Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа
Актуальность избранной темы связана с тем, что в условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в период выхода из финансового кризиса государственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.
Введение ……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические основы рынка государственных ценных бумаг и его функции……………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции……………4
1.2 История возникновения рынка государственных ценных бумаг в России………………………………………………………………………………..7
2. Регулирование рынка государственных ценных бумаг (участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг)……………………….12
2.1 Эмитенты, их агенты и другие непрофессиональные участники…………...12
2.2 Дилеры и брокеры …………………………………………………….15
2.3 Саморегулирование рынка …………………………………………………….18
3. Современное положение рынка государственных ценных бумаг в России…21
3.1 Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ…21
3.3 Проблемы и перспективы развития государственных ценных бумаг...........35
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованной литературы……………………………………………...40
2.3 Саморегулирование рынка.
Саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) (ранее — Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг — НАУРаГ) учреждена крупнейшими операторами рынка ценных бумаг при участии Минфина и Центробанка РФ в январе 1996 г.
В состав ассоциации входит около 200 кредитных организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг из 20 регионов России, операции которых составляют более половины объема российского рынка ценных бумаг. Управляющими органами ассоциации являются общее собрание ее членов и совет ассоциации. В состав совета НФА входят представители организаций-членов НФА, а также Центробанка и ФКЦБ России. Стратегию ассоциации определяет Наблюдательный совет.
В ноябре 2000 г. НФА получила лицензию ФКЦБ России саморегулируемой организации (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг по брокерско-дилерской деятельности и доверительному управлению, в декабре 2001 г. — но депозитарной деятельности. Таким образом, в настоящее время НФА имеет максимальный вес на российском фондовом рынке набор лицензий как СРО, охватывающих всю деятельность банков на рынке ценных бумаг. Важнейшими задачами ассоциации являются:
• сохранение для членов НФА как профессиональных участников
возможности эффективной деятельности на рынке ценных бумаг;
• обеспечение полноценного (без ограничений) ведения кредитными организациями всех видов профессиональной деятельности на российском фондовом рынке — брокерско - дилерской, по доверительному управлению, депозитарной (включая специализированные депозитарии), клиринговой;
• участие в последовательной реструктуризации государственных
ценных бумаг (ГКО-ОФЗ, ОВГВЗ) после кризиса 1998 г.;
• осуществление стратегических разработок по развитию государственных ценных бумаг (как федеральных, так и субъектов РФ; в области налогового режима, операций «репо[5]», приобретения резидентами еврооблигаций РФ и др.).
НФА активно выполняет функции СРО как в части лицензирования профессиональных участников, так и участия в системе контроля
ФКЦБ России над деятельностью профессиональных участников. Ею заключено Генеральное соглашение с Центробанком России о сотрудничестве и взаимодействии, в том числе при осуществлении контроля над деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.
В НФА разработаны и действуют с 1997 г. первые на российском
рынке ценных бумаг стандарты профессиональной деятельности, включающие в себя «Кодекс добросовестного ведения бизнеса на фондовом рынке» с приложениями: «Требования к профессиональному участнику РЦБ», «Правила клиентского обслуживания на РЦБ», Положение «О запрете манипулирования ценами». Разработан и утвержден Советом НФА первый профессиональный Стандарт по управлению рисками на рынке ценных бумаг, который был одобрен участниками Первой Всероссийской профессиональной конференции управляющих рисками «Управление рисками на финансовых рынках», проведенной НФА в апреле 2001 г. совместно с Финансовой академией при правительстве РФ, при поддержке Банка России и ММВБ[6].
Для осуществления контроля над деятельностью членов ассоциации на рынке ценных бумаг и выполнением требований, определяемых нормативными актами и стандартами деятельности на рынке ценных бумаг, в ассоциации разработан и действует Кодекс дисциплинарных мер и ответственности. С целью разрешения споров, возникающих в процессе работы членов ассоциации, создан третейский суд НФА, состав которого сформирован на паритетной основе из российских и зарубежных специалистов и уникален для российской арбитражной практики.
Приоритетом ассоциации является развитие рынка ценных бумаг
как отрасли хозяйства и сферы бизнеса и обеспечение благоприятных условий деятельности на нем для организаций — членов ассоциации. В этой связи НФА принимает участие в решении всех актуальных вопросов развития российского фондового рынка и деятельности на нем профессиональных участников, в первую очередь — в расширении и развитии финансового инструментария российского фондового рынка и придании развитию рынка планомерного, поступательного характера, вовлечения в этот процесс государственных регулирующих органов, а также в объединении фондового сообщества с целью восстановления и развития российского фондового рынка.
НФА совместно с ММВБ принимала непосредственное участие
в разработке программы «Неотложные меры по восстановлению российского рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики», которая была рассмотрена на парламентских слушаниях в Государственной думе РФ и Совете Федерации и направлена в правительство РФ с рекомендацией об использовании.
Не менее важными задачами НФА являются организация отчетности, внутреннего учета в кредитных организациях — профессиональных участниках рынка ценных бумаг с учетом требований ФКЦБ России, подготовка соответствующей системы программного обеспечения сбора отчетности, стандартов по управлению рисками профессиональной деятельности кредитных организаций и др.
