Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа
Актуальность избранной темы связана с тем, что в условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в период выхода из финансового кризиса государственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.
Введение ……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические основы рынка государственных ценных бумаг и его функции……………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции……………4
1.2 История возникновения рынка государственных ценных бумаг в России………………………………………………………………………………..7
2. Регулирование рынка государственных ценных бумаг (участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг)……………………….12
2.1 Эмитенты, их агенты и другие непрофессиональные участники…………...12
2.2 Дилеры и брокеры …………………………………………………….15
2.3 Саморегулирование рынка …………………………………………………….18
3. Современное положение рынка государственных ценных бумаг в России…21
3.1 Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ…21
3.3 Проблемы и перспективы развития государственных ценных бумаг...........35
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованной литературы……………………………………………...40
Облигации федерального займа (ОФЗ).
Облигации федеральных займов относятся к среднесрочным государственным ценным бумагам сроком обращения от одного до пяти лет. Их выпуск стал осуществляться с июня 1995 г. Вначале выпускались облигации с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)[9].
В этот период ОФЗ-ПК выпускались, как правило, сроком обращения на один-два года. Купон по ним выплачивался раз в полгода либо ежеквартально, и ставка его менялась в каждом новом купонном периоде. За семь дней до начала размещения ОФЗ-ПК Минфин РФ объявлял новую ставку, которая в 1995-1998 гг. зависела от текущей доходности ГКБО.
Необходимость появления ОФЗ-ПК была вызвана тем, что попытки
размещения годовых ГКБО потребовали сверхнизкой цены отсечения
(аукционная доходность ГКБО сроком обращения один год составила в 1994 г. — 450%), что увеличивало цену обслуживания государственного долга РФ. Поэтому Минфин пришел к выводу о размещении среднесрочных бумаг, построенных по принципу выплаты плавающей купонной ставки (после августа 1998 г. их выпуск был прекращен). При этом возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу.
В 1997-1998 гг. наряду с выпуском ОФЗ-ПК правительство РФ
стало прибегать к выпуску ОФЗ с постоянным доходом (ОФЗ-ПД),
по которому купон выплачивался раз в год и определялся на все время обращения этих облигаций.[10]
В 1999 г. на рынке среднесрочных государственных облигаций РФ появляются ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД). Их выдавали владельцам ГКБО и ОФЗ-ПК, замороженных в августе 1998 г., в порядке новации. Срок обращения ОФЗ-ФД устанавливался, как правило, на 4-5 лет, купон но ним выплачивается раз в 3 месяца, и ставка купона с каждым годом понижается (с 30% в первый год до 10% к концу срока). В ходе реструктуризации внутреннего государственного долга РФ было осуществлено 12 выпусков ОФЗ-ФД со сроком погашения до 2004 г. Условиями новации предусматривалось, что для резидентов посредством ОФЗ-ФД обмениваются 50-70% прежних
долговых обязательств РФ (в зависимости от групп инвесторов). При этом сумма новых обязательств определялась путем дисконтирования номинальной стоимости государственных облигаций, подлежащих новации, исходя из доходности 50% годовых в период с 19 августа 1998 г. до даты погашения, ранее объявленной в условиях выпуска.
Следует также отметить, что предусматривался выпуск ОФЗ с нулевым купоном со сроком обращения 3 года для обмена их на прежние долговые обязательства РФ в объеме 20-30% (в зависимости от групп инвесторов) от дисконтированной номинальной стоимости государственных облигаций.[11]
ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) является сравнительно новым инструментом; впервые они выпущены правительством РФ 22 мая 2002 г. вдень погашения инновационной серии ОФЗ 27002 (объем в обращении около 10 млрд руб.). Главная особенность ОФЗ-АД состоит в том, что погашение номинальной стоимости облигаций предусматривается частями и в разные даты, при этом проценты начисляются на оставшуюся сумму долга. Срок обращения этих облигаций может быть от 1 года до 30 лет (ближайший год погашения обращающихся в настоящее время ОФЗ-АД — 2006 г.).
Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.
Спецификация и основные характеристики ОФЗ, находящихся
в обращении, могут быть представлены в виде таблицы (табл. 3).
Таблица 3.
Спецификация и основные характеристики ОФЗ, находящихся в обращении.
Облигации федерального займа | ||
Эмитент | Правительство РФ | |
Форма эмиссии | документарная с обязательным централизованным хранением | |
Вид облигации | именная купонная | |
Валюта займа | рубль | |
Номинал | 1000 руб. | |
Срок обращения | от 1 года до 5 лет | |
Частота выплат по купону | 2 или 4 раза в год | |
Размещение и обращение | ММВБ | |
Облигации федерального займа | ||
Эмитент | Правительство РФ | |
Форма эмиссии | документарная с обязательным централизованным хранением | |
Вид облигации | именная купонная | |
Валюта займа | рубль | |
Номинал | 1000 руб. | |
Срок обращения | от 1 года до 30 лет | |
Частота выплат по купону | 1 раз в год | |
Размещение и обращение | ММВБ | |
Облигации федерального займа | ||
Эмитент | Правительство РФ | |
Форма эмиссии | документарная с обязательным централизованным хранением | |
Вид облигации | именная купонная | |
Валюта займа | рубль | |
Номинал | 10 или 1000 руб. | |
Срок обращения | более 4 лет | |
Частота выплат по купону | 4 раза в год | |
Размещение и обращение | ММВБ |
Окончание таблицы 3.
Облигации федерального займа | |
Эмитент | Правительство РФ |
Форма эмиссии | документарная с обязательным централизованным хранением |
Вид облигации | именная купонная |
Валюта займа | рубль |
Номинал | 1000 руб. |
Срок обращения | от 1 года до 30 лет |
Частота выплат по купону | 4 раза в год |
Погашение номинальной | частями в разные даты |
Размещение и обращение | ММВБ |
Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ).
