, или «Астана – финанс», образовавшая в прошлом году собственный лизинговый департамент. Официальных данных по общему объему лизинговых операций не существует, поскольку отрасль это не кем не регулируется. Наиболее полную картину рынка дает International Finance Corporation (IFC). Эта структура Всемирного банка в октябре прошлого года совместно с USAID открыла проект по развитию лизинга в Казахстане.

Агентство США по Международному Развитию USAID является организацией при Правительстве  США. Цель работы Агентства – проведение программ Правительство США по социально  – экономическому развитию и по оказанию гуманитарной помощи более  чем в 100 странах мира. USAID сотрудничает с местными организациями и представителями  общественности с целью развития демократического общества, основанного на активном участии граждан его жизни, котором для каждого гражданина будут созданы равные возможности для улучшения благосостояния и повышения уровня жизни в условиях рыночной экономики. Для достижения этих целей USAID выделяет 1,5 % от федерального бюджета.

Информация о работе Развитие лизинга в Республике Казахстан