Партнерами НФА в ее работе являются крупнейшие объединения —
Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков «Россия», Национальная валютная ассоциация, Ассоциация региональных валютных бирж, Ассоциация участников вексельного рынка, Российский биржевой союз и другие профессиональные и общественные объединения.
3. Современное положение рынка государственных ценных бумаг в России.
3.1 Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ.
К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства России относятся государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО), облигации федерального займа с переменным, постоянным и фиксированным купонами (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа РФ (ОГВВЗ), государственные долгосрочные облигации и др. ценные бумаги, которые в соответствии с российским законодательством приравнены к государственным ценным бумагам (ОБР — облигации Банка России).
Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются
государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа, основными разновидностями которых являются дисконтные, купонные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные ГКБО и ОФЗ, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.
По данным Минфина РФ, в структуре государственного внутреннего долга, оформленного рыночными долговыми обязательствами, наибольший удельный вес (52,7%) составляют ОФЗ-ПД (облигации федерального займа с постоянным процентом дохода). В период с 1.03.11 по 31.03.11 структура и динамика государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте РФ) выглядит следующим образом:
Таблица 1
Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте РФ)
в период с 1.03.11 по 31.03.11
(млрд. руб.)
Виды государственных ценных бумаг | По состоянию на 01.03.11 | Изменение госдолга с 01.03.11 по 31.03.11 | По состоянию на 01.04.11 |
ОФЗ-ПД | 1 498,114 | +101,338 | 1 599,452 |
ОФЗ-АД | 800,084 |
| 800,084 |
ГСО-ППС | 175,000 |
| 175,000 |
ГСО-ФПС | 132,000 |
| 132,000 |
ОВОЗ[7] | 0,000 | +40,000 | 40,000 |
Итого | 2 605,198 | +141,338 | 2 746,536 |
Эмиссия и обращение государственных ценных бумаг в РФ регулируются Гражданским кодексом РФ; Налоговым кодексом РФ; Бюджетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном бюджете на очередной финансовый год», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98 г.; «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 г. с дополнениями и изменениями; а также другими нормативными актами, включая письма и указания Минфина РФ и Центрального банка РФ.
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО).
Общие принципы функционирования российского рынка государственных краткосрочных бескупонных облигаций были разработаны в рамках «Российско-американского банковского форума». Для их реализации в Центробанке России было создано Управление ценных бумаг, занимающееся размещением гособлигаций, операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКБО. В июле 1992 г. Центробанк России провел конкурс среди российских бирж, победителем которого была признана Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). 18 мая 1993 г. на ММВБ прошел первый аукцион по размещению трехмесячных ГКБО[8].
Эмиссия государственных краткосрочных бескупонных облигаций
осуществляется отдельными выпусками. В рамках выпуска могут
устанавливаться транши, разряды, номера ценных бумаг.
Транш — часть ценных бумаг определенного выпуска, размещаемая в рамках его объема и в течение периода обращения ценных бумаг этого выпуска.
Выпуск ГКБО оформляется глобальным сертификатом, который
передается Минфином РФ в Банк России за десять дней до даты проведения аукциона. Каждый выпуск подлежит государственной регистрации.
По ГКБО проценты не начисляются. Минфин РФ с самого начала
размещает их по цене ниже номинала (с дисконтом). Поскольку погашение облигаций осуществляется по номиналу, то дисконт представляет собой доход, который государство выплачивает владельцам ГКБО. В ходе функционирования рынка ГКБО могут возникать следующие ситуации:
1. Проводится аукцион по размещению облигаций без погашения
предыдущих выпусков.
2. Проводится аукцион по размещению облигаций с одновременным погашением предыдущих выпусков, и выручка от реализации облигаций больше суммы погашения.
3. Проводится аукцион по размещению облигаций с одновременным погашением предыдущих выпусков, и выручка от реализации облигаций меньше суммы погашения.
4. Происходит погашение выпусков облигаций без проведения первичного аукциона.
В разных ситуациях действия Минфина РФ и Банка России определяются специальным договором. В первом случае Банк России обязан зачислить полученную выручку в пятидневный срок после проведения аукциона в федеральный бюджет. Во втором случае Банк России из выручки от реализации облигаций покрывает расходы по погашению предыдущих выпусков и оставшиеся средства направляет в федеральный бюджет.
В третьем случае могут возникнуть две ситуации. Если объем размещаемого выпуска превышает параметры погашаемых, но в результате аукциона получена недостаточная сумма для осуществления погашения предыдущих выпусков, то Банк России приобретает облигации размещаемого выпуска в объеме, обеспечивающем полное покрытие недостающих сумм, но в пределах лимита, установленного для кредитования Банком России федерального правительства. В случае если этих мер будет недостаточно или в случае 4, Минфин РФ направляет на выполнение своих обязательств бюджетные средства.
Таблица 2.
Спецификация и основные характеристики ГКБО.
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО) | |
Эмитент | Правительство РФ |
Форма эмиссии | документарная с обязательным централизованным хранением |
Вид облигации | именная бескупонная |
Валюта займа | рубль |
Номинал | 1000 руб. |
Срок обращения | до 1 года (3, 6 и 12 месяцев) |
Размещение и обращение | ММВБ |