Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа
Актуальность избранной темы связана с тем, что в условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в период выхода из финансового кризиса государственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.
Введение ……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические основы рынка государственных ценных бумаг и его функции……………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции……………4
1.2 История возникновения рынка государственных ценных бумаг в России………………………………………………………………………………..7
2. Регулирование рынка государственных ценных бумаг (участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг)……………………….12
2.1 Эмитенты, их агенты и другие непрофессиональные участники…………...12
2.2 Дилеры и брокеры …………………………………………………….15
2.3 Саморегулирование рынка …………………………………………………….18
3. Современное положение рынка государственных ценных бумаг в России…21
3.1 Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ…21
3.3 Проблемы и перспективы развития государственных ценных бумаг...........35
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованной литературы……………………………………………...40
В настоящее время признано, что Банк России эмитирует свои облигации не с целью привлечения средств для финансирования своих расходов, а с целью реализации денежно-кредитной политики. Поскольку управление ликвидностью носит оперативный характер, Банк России должен иметь возможность гибкого принятия решений о выпуске ОБР в объемах, предусмотренных законодательством России.
Поправки к законам «О Центральном банке Российской Федерации» и «О рынке ценных бумаг», а также другие изменения в законодательстве позволили определить максимальный объем ОБР всех выпусков, находящихся в обращении, в пределах разницы между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций(которая составляет 20% от пассивов коммерческих банков) и суммой обязательных резервов коммерческих банков в Банке России. Таким образом, потенциальный объем рынка ОБР па настоящий момент достаточен для привлечения свободных краткосрочных средств банков и формирования репрезентативной оценки рыночной стоимости заимствований.
Таблица 5
Спецификация и основные характеристики ОБР.
Облигации Банка России | |
Эмитент | Банк России |
Форма эмиссии | документарная с обязательным централизованным хранением |
Вид облигации | бескупонная, на предъявителя |
Валюта займа | рубль |
Номинал | 1000 руб. |
Срок обращения | до 1 года |
Размещение и обращение | ММВБ |
Круг потенциальных владельцев | кредитные организации |
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) стали
дополнительным инструментом привлечения средств для покрытия
растущего дефицита федерального бюджета.[13]
ОГСЗ можно отнести к среднесрочным купонным облигациям на
предъявителя, которые выпускаются траншами. Купонный доход по
этим облигациям выплачивается по официально объявленной ставке
Минфина РФ ежеквартально. Процентная ставка по купону ОГСЗ ориентирована на купонную ставку ОФЗ с переменным купоном. Первая серия ОГСЗ обеспечивала доход в размере 102,72%.
Несмотря на то, что облигации могут обращаться как на биржевом, так и на внебиржевом рынке, первоначально их распространение осуществляется на внебиржевой основе через уполномоченные банки и финансовые институты, имеющие лицензии на право профессиональной деятельности с населением. Особенность размещения ОГСЗ на фондовом рынке заключается в том, что дилеры выкупают облигации у Минфина с дисконтом от номинала и затем продают их населению либо организациям по рыночным ценам.
Квоты распределяются Минфином РФ на закрытом конкурсе (тендере), на который участники подписки подают заявки на приобретение ОГСЗ с указанием цены и объема покупки. Как показала практика, при покупке ОГСЗ преимущество получали те банки и инвестиционные компании, которые могли предложить более высокую цену. В этих условиях Минфин РФ ввел ограничения на объем покупки облигаций: максимальный — в размере 200 млрд руб. от номинала (1997 г.).
Минфин РФ размещает ОГСЗ среди участников подписки по тем
ценам, которые предложены в заявках. Если общий объем заявок превысил объем эмиссии, то часть заявок (с наиболее низкими ценами) остается неудовлетворенной. Первая серия ОГСЗ была размещена по средневзвешенной цене, составившей 98,6% от номинала облигаций.
Выплату купонного дохода и погашение ОГСЗ Минфин РФ осуществляет через своих платежных агентов — банки. При сделках с ОГСЗ по аналогии с некоторыми другими государственными облигациями покупатель обязан уплатить продавцу не только «чистую» цену облигации, но и НКД. При этом НКД определяется на дату передачи прав на облигации от продавца к покупателю. Согласно ст. 29 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» право на документарную ценную бумагу на предъявителя переходит либо в момент передачи ее сертификата новому владельцу, либо в момент совершения приходной записи по счету «депо» этого нового владельца (если облигации хранятся в депозитарии).
