Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является процесс организации кредитования физических лиц, а также разработка мероприятий по его совершенствованию.
Задачи, посредством которых будет осуществляться достижение поставленной цели:
1. Изучить теоретические вопросы: понятие функции, принципы и виды кредита.
2. Изучить состояние и проблемы современного банковского кредита.
3. Изучить организационные и экономические показатели деятельности предприятия.
Введение 3
1 Значение банковского кредита в развитии рыночной экономики 5
1.1 Понятие, функции, принципы и виды кредита 5
1.2 Состояние и проблемы современного банковского кредита 9
2 Организационно-экономическая характеристика банка 14
2.1 Организационная характеристика 14
2.2 Экономическая характеристика 19
3 Кредитование физических лиц 24
3.1 Характеристика кредитных операций 24
3.2 Процедура выдачи и погашения кредита 26
4 Совершенствование кредитования физических лиц 33
Выводы и предложения 40
Список использованной литературы
Темп роста активов кредитных организаций в РФ превышает темп роста активов кредитных организаций во многих экономически развитых странах мира. Так за 2006г. активы банковского сектора России возросли на 44 % и на 1 января 2007 г. составили 14 045 561 млн. руб. (в 2006 г. - 9 750 306 млн. руб.).
В основе роста активов российских банков лежит увеличение объема предоставленных кредитов. Кредитование экономики и населения прочно заняло место основного вида банковской деятельности. За период с 1 января 2000 г. по январь 2008 г. размер предоставленных кредитов увеличился более чем в 14 раз и составил 8 880 063 млн руб., что на 46,4% больше, чем годом ранее.
Наиболее быстроразвивающимся сегментом рынка кредитных услуг за период с 2001 по 2008 г. является кредитование населения. Начиная с 2001г. увеличение его объемов почти в два раза стало наиболее значимой тенденцией развития банковского сектора последних лет. По данным ЦБ РФ на 1 января 2007 года, в рублях банки выдали кредиты на покупку жилья в размере 248,408 млрд руб., из них на ипотечные кредиты пришлось 179,611 млрд руб., в иностранной валюте — 98,658 млрд руб. и 83,948 млрд рублей соответственно. По рублевым кредитам средневзвешенная процентная ставка составила 14%, по валютным кредитам на покупку жилья - 12% и по ипотечным кредитам - 11%. Средневзвешенный срок кредитования физических лиц на покупку жилья составил 174 месяцев, по рублевым ипотечным кредитам - 182 месяцев, по валютным кредитам на покупку жилья - 172 месяцев и по ипотечным кредитам - 180 месяцев.
Развитие потребительского кредитования, в том числе инвестиционного кредитования и кредитования малого бизнеса, названо одним из приоритетных направлений в стратегии развития в России. Рост потребительского и ипотечного кредитования предопределяется целым рядом факторов. Во-первых, рост реальных доходов населения увеличивает число платежеспособных потенциальных заемщиков. Во-вторых, в настоящее время ведется активная работа по совершенствованию соответствующей законодательной базы и созданию бюро кредитных историй, что также призвано уменьшить риски кредитования населения. Дополнительным стимулом развития потребительского кредитования для российских банков служит и то, что заметную активность проявляют дочерние структуры иностранных банков (Citybank, Raiffeisenbank, Banque Societe Generale Vostok и др.), они начали активно развивать операции по кредитованию населения в России.
К числу факторов, сдерживающих развитие российского рынка потребительских кредитов, относятся: наличие преимущественно краткосрочной структуры банковских пассивов, что не позволяет развивать долгосрочное кредитование физических лиц и не стимулирует спокойствия и постоянства как клиентов; неразвитая практика работы бюро кредитных историй. Банки не имеют возможности получить исчерпывающую картину о кредитной истории заемщика и имеющихся обязательствах; высокий уровень процентных ставок, применяемых кредитными организациями, что делает заведомо невыгодным использование потребительских кредитов потенциальными клиентами со средним достатком.
Существует также еще множество проблем, которые необходимо устранять. В настоящее время Россия заметно уступает другим странам не только по объемам и удельному весу кредитования домашних хозяйств, но и по разнообразию предлагаемых населению банковских продуктов.
