Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа
Актуальность избранной темы связана с тем, что в условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в период выхода из финансового кризиса государственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.
Введение ……………………………………………………………………….......3
1. Теоретические основы рынка государственных ценных бумаг и его функции……………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции……………4
1.2 История возникновения рынка государственных ценных бумаг в России………………………………………………………………………………..7
2. Регулирование рынка государственных ценных бумаг (участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг)……………………….12
2.1 Эмитенты, их агенты и другие непрофессиональные участники…………...12
2.2 Дилеры и брокеры …………………………………………………….15
2.3 Саморегулирование рынка …………………………………………………….18
3. Современное положение рынка государственных ценных бумаг в России…21
3.1 Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ…21
3.3 Проблемы и перспективы развития государственных ценных бумаг...........35
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованной литературы……………………………………………...40
В 1883 г. Министерство финансов России осуществило нововведение на рынке государственных заимствований, а именно: впервые была выпущена государственная ценная бумага, не имеющая срока обращения. Облигации «Свидетельства Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту, приносящую по 6% на капитал» были выпущены на общую сумму по номиналу 50 млн руб. золотом. По этим ценным бумагам государство обязывалось выплачивать ежегодный процентный доход. Этот непрерывный доход назывался рентой, а бессрочные облигации — рентными. Правительство оставляло за собой право погашать эти облигации по номинальной стоимости, тиражами, путем скупки долговых обязательств на бирже.
В итоге, новый финансовый инструмент позволил не только сбалансировать государственный бюджет, но и отказаться от осуществления новых заимствований для погашения ранее выпущенных займов. Следует отметить, что основной формой внутреннего государственного долга российского правительства в последующие годы становятся «рентные» займы, а также долгосрочные займы. Проводя активную политику в экономике страны и используя благоприятную ситуацию, сложившуюся на финансовых рынках как внутри страны, так и за рубежом, российское правительство приступило в 1889 году к реформированию долга государства. Облигации прежних выпусков обменяли на новые, с золотым обеспечением, что позволило отсрочить погашение долгов. Одновременно в новых выпусках облигаций были снижены размеры процентных выплат дохода. В результате в течение 1889-1894 гг. с согласия кредиторов была осуществлена конверсия долга на общую сумму 2,644 млрд руб. вначале под 4% годовых, затем доходность по новым облигациям была снижена до 3% годовых. Облигации выпускались номиналом 125, 625 и 3125 руб., что было эквивалентно 500,2500 и 12 500 французским франкам, в связи с тем, что основными кредиторами российского государства были французские инвесторы.
К началу 1911 г. все государственные облигации были представлены двумя видами: именными и на предъявителя. Причем последние по желанию владельца могли быть заменены именными за казенный счет, а расходы по обратной процедуре нес владелец облигаций. В составе государственного долга преобладали займы доходностью 4% годовых, которые были представлены твердопроцентными ценными бумагами государственной ренты(72%). Второе место (до 18%) последних занимали государственные облигации доходностью 5% годовых и третье — облигации доходностью 3% годовых (7%). Облигации в основном выпускались с дисконтом, а при досрочном погашении их владельцы могли получить «погасительную» премию.
К началу Первой мировой войны Российская империя пришла с весьма значительным государственным долгом — свыше 9 млрд руб. Из них внешний долг составлял 4,3 млрд руб., что в два раза превышало все иностранные капиталовложения в экономику. По величине государственного долга Россия еще в начале XX столетия занимала второе место после Франции и первое по размеру платежей, связанных с займами.
В 1990 г. были выпущены государственные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года с условием погашения товарами длительного пользования. В этом же году стали размещаться государственные казначейские обязательства от 50 до 1000 руб., что делало их доступными для широких слоев населения. Первоначально срок их обращения был равен 16 годам, а уровень доходности — 5% годовых. Однако высокий уровень инфляции сделал казначейские обязательства непривлекательными для населения, что вызвало необходимость изменения условий их обращения, а именно снижение срока обращения до 8 лет и увеличение годовой ставки дохода в два раза.
В соответствии с законом СССР о Государственном бюджете СССР
на 1990 г. были выпущены облигации государственного внутреннего займа с купоном 5% годовых и сроком обращения до 1 января 2006 г. Они предназначались для размещения среди государственных, кооперативных и других предприятий и учреждений с выплатой ежегодного дохода в безналичном порядке. Выкуп должен был начаться с 1 января 1996 г. и продолжаться в течение десяти лет. Однако высокий уровень инфляции и условия выпуска этих долговых обязательств, не учитывающие происходящие в стране изменения, не позволили разместить значительную часть займа. Часть облигаций была размещена в РСФСР, а неразмещенную часть вынужден был выкупить Госбанк СССР.