Таблица 5
Спецификация и основные характеристики ОГСЗ
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) | |
Эмитент | Правительство РФ |
Форма эмиссии | документарная |
Вид облигации | на предъявителя, купонная |
Валюта займа | рубль |
Номинал | 100 и 500 руб. |
Срок обращения | 1 год |
Частота выплат по купону | 4 раза в год |
Размещение и обращение | внебиржевой рынок, СПФБ и др. |
3.3 Проблемы и перспективы развития государственных ценных бумаг.
На первичном рынке ГКО и других долговых обязательств государства сейчас существует положение, при котором доступ к аукционам имеет ограниченный круг дилеров. Это привело к тому, что доходы от операций по покупке ГКО на первичных аукционах с их последующей продажей на вторичном рынке оказались очень велики.
О результатах размещения гособлигаций на аукционе 13.04.2011[14]
Минфин России информирует о результатах проведения 13 апреля 2011 года
аукциона по размещению ОФЗ-ПД выпуска № 26205RMFS с датой погашения
14 апреля 2021 года.
Основные итоги размещения выпуска № 26205RMFS:
- объем спроса – 26 641,734 млн. рублей;
- объем предложения – 20 000,000 млн. рублей;
- размещенный объем выпуска – 17 213,251 млн. рублей;
- выручка от размещения составила – 16 940,335 млн. рублей;
- цена отсечения – 98,2850 % от номинала;
- доходность по цене отсечения – 8,00 % годовых;
- средневзвешенная цена – 98,4145 % от номинала;
- средневзвешенная доходность – 7,99 % годовых.
Чрезмерные прибыли дилеров свидетельствуют о том, что фондовый рынок России организован гораздо менее эффективно, чем это должно быть. Одна из причин этого - высокая степень монополизации рынка банками-дилерами, в результате чего обычным инвесторам осуществлять свою деятельность трудно.
По мнению специалистов Банка России, наличие узкого круга первичных дилеров связано с необходимостью жесткого контроля за участниками аукционов. В перспективе должны быть разработаны новые правила торговли, которые позволят региональным коммерческим банкам и другим финансовым институтам принимать в ней участие.
Противоречивая роль, которую играет на рынке государственных ценных бумаг Банк России. Он, например, на рынке ГКО одновременно является агентом Министерства Финансов, дилером и контролирующим органом. Рынок ГКО, как и любой другой сектор фондового рынка, нуждается в объективной и общедоступной информации. Когда Банк России - единственный участник торгов, он может использовать всю информацию в своих целях. Здесь виден определенный конфликт интересов. В то же время государственные интересы однозначны: государство заинтересованно в широкой информации о положении дел на рынке ГКО для всех категорий инвесторов, а также в том, чтобы этот рынок был более доступным.
Важной проблемой является оценка инвестиционного спроса на ГКО и другие подобные бумаги. Этот спрос находится в прямой связи с динамикой ежемесячного уровня инфляции. По расчетам экспертов ФКЦБ[15], если месячный уровень инфляции будет в пределах 1-3%, то спрос на ГКО составит около 46 трлн. Руб., в пределах 4-10% - 41 трлн. руб., свыше 11% - 38 трлн. Руб. Таким образом, по мере снижения инфляции инвестиции в ГКО могут возрастать. Уровень инфляции не единственный фактор, влияющий на срок ГКО. Для превращения потенциального спроса в реальный важное значение имеют уровень их доходности, сроки выпуска, а также организация самой торговли этим фондовым инструментом.
В последние два-три года развитие российского рынка ценных бумаг в значительной степени шло за счет долговых обязательств государства. В этом заключается потенциальная опасность для экономики России: слишком большие по своим объемам заимствования государства на фондовом рынке не только увеличивают размеры непроизводительного потребления капитала в стране), большинство расходов государства имеет непроизводительный характер), но и, сокращая предложение капитала, ведут к его удорожанию для частных эмитентов, тормозят инвестиционный процесс в стране.
