Система надзора за коммерческими банками в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание

Объектом написания работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ.
Предметом – правовые нормы, которые определяют механизм реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
В связи с изложенным, основной целью работы является исследование теоретико-правовых основ банковского надзора и контроля со стороны Центрального банка РФ (ЦБ РФ), и выявление путей по совершенствованию механизма реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

AZVRDTBBBBY.doc

— 385.50 Кб (Скачать документ)

Инспекционные проверки проводятся специалистами целого ряда подразделений Центрального банка: Сводного экономического департамента (в части проверок выполнения обязательных резервных требований), Департамента эмиссионно-кассовых операций (проверка кассовых операций), Департамента банковского регулирования и надзора, Главной инспекции кредитных организаций, Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций и др. Кроме того, при подготовке к проверке инспекторы знакомятся с информацией о банке, накапливаемой во многих подразделениях Центрального банка, чтобы прийти в банк уже подготовленными. Эта система взаимодействия подразделений отлаживалась в Банке России в течение нескольких лет.

Соответственно этим целям следует различать два  общих объекта инспектирования:

а) кредитная организация  как таковая;

б) системные связи кредитных организаций.

В каждом из этих объектов в соответствии с частными целями можно выделить три предмета инспектирования  банковской деятельности:

а) правовые отношения;

б) финансовые отношения;

в) бухгалтерских учет и отчетность.

Из общего числа проверок (1510), проведенных в кредитных  организациях (их филиалах), 299 (19,8%) были комплексными и 1211 (80,2%)- тематическими (рис.3). По данным видно, что из года в год число проверок сокращается, так в 2007 году было проведено 1742 проверки, из которых 393 (22,6%) были комплексными, 1349 (77,4%)— тематическими. В 2006 году

Изменилось и соотношение  проверок, так увеличивается доля тематических проверок, а комплексных - уменьшается. Эта тенденция наблюдается с 2006 года.

 

Рис.3. Динамика тематических и косплексных инспекционных  проверок

 

При этом в рамках комплексных  проверок кредитных организаций  в 2008 году было проведено 67 проверок их филиалов и 402 тематические проверки (из них 44 в филиалах Сбербанка России ОАО, где проводились только тематические проверки), а в 2007 году – 97 комплексных проверок и 520 тематических (из них 87— в филиалах Сбербанка России ОАО).

Всего в 2008 году проверки были проведены в 824 кредитных организациях, что на 4,8 % меньше, чем в 2007 год у (866). Это 72,5% от количества действующих на 1.01.2008 кредитных организаций. 462 проверки были проведены в филиалах кредитных организаций (13,4% от количества действующих на 1.01.2008 филиалов кредитных организаций), что меньше по сравнению с 2007 годом (609) на 24,1 %. Сюда включаются 44 филиала Сбербанка России ОАО (5,4% от количества действующих на 1.01.2008 филиалов Сбербанка России ОАО), меньше по сравнению с 2007 годом (84), меньше на 47,6 %(рис. 4).

 

Рис.4. Динамика инспекционной нагрузки на кредитные организации

 

В отчетном году продолжилась сложившаяся в последние годы тенденция снижения инспекционной  нагрузки на кредитные организации, что отразилось как в уменьшении общего количества проверок, так и  в изменении соотношения плановых и внеплановых проверок в пользу плановых.

В соответствии со Сводным  планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2008 год проведена 1121 проверка, или 74 % от общего количества проведенных  проверок (рис.5 ). Из них 691— в кредитных организациях, 41— в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, 385— в филиалах других кредитных организаций, 4— во внутренних структурных подразделениях кредитных организаций.

В 2007 году было проведено  по плану 1322 проверки (76 % от общего количества проведённых проверок), что на 15,55 больше, чем в 2008 году. Из них 726— в кредитных организациях, 511— в филиалах кредитных организаций, 85— в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.

В 2008 году было проведено 205 плановых межрегиональных проверок кредитных организаций (их филиалов), что на 18,5 % больше, чем в 2007 году.

 

Рис.5. Динамка плановых и внеплановых инспекционных  проверок

 

В рамках обеспечения  функционирования системы страхования  вкладов, гарантирования защиты прав и законных интересов вкладчиков банков проведены 92 плановые проверки банков — участников системы страхования вкладов с участием представителей государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов”, что на 29,8 % меньше, чем в 2007 году (131).

На внеплановой основе в 2008 году уполномоченными представителями  Банка России проведено 389 проверок (26 % от общего количества проведенных  проверок). По сравнению с 2007 годом  на 7,45 меньше (420 проверок). Из общего числа  внеплановых проверок в 2008 году 98 проверок (25,2 % от их общего количества) были проведены на основании решений руководства Банка России, сто также меньше, чем в 2007 году на 101%. Основная часть внеплановых проверок (291 или 74,8% от общего количества внеплановых проверок) была проведена по решению руководителей территориальных учреждений Банка России. В связи с увеличением уставного капитала кредитной организации более чем на 20% от ранее зарегистрированного размера проведено 246 проверок, ходатайствами кредитных организаций о расширении деятельности— 24 проверки. В связи с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) проведено 17 проверок, что больше по сравнению с 2007 годом (4 проверки). Проведены 4 проверки соответствия активов, предоставляемых банками в обеспечение кредитов Банка России.