После образования СНГ Россия приняла на себя союзные долги,
а Центральный банк России стал принимать активное участие в размещении государственных займов РФ.
2. Регулирование рынка государственных ценных бумаг (участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг).
Участниками рынка государственных ценных бумаг выступают российское государство, субъекты РФ, Минфин РФ, Комитеты финансов администраций субъектов РФ, Центробанк России и его территориальные подразделения, дилеры, инвесторы. В основном участниками рынка государственных ценных бумаг являются непрофессионалы, поскольку для такой деятельности не требуется лицензии. Исключение составляет дилерская деятельность.
Инфраструктура рынка большей частью представлена предприятиями, осуществляющими деятельность по организации торговли, депозитарную, клиринговую и иную профессиональную деятельность, представляющую институт посредничества специализированных организаций, а также деятельность по саморегулированию на этом рынке.
Круг дилеров и инфраструктурных предприятий на рынке государственных ценных бумаг определяется, как правило, Министерством финансов РФ и Банком России.
2.1 Эмитенты, их агенты и другие непрофессиональные участники.
Известно, что эмитентами государственных ценных бумаг выступают правительство РФ, а также субъекты РФ, Центробанк России и некоторые другие, ценные бумаги которых приравнены к государственным. Минфин РФ, комитеты финансов администрации субъектов РФ действуют на основе законов о государственном внутреннем долге и основных условий выпуска государственных облигаций, от имени соответствующих эмитентов, и являются агентами эмитентов.
Основными направлениями агентской деятельности Минфина РФ
на рынке государственных ценных бумаг являются:
• определение потребности государства в источниках финансирования бюджета;
• осуществление от имени правительства РФ эмиссии ценных бумаг;
• переговоры и заключение от имени правительства соглашений
с кредиторами;
• осуществление платежей в счет обслуживания и погашения государственного долга РФ;
• управление государственным долгом.
В настоящее время осуществляются мероприятия по делегированию функций управления государственным долгом РФ федеральному агентству, включая функции по координации долговой политики государства с денежно-кредитной политикой, координации операций на рынках внутренних и внешних заимствовании, анализу рисков и обеспечению стратегического подхода.
Наиболее активное участие Центробанк РФ осуществляет на рынке ГКБО, ОФЗ и ОБР. Однако в качестве агента Минфина Центробанк России выступает на рынке облигаций федерального правительства.
В функции агента Центробанк осуществляет следующую деятельность:
• объявляет параметры выпуска в своих бюллетенях за несколько дней по даты проведения торговли;
• устанавливает требования к технологическому обеспечению рынка ГКБО/ОФЗ: торговой системе (ММВБ), расчетным центрам, головному депозитарию и субдепозитариям дилеров;
• устанавливает требования к собственному капиталу дилера и др.;
• устанавливает контроль над ходом аукционов по первичной продаже ГКБО/ОФЗ;
• осуществляет по поручению Минфина РФ дополнительную продажу на вторичном рынке непроданных па аукционе облигаций;
• организует операции по погашению ГКБО/ОФЗ.
Наряду с агентской деятельностью Центробанк России может осуществлять деятельность по купле-продаже ГКБО/ОФЗ на первичном и вторичном рынке от своего имени и за свой счет, сбор и исполнение заявок инвесторов. При этом Центробанк имеет право делегировать дилерские полномочия своим территориальным управлениям.
Приобретение облигаций на аукционе от своего имени и за свой счет Центробанк осуществляет при предоставлении Минфину РФ краткосрочного кредита на покрытие дефицита государственного бюджета; а также при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска и погашения ГКБО/ОФЗ. В обоих случаях облигации Центробанк РФ приобретает по средневзвешенной цене аукциона и в пределах лимита кредитования федерального правительства.
Центробанк РФ выступает также в роли контролирующего органа
на рынке государственных облигаций, осуществляя сбор информации о ходе торговли, об остатках средств на торговых счетах дилеров, об остатках ценных бумаг на счетах «депо» дилеров в депозитарии и т. п. Центробанк РФ приостанавливает операции любого дилера на срок до одного месяца, если тот нарушил законодательство и инструкции, а также без объяснения причин в связи с расторжением договора, однако, в этом случае Центробанк обязан возместить все издержки дилера, связанные с расторжением договора. Следует отметить, что Центробанк России обязан соблюдать конфиденциальность собранной информации о дилерах, инвесторах и других участниках рынка и не имеет права предоставлять ее третьим лицам.
