Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа
Актуальность избранной темы связана с тем, что в условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в период выхода из финансового кризиса государственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.
Введение ……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические основы рынка государственных ценных бумаг и его функции……………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции……………4
1.2 История возникновения рынка государственных ценных бумаг в России………………………………………………………………………………..7
2. Регулирование рынка государственных ценных бумаг (участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг)……………………….12
2.1 Эмитенты, их агенты и другие непрофессиональные участники…………...12
2.2 Дилеры и брокеры …………………………………………………….15
2.3 Саморегулирование рынка …………………………………………………….18
3. Современное положение рынка государственных ценных бумаг в России…21
3.1 Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ…21
3.3 Проблемы и перспективы развития государственных ценных бумаг...........35
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованной литературы……………………………………………...40
2
Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
Экономический факультет
Кафедра финансов и банковского дела
Дисциплина: Деньги, кредит, банки
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Рынок государственных ценных бумаг»
Выполнила
студентка очного отделения
экономического факультета
3 курса 182 группы
Руководитель
Малькова С.А.
Гатчина
2011
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………...
1. Теоретические основы рынка государственных ценных бумаг и его функции……………………………………………………………
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции……………4
1.2 История возникновения рынка государственных ценных бумаг в России………………………………………………………………
2. Регулирование рынка государственных ценных бумаг (участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг)……………………….12
2.1 Эмитенты, их агенты и другие непрофессиональные участники…………...12
2.2 Дилеры и брокеры …………………………………………………….15
2.3 Саморегулирование рынка …………………………………………………….18
3. Современное положение рынка государственных ценных бумаг в России…21
3.1 Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ…21
3.3 Проблемы и перспективы развития государственных ценных бумаг...........35
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение.
Важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления финансового кризиса России должно стать развитие рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается не только в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики.
Рынок государственных ценных бумаг - важный компонент финансовых рынков мира. Государственные ценные бумаги считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений, который привлекает корпорации и население, используются как эталон свободного от риска дохода, как альтернатива другим вложениям капитала.
Таким образом, рынки государственных ценных бумаг играют важную роль в финансировании государственного бюджета, в поддержании ликвидности финансовой системы, регулировании экономической активности.
Актуальность избранной темы связана с тем, что в условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в период выхода из финансового кризиса государственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.
Целью данной курсовой работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг, выявление проблем государственных ценных бумаг России и оценка перспектив его развития.
1. Теоретические основы рынка государственных ценных бумаг и его функции.
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции.
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) — это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.
Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства эмитента (государства, чаще всего в лице казначейства) перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре.
В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента денежных средств в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.
Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих основных задач:
1) финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной
основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение в широком смысле, или в следующих случаях: когда расходы бюджета на определенную календарную дату превышают имеющиеся в его распоряжении средства на эту же дату (кассовый дефицит); когда поступление доходов за месяц или квартал оказывается меньше, чем средства, необходимые в этом же периоде для финансирования расходов бюджета (сезонный дефицит); когда по итогам года доходы бюджета меньше его расходов, и этот дефицит не покрывается за счет поступлений в бюджет в следующем году (годовой дефицит);
2) финансирование целевых государственных программ в области
жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения
и т.п.;
3) регулирование экономической активности: денежной массы в обращении,
воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т.д.
Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на ГЦБ отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.
Размещение ГЦБ обычно осуществляется:
• через центральные банки или министерства финансов. Основными нвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются:
а) население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки;
б) инвестиционные компании и фонды;
• в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется четкая тенденция к увеличению выпуска ГЦБ в безбумажной форме;
• разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т.д.
Каждая страна имеет свою сложившуюся историю и практику рынка
ГЦБ, что находит отражение в видах и формах выпускаемых государственных
облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т.д. По этой причине российский рынок ГЦБ вряд ли может быть устроен по образцу рынка какой-либо одной страны, будь то США, Великобритания или любая другая страна. Не является правильным и эклектический подход по принципу «брать самое лучшее» из каждой страны, так как в экономике все взаимосвязано. Российские ГЦБ, с одной стороны, должны отвечать реалиям отечественного рынка, а с другой — отражать общие для многих стран, проверенные временем экономические основы функционирования рынка ГЦБ вooбще и его современные инновации.
В настоящее время в экономически развитых странах государственные ценные бумаги являются главным источником формирования и реализации внутренней государственной задолженности.
Практика показывает, что выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицитов бюджетов является наиболее приоритетным направлением по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов, создаваемых в центральных банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных отраслей экономики.
Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.