В ходе проведенных в 2008 году проверок выявлены 16997 нарушений  в деятельности кредитных организаций  и филиалов (таблица 2).

 

Таблица 2

Нарушения в деятельности кредитных организаций [17; 18]

 

2007

2008

Темп роста 2008 года к 2007 году, %

Всего нарушений

17969

16997

94,6

Противодействия отмыванию  доходов, полученных преступным путём

4376

4651

106,3

Нарушения в проведении кредитных операций

3469

3794

109,4

Организация работы по ведению  бухгалтерского учёта

1698

1569

92,4

Нарушения в области  достоверности учёта и отчётности

1425

1334

93,6

Кассовые операции

1244

1013

81,4

Требования валютного  законодательства

1024

862

84,2


 

Наибольшее количество нарушений касается требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма— 4651, или 27,4% от общего числа нарушений. Значительную часть составили нарушения при проведении кредитных операций— 3794 (22,3%), организации работы по ведению бухгалтерского учета— 1569 (9,2%), достоверности учета и отчетности— 1334 (7,8%). Нарушение порядка совершения кассовых операций было допущено в 1013 случаях (6%), требований валютного законодательства— в 862случаях (5,1%).

Если сравнивать показатели 2008 и 2007 года, то можно сделать вывод  о том, что количество нарушений уменьшилось на 5,4%. Увеличилось количество нарушений по противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём на 6,3%, а также нарушений в области проведения кредитных операций на 9,4%. Уменьшилось количество нарушений в области работы бухгалтерского учёта (темп роста составил 93,6%); кассовых операций (темп роста 81,4%); требований валютного законодательства (84,2%).

К сожалению, как указывает  Братко А.Г., практика такова, что банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организации как таковой [8; с. 211].

Главный недостаток инспектирования  состоит в том, что практически  неизученным оказывается второй объект - банковская система, то есть связи  между конкретными кредитными организациями.

И тот и другой вид  банковского надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи  имеет значение с точки зрения оперативности надзора и достоверности  его результатов.

Надзор за деятельностью  кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

1) анализ отчетности  КБ, регулярно представляемой в  Банк России в 

установленном порядке;

2) проверка отдельных  направлений деятельности или  кредитной 

организации в  целом представителем Банка России - ревизия на месте;

3) проведение  внешнего аудита аудиторской  фирмой. Сведения о фирме и  ее аудиторское заключение представляются  в Банк России [12; с. 33].

Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

При осуществлении функций  банковского регулирования и  банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной  проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

Конкретно, порядок инспектирования  кредитной организации и оформление акта ее проверки, регулируются нормативными актами Банка России:

- Инструкция Банка  России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации";

- Инструкция Банка  России от 1 декабря 2003 г. N 108-И  "Об организации инспекционной  деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)";

- Указание Банка России  от 27 октября 2006 г. N 1737-У "О внесении  изменений в Инструкцию Банка  России от 25 августа 2003 года N 105-И  "О порядке проведения проверок  кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации";

- Указание Банка России  от 13 января 2005 г. N 1542-У "Об особенностях  проведения проверок банков с  участием служащих государственной  корпорации "Агентство по страхованию  вкладов".

 

 

2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ

 

2.1 Банка России как  органа надзора

 

Банковская система  регулируется не административным, а  банковским правом. Соответственно этому  Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. Братко А.Г. отмечает, что Банк России не имеет права вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений [8; с. 213]. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

Комитет банковского  надзора Банка России является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации. К компетенции Комитета банковского надзора относятся вопросы, связанные с осуществлением:

  1. регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;

2) отдельных  функций Банка России в области  валютного регулирования и валютного  контроля.

Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции [7]:

1) проводит обсуждения, в том числе по поручению  Совета директоров Банка России, Председателя Банка России, по  предложению структурных подразделений  Банка России, входящих в состав  Комитета, иных структурных подразделений Банка России и его территориальных учреждений;

2) подготавливает  по поручению Председателя Банка  России необходимую информацию  Национальному банковскому совету  Банка России по вопросам, входящим  в его компетенцию;

3) принимает  решения по вопросам:

государственной регистрации кредитных организаций  при их создании;

выдачи генеральных  лицензий на осуществление банковских операций, лицензий на привлечение  во вклады денежных средств физических лиц банкам, ранее не имевшим такого права;

вынесения заключения о соответствии банков требованиям  к участию в системе страхования  вкладов;

формирования  собственных средств (капитала) кредитных  организаций с использованием инвесторами  ненадлежащих активов;

назначения  временной администрации по управлению кредитной организацией;

аннулирования и отзыва у кредитных организаций  лицензий на осуществление банковских операций, а также государственной  регистрации кредитных организаций  в связи с их ликвидацией;

выдачи кредитным  организациям разрешений на создание на территории иностранного государства дочерних организаций;

4) рассматривает  проекты нормативных актов Банка  России, введение которых может  повлиять на достижение целей  банковского регулирования и  банковского надзора, установленных  законодательством Российской Федерации, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора;

Информация о работе Система надзора за коммерческими банками в России