Особое место на рынке государственных ценных бумаг занимают
инвесторы — юридические и физические лица, не являющиеся дилерами, приобретающие облигации на праве собственности или ином вещном праве, а также на праве доверительного управления и имеющие право на владение ими. В условиях двухуровневой (дилер-инвестор) системы доступа участников к рынку инвестор обязан заключить с дилером договор на обслуживание, которым определяется порядок приобретения, владения и продажи инвестором облигаций, а также права и обязанности сторон. Инвесторы действуют через дилеров па основании договоров с ними, поскольку правом непосредственного участия (заключения сделок) на рынке государственных ценных бумаг обладают только дилеры — профессиональные участники рынка ценных бумаг, отвечающие требованиям, устанавливаемым Банком России. Относительно участия инвесторов-нерезидентов на российском рынке государственных ценных бумаг можно отметить следующее. На крупнейших рынках государственных бумаг в США, Канаде и Германии доли нерезидентов более значительны и составляют 22, 24 и 77% соответственно. Вместе с тем такие цифры пока не могут быть ориентиром для российского рынка. В современных условиях доля нерезидентов не превышает 3% в численности участников рынка государственных облигаций, что отчасти обусловлено постепенным преодолением посткризисных условий этого рынка. Более того, позиция Минфина РФ и Центробанка России предполагает сохранение ограничения участия нерезидентов для стабилизации и поддержания устойчивости рынка государственных облигаций. Изменения в законодательстве предусматривают более активное участие на рынке российских коллективных инвесторов: ПИФов, пенсионных фондов, страховых компаний и др.
2.2 Дилеры и брокеры.
Дилерами могут быть профессиональные участники рынка ценных
бумаг, имеющие лицензию на осуществление дилерской, брокерской и депозитарной деятельности, заключившие договор с Центробанком России на выполнение функций по обслуживанию операций с ГКБО/ОФЗ. Дилер может совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также может выполнять функции финансового брокера при заключении сделок от своего имени, за счет и по поручению клиента.
Центробанк России предъявляет к организациям, претендующим на выполнение функций дилера на рынке ГКБО/ОФЗ, специальные требования. С 10 ноября 1998 г. требования к дилерам определяются Положением Центробанка.[2]
Согласно действующему положению дилер не должен иметь нарушений налогового законодательства, убытков, задолженности по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды на последнюю отчетную дату. Дилер также должен располагать собственными средствами (капиталом) в соответствии с требованиями ФКЦБ России для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих на условиях совмещения дилерскую, брокерскую и депозитарную деятельность, но не менее суммы, эквивалентной 1 млн экю[3].
Расчет собственного капитала для организаций, не являющихся кредитными, осуществляется в порядке, установленном ФКЦБ России для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Расчет собственных средств (капитала) для кредитных организаций должен осуществляться в порядке, установленном Банком России при расчете обязательных экономических нормативов. Следует отметить, что для дилеров, являющихся кредитными организациями, Центробанк России устанавливает дополнительные требования. К ним относятся:
• выполнение обязательных резервных требований за последние
три месяца, предшествующие месяцу подачи документов для заключения договора с Центробанком;
• отсутствие просроченной задолженности но кредитам, ранее предоставленным Центробанком России, и процентам по ним, а также других просроченных обязательств перед Центробанком;
• недопущение фактов неоплаты расчетных документов клиентов, а также самой кредитной организации непрерывно свыше пяти дней в связи с отсутствием средств на ее корреспондентском счете;
• отнесение к категории финансово стабильных банков;
• членство в Национальной фондовой ассоциации (ПФА).
Для дилеров, не относящихся к кредитным организациям, возможно участие в другой саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, получившей в установленном порядке лицензию ФКЦБ России.
С кандидатами в дилеры, отвечающими требованиям Центробанка РФ, заключается договор о выполнении функций дилера с присвоением уникального кода, который указывается во всех операционных, регистрационных и учетных документах, связанных с операциями данного дилера. Дилер имеет право расторгнуть договор с Центробанком без объяснения причин с предупреждением за месяц и возмещением Банку России причиненного ущерба. Он принимает на себя обязательство осуществлять операции с государственными облигациями только в рамках торговой и расчетной систем и не осуществлять внебиржевых сделок с облигациями.
Первоначально все дилеры, работающие на рынке ГКБО/ОФЗ,
имели равные права и обязательства на этом рынке. Однако с июня 1996 г. был введен институт первичных дилеров, который предусматривал категорию первичных, вторичных, третичных дилеров[4].
Следует отметить, что действие института первичных дилеров на рынке государственных облигаций после кризиса 1998 г. приостановлено, однако в настоящее время ряд участников рынка вносит предложения по восстановлению института первичных дилеров (возможно, по отдельным выпускам облигаций).
Перед работой с инвестором дилер заключает с ним договор на обслуживание, который предусматривает присвоение инвестору индивидуального кода и оговорку права передачи информации о сделках в Центробанк России. Договор с инвестором заключается, как правило, в форме брокерского договора комиссии.