1.2 История возникновения рынка государственных ценных бумаг в России.
Появление рынка облигаций государственных займов в России, имеет историю, уходящую своими корнями в XVIII в. Оно знаменовало собой веху в развитии финансовой, денежной и кредитной систем страны, всей ее экономической жизни. В нашем отечестве долговые правительственные обязательства проделали путь от государственных денежных знаков до процентных ценных бумаг.
В России к числу таких бумаг относятся казначейские обязательства, бумаги государственной ренты, облигации государственных внутренних и внешних займов, а также займов золотых и выигрышных, облигации и закладные листы кредитных обществ и банков, билеты государственного казначейства и облигации военных краткосрочных займов. Наибольшее распространение имеют государственные долговые обязательства, прежде всего облигации долгосрочных займов.
При Екатерине Великой государственный кредит делается уже постоянной составной частью финансового хозяйства, что связано с расширением империи. Заимствование осуществлялось в основном за рубежом. Разумеется, российские монархи обращались к зарубежным кредиторам и до вступления на престол Екатерины II. Однако именно в период ее царствования Россия начинает регулярно делать внешние займы для финансирования военных операций и поддержки денежного обращения.
Первый заем правительство Екатерины II осуществляет у амстердамского банкирского дома Раймонд и Теодор де Смет в 1769 г. для покрытия военных расходов. Следует отметить, что первые российские государственные обязательства по своей экономической сути не были рыночными ценными бумагами. Они выпускались номиналом в 500 тыс. голландских гульденов и являлись своеобразной долговой распиской российского правительства, выданной банкирскому дому. Уже к концу XVIII в. таких «расписок» было выдано на сумму 215 млн руб. Следует отметить, что этот «екатерининский» голландский заем был полностью погашен только в 1891 году.
В 1787 г. началась новая русско-турецкая война и Комитет уполномоченных по совету придворного банкира Ричарда Сутерланда вступил в переговоры с одним из самых влиятельных не только в Голландии, но и в Европе банкирских домов Гопе и Ко. Этот банкирский дом стал главным кредитором России на длительный период. С 1788 по 1793 г. Россия заняла у банкирского дома Гопе и Ко 53 500 тыс. гульденов, сделав восемнадцать займов из 4; 4,5 и 5%. Кроме того, в 1791-1793 гг.три займа были сделаны в Генуе у банкирского дома Эме Репьи. Для погашения внешнего долга в России был увеличен налог на вино.[1]
Накануне и в ходе Отечественной войны 1812-1813 гг. в управлении финансами России произошли важные перемены. В 1802 г. в России были созданы министерства. В 1803 г. при Министерстве финансов была образована Экспедиция для внешних денежных дел, к которой постепенно перешли обязанности Конторы придворных банкиров.
Кроме того, отличительной особенностью этого периода становится новая форма заимствования, а именно посредством оформления задолженности российскими государственными ценными бумагами. В 1810 г. были выпущены государственные облигации с номиналами от 1000 ассигнационных рублей и выше на общую сумму 100 млн руб.с доходностью 6% годовых и сроком обращения семь лет. В связи с тем, что данный финансовый инструмент был новым для российских инвесторов, а также не предусматривал экономически выгодных условий по владению им, то его размещение составило не более 3% от общего объема эмиссии.
В последующем (1831 г.) внутренние облигационные займы выпускались в виде 4,32% билетов Государственного казначейства, которые в финансовых кругах прозвали «сериями». Билеты Государственного казначейства были финансовыми инструментами, которые принимались казной по всем платежам и залогам, кроме платежей государственным кредитным учреждениям. Первоначально срок обращения данных ценных бумаг составлял четыре года, но, начиная с 1840 г., срок обращения был увеличен до восьми лет. Уже к 1855 г. в стране обращалось казначейских билетов на сумму 75 млн руб., а к началу 1881 г. в России было выпущено 72 «серии» на общую сумму 216 млн руб.
Российское правительство постоянно создавало новые механизмы
государственного заимствования. В 1864 г. был выпущен выигрышный заем на 100 млн руб. под 5% годовых сроком обращения 60 лет.
Во второй половине XIX в. российское правительство также широко использовало механизм облигационного заимствования, а
тому к 1 января 1881 г. «облигационный долг» государства составил 4,8859 млрд руб., в том числе по гарантированным правительством ценным бумагам 1,8955 млрд руб., а по внешним облигационным займам 1,200 млрд руб. К гарантированным правительством ценным бумагам относились, как правило, облигации, акции частных железнодорожных обществ, получивших гарантии от правительства, которые заключались в обязательстве оплачивать проценты по облигациям.