Возрастающая конкуренция на рынке заставляет отечественные банки снижать ставки по кредитам, повышается скорость предоставления и доступность кредитов. Банки все меньше внимания уделяют оценке кредитоспособности заемщиков, что приводит к возникновению рисков невозврата кредитов.
Так, в течение всего 2006 г., на фоне роста объемов кредитования, наблюдался и рост просроченной задолженности физических лиц по кредитам перед банками. По данным ЦБ РФ, на 1 декабря 2006 г. ее объемы составили 2,74 % от всего объема выданных кредитов физическим лицам, против 1,9% на 1 января 2006 года, так как в результате введения скрытых комиссий потенциальный клиент, не представляя истинных расходов по обслуживанию кредита, способен переоценить свои финансовые возможности и в дальнейшем не расплатиться по займу. Для урегулирования сложившейся ситуации середине января 2007 г. ЦБ РФ обнародовал распоряжение, согласно которому с 1 июля 2007г. кредитные организации обязаны указывать реальный размер процентной ставки по кредитам, который включает в себя, помимо ставки за пользование кредитом, еще и различного вида сборы. Объем кредитов, выданных российскими банками за 2008 - 2009 г.г юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, сократился на 24% по сравнению с предыдущим годом - с 1,685 трлн. рублей до 1,289 трлн. рублей. Снизилось и кредитование физических лиц: выдано 221,3 млрд. рублей против 228,7 млрд. рублей в 2008 (минус 3,2%). В результате общая задолженность юридических лиц и предпринимателей по кредитам снизилась на 1,6% - до 12,847 трлн. рублей. При том что ранее была положительная динамика - рост на 0,4%, до 13,052 трлн. рублей. Задолженность по кредитам физических лиц сократилась на 1,8%, до 3,723 трлн. Рублей. Одновременно замедлился подъем просроченной задолженности: по юридическим лицам просрочка выросла на 9,4% против 15,8%. В целом доля просрочки корпоративного портфеля, по данным ЦБ, составляет 4,3%, т. е. почти 550 млрд. рублей. Просрочка физических лиц увеличилась на 4,8% против 7,1% в 2008г. Ее доля достигла 5,4% - 202,7 млрд. рублей.
К проблемам также можно отнести то, что экономические и юридические права российских банков как основных кредиторов населения не защищены достаточно надежно и эффективно действующим гражданским и банковским законодательством, что процедура кредитования в настоящее время довольно сложная, банковские юристы зачастую перестраховываются, требуя избыточного количества документов, подтверждающие обеспечение.
В настоящее время крайне важной задачей для России является выбор правильного и точного направления развития кредитной системы и устранения имеющихся недостатков, совершенствования кредитных связей коммерческих банков с населением на основе уже накопленного опыта[13].
2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКА
2.1 Организационная характеристика
На основании закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 22 марта 1991 года на базе Сберегательного банка РСФСР был создан в виде акционерного общества открытого типа. Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации, который был зарегистрирован в Центральном банке Российской Федерации 20 июня 1991 года. В соответствии с уставом Сберегательный банк Российской Федерации является юридическим лицом и со своими учреждениями составляет единую систему Сбербанка России. Учредителем нового банка является Банк России. Сбербанк России является членом банковской системы и подчиняется требованиям Центрального Банка, касающихся правил ведения коммерческой деятельности.
Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 050 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине.
Отделение Сбербанка Шумихинского района №1616 является структурным подразделением Открытого акционерного общества «Уральский банк», главное управление которого расположено в г. Екатеринбурге. Дополнительный офис №1615 Шумихинского отделения является структурной единицей Шумихинского ОСБ и образован в г.Щучье с целью аккумулирования и эффективного использования финансовых ресурсов предприятий. Данный дополнительный офис не является юридическим лицом, он осуществляет свою деятельность, распоряжается выделенными средствами и имуществом в пределах предоставленных ему прав в соответствии с Положением о дополнительном офисе №1615 Шумихинского филиала, заключает договоры с юридическими и физическими лицами от имени Шумихинского ОСБ. Все данные о своей деятельности дополнительный офис передаёт Шумихинскому филиалу ежедневно по электронной почте.