В настоящий момент по различным причинам нет четкой стратегической программы развития рынка ценных бумаг РФ. К глубокому сожалению, это плохо. Мы приглашаем инвесторов как прямых, так и портфельных, но при этом не говорим, что их ждет через год-два в нашей стране. Мало того, мы не гарантируем им сохранность их капиталов, защиту их инвестиционных интересов наравне с отечественными инвесторами и т.д., и потом удивляемся, что к нам никто не идет, забывая при этом, что венчурный капитал инвестируется минимум на 12 месяцев, а прямые инвестиции инвестируются как минимум на 10 лет. Благодаря резкому повышению мировых цен на нефть и значительному сокращению импорта за счет девальвации национальной валюты мы имеем за 1999 г. значительное положительное внешнеторговое сальдо, рост производства и ВВП. Это то не многое, что в настоящий момент привлекает венчурный капитал в Россию. Рост ВВП и производства, без значительного положительного внешнеторгового сальдо не так привлекателен для инвесторов. Мало получить прибыль, ее необходимо конвертировать вместе с основным капиталом и беспрепятственно вывести из страны, а для этого в государстве должны быть необходимые запасы валютных ресурсов. В случае снижения положительного внешнеторгового баланса страны по различным причинам (падение цен на энергоресурсы, увеличение импорта, выплата внешнего долга и т.д.), мы можем вновь получить значительную девальвацию рубля, резкое падение цен на все финансовые инструменты и бегство капитала.
Для дальнейшего развития рынка ценных бумаг вне зависимости от выбранной стратегии, на наш взгляд, необходимо предпринять следующие важные шаги:
1. Усовершенствовать законодательную базу. Нужны гарантии для инвесторов о неизменности первоначальных условий, особенно в сфере прямых инвестиций.
2. Ввести налоговое стимулирование инвестиций. Например, для отраслей, которые являются стратегическими для России, необходимо создавать определенные благоприятные условия. В США на инвестиции, связанные с коммунальным хозяйством, установлены льготы по налогообложению при получении дохода по данному виду бизнеса. Следует также стимулировать долгосрочные инвестиции со сроком инвестирования более одного года. В США ставка налога на прибыль различается относительно времени, в течение которого инвестор держал купленные ценные бумаги (до шести месяцев и более шести месяцев).
3. Пересмотреть решения от 17 августа. Признать ошибку и рассчитаться с инвесторами, несмотря на финансовые трудности в настоящее время.
4. Ввести частную собственность на землю. В настоящее время есть банки, у которых есть свободные финансовые ресурсы, а, с другой стороны, — предприятия, нуждающиеся в увеличении оборотного капитала, но у которых часто отсутствует предмет залога. Земля могла бы быть этим залогом. Споры о том, что сначала необходимо сделать: узаконить продажу земли, а потом создавать финансовые структуры, обслуживающие данный процесс, или наоборот, являются несостоятельными.
Заключение.
Развитие финансовых рынков в государствах с переходной экономикой является важным элементом реформ. Эти рынки играют очень важную роль в превращении сбережений в инвестиции и перемещение денег и капитала с одного сектора в другой для более эффективного их использования. Сбалансированная структура финансового рынка, без сомнения, обеспечила бы полное использование финансовых ресурсов, стимулировала бы и ускоряла развитие отраслей и регионов, гарантировала бы экономический рост государства.
Рынок государственных ценных бумаг - это неотъемлемая часть внутреннего финансового рынка, и его рост в большей мере может способствовать развитию, стабильности и эффективности финансовой системы. Кроме того, что государственные бумаги являются надежным источником дохода, они делают экономику более гибкой к рыночным сигналам.
Отечественный рынок государственных ценных бумаг находится в стадии становления, однако опыт зарубежных стран свидетельствует о важной роли этих ценных бумаг как источника формирования заемного капитала. В условиях развитой рыночной экономики государственные ценные бумаги, послужат необходимым средством мобилизации денежных средств. Для инвестора облигации будут одним из надежнейших способов помещения капитала.
В качестве заключения необходимо отметить, что большое внимание на российском рынке государственных ценных бумаг следует уделять выбору параметров при выпуске новых инструментов. Немаловажное значение должна приобрести инвестиционная составляющая государственных ценных бумаг, то есть направление заимствованных денежных средств на инвестирование инфраструктуры.
Список использованной литературы:
1. Постановление Правительства РФ № 790 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЭМИССИ И ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРАТКОСРОЧНЫХ БЕСКУПОННЫХ ОБЛИГАЦИЙ».
2. ПРИКАЗ Центробанка России № 02-125 от 15.06.95 г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБРАЩЕНИИ ВЫПУСКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРАТКОСРОЧНЫХ БЕСКУПОННЫХ ОБЛИГАЦИЙ В СВЯЗИ С НАЧАЛОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СГКО» (последняя редакция от 17.10.99 г.).
3."ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ ДОГОВОРОВ О ВЫПОЛНЕНИИ ФУНКЦИЙ ДИЛЕРА НА РЫНКЕ ГКО - ОФЗ" (утв. ЦБ РФ 10.11.1998 N 59-П)