Система надзора за коммерческими банками в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание

Объектом написания работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ.
Предметом – правовые нормы, которые определяют механизм реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
В связи с изложенным, основной целью работы является исследование теоретико-правовых основ банковского надзора и контроля со стороны Центрального банка РФ (ЦБ РФ), и выявление путей по совершенствованию механизма реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

AZVRDTBBBBY.doc

— 385.50 Кб (Скачать документ)

- выявление фактов  искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных  потерь, в том числе связанных  с результатами применения санкций  за нарушение и несоблюдение  договорных обязательств;

- выявление причин, мотивов  и обстоятельств, способствовавших  банковским нарушениям;

- выяснение целей нарушения  нормативных актов ЦБ РФ, выяснение  причин искажения отчетных показателей,  экономических нормативов;

- выяснение причин  и целей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;

- проверка соблюдения  кредитной организацией предписаний  Банка России.

Симановский А.Ю. определяет вышеперечисленные функции как основные действия Банка РФ и разделяет их на:

  1. основные (анализ и оценка финансового состояния кредитных организаций; осуществление контроля за выполнением кредитными организациями требований действующего законодательства и нормативных актов; применение в соответствующих случаях мер надзорного реагирования как предупредительного, так и принудительного характера).
  2. вспомогательные (издание документов, определяющих вышеупомянутые процедурные нормы, уровни рисков, принятие которых банками считается допустимым и прочее) [23; с. 13].

Конкретное содержание банковского регулирования и  надзора формируется под воздействием ряда факторов:

  1. макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
  2. социально-экономические приоритеты развития общества;
  3. совершенство законодательной базы;
  4. проводимая Банком России кредитная политика;
  5. степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
  6. исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

Основными принципами банковского  надзора являются: законность, постоянность, беспристрастность проверяющих  лиц по отношению к поднадзорному  объекту, а также непосредственность, предполагающая осуществление надзора  именно Банком России [9; с. 60].

Банковский надзор в том виде, в котором он сегодня предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а только распространяется на кредитные организации. Иными словами, его объектом является только нижний уровень банковской системы. Верхний уровень банковской системы - Банк России - не является объектом надзора, со стороны какого бы то ни было органа [8; с. 207].

Контрольные функции  представляют собой осуществление  контроля за функционированием кредитно-банковской системы и проведение валютного контроля. Данная функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Банковский валютный контроль за кредитными организациями, как представляется, включает надзор за соблюдением ими банковских правил работы с валютными ценностями, а также государственный надзор за деятельностью уполномоченных банков в качестве агентов валютного контроля [13; с.58].

То же самое касается антимонопольного контроля, упоминаемого в ст. 32 Закона о банках и банковской деятельности, который в большей  мере является разновидностью банковского надзора, чем самостоятельным направлением банковского контроля.

Что же касается контрольных  функций Банка России, возложенных  на него другими (небанковскими) федеральными законами, то они реализуются не в связи с банковской деятельностью кредитных организаций. Поэтому соответствующие контрольные полномочия Банка России являются предметом регулирования иных отраслей российского законодательства (валютное, таможенное, налоговое, бюджетное, гражданское и т.п.) и могут именоваться банковскими с большой натяжкой, да и то лишь потому, что их осуществляет Банк России. Данный вывод имеет важное значение в вопросе о разграничении контроля и надзора в сфере банковской деятельности.

Таким образом, выполнение Банком России ряда надзорных функций обосновывается функциональной и экономической целесообразностью. Помимо этого, специально в отношении банковского надзора следует иметь в виду, что кроме Банка России ни один орган не имеет опыта организации системы банковского надзора, включая в данном случаев понятие «опыта» систему функциональных возможностей кадрового обеспечения и представления о направлениях в развития надзора.

 

 

1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля

 

В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента:

  1. лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации;
  2. текущий контроль (рис. 1).

 

Рис.1. Формы и методы контроля над деятельностью банков со стороны ЦБ РФ [11; с. 98]

 

Лицензирование выполняет  функцию входного контроля. Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера [23; с. 14]. Причиной такого рода угроз является потенциальная недобросовестность, недостаточная квалификация менеджмента, непрозрачность корпоративной структуры, препятствующая реализации требований рыночной дисциплины и осуществлению эффективного надзора, заведомая неэффективность управления, исходная слабость капитальной или неадекватность материальной базы, повышенная опасность принятия чрезмерных рисков и т.д.

Рассматривая статистическую отчётность Центрального банка РФ, представленную в таблице 1, можно сделать вывод о деятельности центрального банка в области выдачи лицензий.