Рисунок 1 – Организационная структура Шумихинского отделения Сбербанка России №1616
Каждый сектор выполняет свои обязанности, однако, только при их тесном взаимодействии можно достигнуть положительных результатов деятельности. Рассмотрим подробнее обязанности каждого сектора банка.
Контрольно-ревизионная служба создана в банке для обеспечения соблюдения всеми сотрудниками банка требований законодательства и нормативных актов, указаний Банка России, а также контролирует надлежащее состояние отчетности, принятие своевременных и эффективных решений деятельности банка. Непосредственно с клиентами работает сектор экономической работы и кредитования. Данный отдел является структурным подразделением банка, осуществляющим размещение кредитных ресурсов в целях удовлетворения экономических интересов клиентов банка и обеспечение увеличения доходов и повышения рентабельности банка. Во главе кредитного отдела стоит ведущий специалист по кредитованию. В его подчинении находятся старший экономист и два инспектора по кредитованию.
Сектор расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов отвечает за привлечение новых клиентов, ведение счетов и осуществление расчетов по уже обслуживаемым клиентам.
Сектор информатики и автоматизации банковских работ создан для обеспечения работоспособности вычислительной оргтехники, сохранности служебной информации, внедрение новых технологий, способствующих улучшению условий труда и уровня обслуживания клиентов. Отдел состоит из ведущего инженера и инженера.
Сектор безопасности кассовой работы и инкассации занимается инкассацией денежной наличности из предприятий, организаций, магазинов и структурных подразделений банка. Данный сектор отвечает за охрану банка и сохранность ценностей, находящихся в нем.
Операционный сектор и операционные кассы вне кассового узла занимаются работой с физическими лицами. Работники осуществляют прием коммунальных платежей, перевод денежных средств, прием вкладов денежных средств граждан.
Структура управления отделением Сбербанка многообразна и представлена различными представителями отделов и секторов банка. Работой банка руководит Управляющий, который работает на основании должностных инструкций. Он издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками банка. Рассмотрим управленческую структуру банка на рисунке 2.
Рисунок 2 – Управленческая структура Шумихинского отделения Сбербанка России №1616
Учётные операции выполняют бухгалтерские работники, занятые приемом, оформлением, контролем за правильностью заполнения расчетно-денежных документов и других документов, а также отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета. Все банковские работники в вопросах ведения бухгалтерского учета подчиняются главному бухгалтеру. Организация работы бухгалтерского аппарата строится на принципах создания одного бухгалтерского подразделения, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по исполняемому кругу операций.
Главный бухгалтер определяет конкретные обязанности бухгалтерских работников. Должностные обязанности главного бухгалтера определяются контролем за правильностью ведения учетных форм, организацией работы внутрибанковского контроля за составлением отчетностей.
Старший инспектор административного сектора планирует и организует работу своего управления.
Из анализа структуры управления банком можно сказать, что структура достаточно эффективна для данного банка. Отделение №1616 выполняет все возложенные на него функции. Должностные лица обязаны не разглашать сведения, составляющие банковскую и коммерческую тайну. Штатное расписание банка утверждается Управляющим.
При данной структуре каждый работник банка выполняет присущие ему функции в соответствии с существующими должностными обязанностями. Все работники подчиняются одному вышестоящему лицу — управляющему банка. Он, в свою очередь, осуществляет свое распорядительное воздействие в форме приказов и распоряжений, выполнение которых обязательно для всех работников банка.
Банк предоставляет отчетность в установленные сроки в сводное экономическое управление ГУ ЦБ РФ по Курганской области в соответствии с указаниями «О порядке составления и предоставления отчетности кредитными организациями в Центральный Банк РФ» №7-У от 24.10.1997года.
Для того чтобы отделение функционировало в полную силу, необходимо достаточное количество трудовых ресурсов. Рассмотрим обеспеченность организации трудовыми ресурсами в таблице 1 и численность работников по характеру деятельности в таблице 2.
Информация о работе Совершенствование кредитования физических лиц