Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:40, курсовая работа
Объектом написания работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ.
Предметом – правовые нормы, которые определяют механизм реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
В связи с изложенным, основной целью работы является исследование теоретико-правовых основ банковского надзора и контроля со стороны Центрального банка РФ (ЦБ РФ), и выявление путей по совершенствованию механизма реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Введение
1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Следующий аспект внедрения РОН - кадровые возможности. Здесь следует констатировать, что коммерческий сектор по-прежнему выигрывает соревнование за кадры у Банка России. Решением проблемы могла бы стать система гибкой организации труда и его гибкой оплаты, ориентированная на создание условий для выполнения приоритетных задач. Однако такая система, очевидно, выпадает из традиций организации и оплаты труда в общественном секторе экономики.
На основании отчёта
Центрального банка РФ о развитии
банковского сектора и
Практическими задачами
по внедрению структурных
1) формирование классической системы раннего реагирования3, базирующейся на прогностическом эффекте статистических моделей функционирования банков и их относительно однородных групп;
2) развитие методических подходов и системы оценок качества организации деятельности кредитных организаций, включая уровень управления и внутреннего контроля;
3) доработка и формализация системы покомпонентных оценок деятельности банков (системы надзорных рейтингов);
4) совершенствование организации надзора [25].
Требования, предъявляемые к кредитным организациям на стадии лицензирования, имеют тенденцию к развитию и совершенствованию. Тем не менее, они еще не вполне отвечают международным подходам, в том числе и потому, что российское законодательство пока регулирует вопросы лицензирования банковской деятельности весьма поверхностно. Так, законодательство предоставляет лицензирующему органу лишь ограниченные возможности оценки корпоративной структуры будущей кредитной организации и характеристик ее учредителей, не предусматривает возможность отказа в согласовании претендентов на занятие руководящих постов по критерию неудовлетворительной деловой репутации.
Имеются недостатки и
в самой системе
Неретин М.С. указывает, что
в целях совершенствования
Необходимо отметить, что ст. 15.26 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, носит весьма не конкретный характер [1]. В этой связи для усиления мер административной ответственности в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе было бы вполне целесообразно предусмотреть ответственность кредитной организации, а также ее должностных лиц за нарушение ими режима, который установлен надзорной деятельностью Банка России.
Торохов М.Е. среди направлений совершенствования банковского надзора и контроля предлагает перенести центра тяжести на содержательную оценку ситуации в кредитной организации, основанную на реализации риск-ориетированных подходов в организации контроля [15; с.96 ]. При этом основные усилия должны быть направлены на мониторинг тех областей банковской деятельности, которые подверженные наибольшим рискам, таким как легализация преступных доходов, кредитование, достаточность капитала.
Кроме вышеперечисленного, необходимо внедрить новые методы оценки деятельности кредитных организаций, нацеленные на достижение единых подходов к оценке деятельности банков, применяемых Банком России в рамках текущего надзора за деятельностью кредитных организаций и подходами, используемыми при оценке соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов.
Нужна реализация комплекса надзорных мер, в области учета и отчетности кредитных организаций, повышение требований к процедурам контроля объема и качества публикуемой информации, реализацию при составлении отчетности критериев, признанных международной практикой, связанных с использованием международных стандартов финансовой отчетности.
Развитие банковского контроля предполагает переход от оценок уровня конкретных рисков в деятельности кредитных организаций на базе сведений о степени соблюдения банком пруденциальных норм, установленных Банком России, к оценкам уровней рисков, базирующихся на мотивированном суждении о качестве активов, состоянии обязательств и собственных средств кредитной организации, качестве элементов системы управления.
Применение указанных подходов при построении банковского контроля гарантирует, что ее функционирование обеспечит:
− выявление сфер деятельности подразделений банков, которые несут наибольшие риски для данного банка и/или областей, в которых деятельность банка наиболее подвержена рискам в силу дефектов систем управления, контроля и/или иных внутрибанковских систем;
− выявление слабых подразделений и осуществление контроля над ними в более интенсивном режиме, чем за подразделениями, чье состояние не вызывает мотивированных опасений.