 

Таблица 1

Информация о регистрации  кредитных организаций [16;17;18]

 

На 1.01.07

на 1.01.08

на 1.01.09

  1. Зарегистрировано Банком России либо на основании его решения Уполномоченным регистрирующим органом— всего

в том числе:

—банков

—небанковских

 

 

1345

 

1293

52

 

 

1296

 

1243

53

 

 

1228

 

1172

56

  1. KО, имеющие право на осуществление банковских операций—всего

в том числе:

—банки 

—небанковские KО 

 

1189

 

1143

46

 

1136

 

1092

44

 

1108

 

1058

50

  1. KО, зарегистрированные Банком России, но еще не оплатившие уставный капитал и не получившие лицензию (в рамках законодательно установленного срока) в том числе:

—банки 

—небанковские KО 

 

 

 

 

1

0

 

 

 

 

2

1

 

 

 

 

3

0

  1. KО, имеющие лицензии (разрешения), предоставляющие право на:

—привлечение вкладов  населения 

—осуществление операций в иностранной валюте

—генеральные лицензии

—на проведение операций с драгметаллами

—разрешения

—лицензии

 

 

921

803

287

 

4

188

 

 

906

754

300

 

4

195

 

 

886

736

298

 

3

200


 

 

В 2008 году сохранилась тенденция предыдущих лет к сокращению общего количества зарегистрированных кредитных организаций. За 2008 год обще количество зарегистрированных кредитных организаций сократилось с 1296 до 1228, или на 5,2% по сравнению с 3,6% за 2008 год (с 1345 до 1296).

Количество действующих  кредитных организаций, имеющих  лицензию на осуществление банковских операций, в 2008 году в сравнении с предыдущим годом также сократилось— c 1136 (1092 банка и 44 небанковские кредитные организации) до 1108 (1058 банков и 50 небанковских кредитных организаций).

В отчетном году было зарегистрировано 13 вновь созданных кредитных организаций, в том числе 8 банков и 5 небанковских кредитных организаций, против 12 кредитных  организаций за 2007 год (8 банков и 4 небанковские кредитные организации). Из общего числа банков, вновь зарегистрированных в 2008 году, 5 контролируются иностранным капиталом. За 2008 год 37 банков, или 3,3% от общего количества действующих кредитных организаций, расширили свою деятельность путем получения дополнительных лицензий (при этом 10 банкам были выданы несколько видов лицензий), из них:

- 8 банкам выданы генеральные  лицензии;

- 10 банкам - лицензии на  привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов, в том числе 3 банкам такие лицензии были выданы наряду с генеральной лицензией;

- 7 банкам - лицензии на  осуществление банковских операций  со средствами в рублях и  иностранной валюте (без права  привлечения во вклады денежных  средств физических лиц), которые  выдавались наряду с лицензией на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;

- 13 банкам - лицензии на  привлечение во вклады денежных  средств физических лиц в рублях  и иностранной валюте; 6банкам—  участникам системы страхования вкладов, имевшим лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, была выдана также лицензия на проведение соответствующих операций в иностранной валюте;

- 3 банкам были заменены  лицензии в связи со снятием  имевшихся в их лицензиях ограничений на осуществление банковских операций.

Банковский надзор может  быть двух видов: прямой (превентивный) и инспектирование (контрактный), на практике преобладает сочетание  того и другого методов (рис.2).

 

Рис.2. Виды банковского  надзора

 

Контроль над работой  банков осуществляется для того, чтобы  обеспечить устойчивость отдельных  банков, и предусматривает целостный  и непрерывный надзор за работой  каждого банка в соответствии с действующим законодательством  и инструкциями.

Банковский надзор прямого (превентильного) регулирования деятельности коммерческих банков в России представлены на рисунке 1.

Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам  на проведение банковских операций. Лицензирование становится средством, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.

Важный этап надзорной  деятельности — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, которую  представляют банки. Симановский А.Ю. называет данный вид офсайт надзор [24; с. 4].

Дистанционное наблюдение - это наблюдение за деятельностью  кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.) [8; с. 206].

В 2008 году ЦБ РФ назначил кураторов практически  во всех крупных и средних банках. Основными задачами кураторов –  формирование чёткого представления  о характере бизнеса и профиле  рисков в курируемой кредитной организации, постоянный мониторинг ее деятельности [].

Постоянный контроль за отчетностью позволяет органам  надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Серьезные нарекания  вызывает качество представляемых отчетов. Их анализ свидетельствует о нарушении коммерческими банками и их филиалами правил ведения учета и проведения операций по счетам. Так, в отчетах коммерческих банков имеются нарушения в части неполного начисления износа на основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы [19; с.11]. Большинство банков нарушают требования о ежемесячном начислении процентов по выданным кредитам согласно положению, разработанному ЦБ РФ. Имеются нарушения, когда фонды, созданные банками, используются не по целевому назначению. Обо всех этих и других нарушениях, допущенных в деятельности кредитных организаций, сообщалось в рекламационных письмах ЦБ РФ по результатам сдачи годовых отчетов коммерческими банками.

Второй вид  банковского надзора – контрактный (онсайт надзор). Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.

Инспектирование кредитных организаций осуществляется по определённой схеме, представленной в приложении 1.

Общая цель инспектирования  состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении  кредитной организации. Эта общая  цель включает две конкретные цели. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные, определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Информация о работе Система надзора за коммерческими банками в России