В целях обеспечения условии для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР, правительство РФ приняло решение
о выпуске государственного внутреннего валютного облигационного займа.
В связи с правопреемством Российской Федерации по обязательствам бывшего СССР перед российскими предприятиями-экспортерами, организациями и учреждениями (в том числе банками) по их валютным счетам, которые были заморожены во Внешэкономбанке СССР по состоянию на 1 января 1992 г., эти обязательства переоформлялись путем выпуска государственных облигаций РФ в иностранной валюте (ОГВВЗ).
Отличительной особенностью этих облигаций явилось то, что они представляли собой документарные ценные бумаги на предъявителя. В соответствии с условиями выпуска Минфин от имени правительства РФ осуществил выпуск ОГВВЗ на общую сумму $7885 млн. Неотъемлемую часть валютной облигации составляет комплект купонов.
Один раз в год, 14 мая, по ОГВВЗ оплачивается купон — 3% годовых в долларах США; погашение облигаций также осуществляется в долларах по номинальной стоимости (до 1999 г. были разрешены расчеты и в рублях). Для погашения ОГВВЗ и получения по ним последнего купона облигации необходимо предъявить в банк-агент Минфина РФ. При этом если купон или облигация не были вовремя предъявлены к оплате или погашению, то эти суммы можно получить в течение десяти лет, начиная с конца календарного года, в котором наступил срок оплаты данных купона или облигации.
ОГВВЗ являются валютными ценностями, а потому обращаются на
территории России в соответствии с валютным законодательством РФ, вывоз их за пределы России запрещен. В то же время резиденты РФ могли совершать сделки с ОГВВЗ без специальных разрешений Центробанка России, а именно: российским предприятиям было разрешено рассчитываться друге другом в валюте по операциям, не связанным с внешней торговлей.
Условиями выпуска ОФЗ-ФД при новации ОГВВЗ в основном аналогичны условиям выпуска ОФЗ-ФД, которые выдавались в 1999 г. владельцам ГКБО, подлежащим новации. Срок обращения новых
ОФЗ-ФД — четыре года, выплата купона два раза в год из расчета 15% годовых в рублях в первые два купонных периода и 10% в остальные купонные периоды.
Спецификация и основные характеристики ОГВВЗ, находящихся
в обращении, могут быть представлены в виде таблицы (табл. 4).
Таблица 4
Спецификация и основные характеристики ОГВВЗ,
находящихся в обращении
Облигации государственною внутреннего валютою займа (ОГВВЗ) | |
Эмитент | Правительство РФ |
Форма эмиссии | документарная с обязательным централизованным хранением |
Вид облигации | на предъявителя, купонная (3% годовых) |
Валюта займа | доллар США |
Номинал | 1000, 10 000, 100 000 |
Срок обращения | от 1 года до 15 лет |
Частота выплат по купону | 1 -2 раза в год (14 мая) |
Размещение и обращение | внебиржевой рынок, вывоз за пределы России |
Облигации Банка России.
Облигации Банка России (ОБР), получившие статус государственных ценных бумаг, номиналом 1000 руб. появились сразу после финансового кризиса в 1998 г. как полный аналог ГКБО. В качестве эмитента облигаций выступал Центробанк России, срок обращения облигаций — до одного года. Дисконтная облигация могла покупаться только кредитными организациями.[12]
Эмиссия ОБР была призвана восполнить исчезновение большинства инструментов, ранее использовавшихся коммерческими банками для инвестирования свободных ресурсов и регулирования собственной ликвидности, вследствие процесса реструктуризации государственного внутреннего долга РФ.
Необходимость разделения функции привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита и управления банковской ликвидностью связана с различиями в задачах, стоящих перед Министерством финансов и Центральным банком. В странах с рыночной экономикой существует четкое разграничение полномочий министерства финансов и центрального банка. Поэтому центральные банки таких стран для регулирования уровня процентных ставок эмитируют собственные ценные бумаги (в частности, это практикуется в Бразилии, Мексике, Венесуэле, Польше и др.). В развитых странах необходимость эмиссии собственных ценных бумаг центральными банками зачастую связана с тем, что профицит бюджета позволяет правительствам данных стран обходиться без привлечения заимствований. Монетарные органы власти таких стран нуждаются в инструменте, заменяющем государственные облигации. С этой целью центральные банки таких стран, как Бельгия, Финляндия, Нидерланды, выпускают собственные ценные бумаги.
В России возможность выпуска ценных бумаг Центрального банка
обсуждалась на протяжении нескольких лет. Однако на тот момент первоочередной задачей было развитие рыночных инструментов для покрытия дефицита бюджета. Государственные ценные бумаги имели короткий срок обращения, и Центральный банк активно использовал их в целях денежно-кредитного регулирования. Выпуск ОБР с параметрами, аналогичными государственным облигациям, мог создать нежелательную конкуренцию рынку ГКБО-ОФЗ.
После реструктуризации государственные облигации потеряли свою ликвидность, полноценное функционирование системы рефинансирования стало невозможным из-за отсутствия адекватного обеспечения. Возникла необходимость во введении новых инструментов для регулирования банковской ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежно-кредитного рынка страны. В то же время эмиссия ОБР способна стать альтернативой вложениям в валюту.
ОБР являются инструментом, гибко реагирующим на изменение
рыночной конъюнктуры. В 1999 г. в период недостатка свободных денежных средств доходность размещения, предлагаемая Банком России (60-80% годовых), не устраивала дилеров, и поэтому обороты рынка ОБР были незначительными.