Заключение
Для обеспечения законности и правопорядка в банковской системе осуществляется контрольно-надзорная деятельность. Проверочная деятельность, осуществляемая Банком России в отношении кредитных организаций, является по своей правовой природе контрольно-надзорной.
Банковский надзор - это
надзор, осуществляемый Банком России
за соблюдением нормативных
Контрольно-надзорная
деятельность в банковской системе
Российской Федерации достаточно разнообразна.
Контрольно-надзорная
Банковский надзор относится к внутриведомственной (внутриотраслевой) надзорной деятельности, содержащей в себе элементы самоопределения поднадзорных субъектов.
Классификацию видов банковского надзора возможно проводить по критерию наличия либо отсутствия у надзорного органа непосредственной связи с проверяемой кредитной организацией на дистанционные и контактные проверки.
Объектом банковского
надзора является деятельность
кредитных организаций.
При осуществлении надзора
за деятельностью кредитных
Суммируя сказанное
по вопросу о повышении системной
эффективности банковского
1. Во главу угла
всех решений, принимаемых по
линии банковского надзора,
2. Конкретные методы,
способы и приемы банковского
надзора должны обеспечивать
реализацию надзором своих
3. Повышение эффективности
банковского надзора
4. Задачи по повышению эффективности банковского надзора могут быть наиболее успешно решены в условиях совершенствования законодательства, политической поддержки функций по банковскому надзору и банковского надзора, а также при улучшении конкурентных позиций банковского надзора на рынке труда.
Список использованных источников
Законодательные акты
3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 15.02.2010, с изм. от 08.05.2010)// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2010.
4. Федеральный закон
от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О
несостоятельности (
5. Федеральный закон
от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О
противодействии легализации (
6. Федеральный закон
от 10.07. 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (
7. Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБ РФ от 10.08.2004, протокол N 21) (ред. от 26.03.2007)//
Специальная учебная литература
8. Братко А.Г. Банковское
право (вопросы теории и
9. Елизаров В.Н.: Банковский надзор в Европейском союзе: ключевые аспекты. Сборник. -Калининград.: Изд-во КГУ, 2005 г.- с. 196-204
10. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник/Е.П. Жарковская.— М.: Омега-Л, 2005. — 452 с.
11. Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в российской федерации. Диссертация. 12.00.14.- М.: ПроСофт-М, 2002.- 196 c.
12. Неретин М.С. Административно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. Диссертация.12.00.14.-М.: МГУ, 2009. –204 с.
13. Трохов М.Е. Банковский надзор и контроль в стратегии развития банковского сектора. Диссертация. 08.00.10.-М.: АНХ при Правительстве РФ, 2007. – 128 с.
14. Центральный банк Российской Федерации. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2006 году.- М.: Полиграфбанксервис, 2007. – 116 с.
15. Центральный банк Российской Федерации. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году. - М.: ОАО “Типография “Новости”, 2008. – 116 с.
16. Центральный банк Российской Федерации. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 году. – М.: ОАО “Типография “Новости”, 2009. – 112 с.
Периодическая печать и ресурсы Интернета
17. Арсланбекова А.З. Методы совершенствования банковского надзора в российской федерации// Банковское право. – 2007. - № 3. - С. 10-14.
18.Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банковский надзор как неотъемлемая функция Центрального банка//www.bankcollege.ru
19. Котляров М.А. Статус центрального банка России как элемент эффективного регулирования банковской деятельности // Финансы и кредит. - 2008. - № 11. - С.2-6
20. Неретин М.С. Понятие и правовые основы банковского надзора в Российской федерации// Административное и муниципальное право. - 2008.- №5. – 49-51 с.
21. Симановский А.Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс//Деньги и кредит. – 2001.- №5. – 12-18 с.
22. Банковский надзор: каким ему быть? (Актуальная тема)// Деньги и кредит. -2007.-№4. – 7-19 с.
Информация о работе Система надзора за коммерческими банками в России