Транснациональные банки: характеристика и особенности деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание

Характеристика понятия "ТНБ", основные направления деятельности, маркетинговые стратегии, защита от политических рисков, история возникновения в РФ, расчетная часть

Работа состоит из  1 файл

Пояснительная_записка.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

  Организационная   структура  ТНБ  и  его   отделений   тесно   связана   со стратегическим направлением деятельности банка в целом,  с  его  глобальными задачами. Стратегия во многом определяет как структуру самого банка,  так  и структуру всех служб в банке. Следовательно при изменении  стратегии банка, меняется его организационная структура.

  По  типу ориентации организации   структура  может  строиться   по  следующим принципам:

  1. по  функциональному  принципу:  данный  тип  более  распространен  среди национальных банков,  хотя  и  встречается  в  ТНБ.  Для  него  характерно глобальное управление, которое осуществляется определенными специалистами, управляющими отделами;
  2. по  географическому  принципу:  данный  вид  предполагает  сосредоточение деятельности  банка  на  определенных   регионах.   Его   целью   является географическое  расширение  деятельности  банка.  Именно  этому   принципу уделяют внимание транснациональные банки;
  3. по  товарному  или  рыночному   принципу:   в   данном   случае   банки ориентируются на определенные банковские продукты или отрасли. Данный  тип в настоящее время становится более распространенным и для национальных, и для транснациональных банков;

   Нужно отметить, что самая эффективная  структура  учитывает  в  себе  все три направления. Транснациональные банки в большинстве  случаев  соединяют  географический  и товарно-рыночный принципы, и тем самым обеспечивают себе  более эффективную работу, чем национальные банки.

Организационная  структура  транснационального  банка  и  структура  его службы достаточно сложна. Выходя на новый  зарубежный  рынок,  ТНБ  должен первоначально решить, в какой  организационно-институциональной  форме  он  это осуществит. Данное решение очень  важно  для  дальнейшей  деятельности ТНБ, и оно принимается в соответствии со стратегией транснационального банка. Элементами структуры ТНБ являются:

  1. образование   неоперационного   подразделения   за   рубежом (представительского офиса или просто представительства) для осуществления в основном управленческих и маркетинговых функций для головного банка. Данные функции носят в основном информационный, контактный,  рекламный и имиджевый характер;
  2. Образование   международного   департамента   (валютного   или внешнеэкономического управления) в отечественном офисе штаб-квартиры ТНБ;
  3. установление корреспондентских отношений с  рядом  специально  отобранных банков   за   рубежом   и   проведение   международных   операций   через корреспондентские межбанковские каналы;
  4. учреждение операционного отделения за рубежом в той или иной доступной для ТНБ организационной форме (заграничного филиала, агентства, дочернего  или  совместного   банка)   для   осуществления   полной   или  ограниченной деятельности на территории пребывания  и  для  международных  операций.

   Обычно  транснациональный  банк  учреждает  зарубежный  представительский офис в столице или ведущем финансовом центре зарубежного государства, если он желает присутствовать там, но не имеет  достаточного  объема  ожидаемых операций или мало информации  о  финансовом  рынке  данной  страны,  чтобы оправдать затраты, которые требуются для  образования  и  функционирования филиала. Представителем такого банка обычно назначается  опытный  работник из головного офиса ТНБ,  штат  представительного  офиса  ТНБ  ,как правило,  мал.

     Представители не могут осуществлять  каких-либо банковских операций, таких,

  как   принятие  депозитов,  предоставление  кредитов,  но  они   направляют  соответствующие предложения и  заявки местных фирм и финансовых  учреждений  головному офису банка или его филиалам в других странах. Чаще всего открытие  представительского  офиса  предшествует  учреждению филиала. Представительство выполняет  полезную  функцию  сбора  финансово-экономической  информации  о  стране  базирования,  а именно о налогах, особенностях  регулирования  банковской  деятельности  в  этой  стране,  о рыночных условиях. В некоторых странах  открытие новых филиалов иностранных банков запрещено. Следовательно, многие крупные банки присутствуют в таких странах, используя представительства.

   Нужно отметить, что в России ТНБ в  основном открывают свои  отделения  в виде представительства, так как российский рынок достаточно  неустойчив  и высокорискован, поэтому транснациональному банку  прежде  всего  необходим тщательный анализ структуры и тенденций развития  российского  финансового рынка.

   ТНБ   может  начать  свои  операции  в  другой  стране,   образовав   в отечественном  офисе  международный  департамент.  Внутреннее   построение такого отдела или управление приспосабливается к обслуживанию определенных потребностей как клиентов, так и самого банка. Такой отдел или  департамент  может  быть  малым  и  универсальным   или   крупным   и узкоспециализированным.

   Особое  место в данном виде организации  занимает использование  мощностей крупных  зарубежных  банков  –  корреспондентов,   которое   предоставляет возможность увеличить объем  денежных  переводов  при  сравнительно  малых затратах времени и капитала.

     Международный департамент выполняет такие же операции  с  иностранной  валютой,  которые осуществляются отечественным  банком  в  отечественной  валюте, а так же осуществляет ряд операций,  с которыми отечественные отделения банка могут не  иметь  дела.  Среди  таких  сделок можно назвать следующие:

  1. открытие и исполнение коммерческих (товарных)  аккредитивов  для обслуживания внешнеторговых операций клиентов;
 
  1. торговля  иностранной валютой;
  2. покупка и продажа иностранных банкнот;
  3. создание банковских акцептов и торговля ими;
  4. кредитование заемщиков  в  других  странах,  а также некоторые другие международные банковские операции.

     Особое место среди  организационных   структур  ТНБ  занимают  зарубежные филиалы  банка.  В  настоящее  время   крупные   транснациональные   банки имеют филиалы  почти  в  каждом  иностранном денежном рынке и практически  обязательно  в  международных  финансовых центрах.  Многие  банки,  имея   лишь   несколько   зарубежных   филиалов, располагают их в наиболее важных деловых центрах, где законы разрешают учредить филиал для совершения специальных операций с относительно малыми затратами денег и времени. Многие  филиалы  предлагают  полный набор банковских услуг для национальных и  международных  компаний, для физических лиц. Однако ряд стран запрещает предоставлять  иностранным банкам некоторые  услуги,  такие,  как  прием  местных  депозитов.  Равным образом  некоторые   страны   разрешают   иностранным   банкам   учреждать независимые дочерние банки, запрещая открывать филиалы. Безотносительно  к их форме, для того, чтобы  открыть  филиал или дочерний  банк  в другой стране, банк практически любого государства должен получит  разрешение  от принимающего правительства, а также разрешение  центрального  банка  своей страны. Поэтому особую роль в управлении транснациональных  банков  играет анализ особенностей регулирования банковской деятельности  в той стране, где банк собирается открыть свое подразделение.

   Зарубежные  филиалы  ТНБ, расположенные в оффшорных зонах, имеют целью не общую банковскую деятельность, а для специальную цель – служить своеобразной оболочкой  для проведения международных евровалютный операций. Данные операции чаще всего осуществляются в головном офисе банка или в  крупном  зарубежном  филиале. Оффшорные филиалы (шелл-филиалы), как правило,  имеют небольшой персонал,  а  в некоторых случаях управляются номинально лишь уполномоченным  местным  банкиром  или адвокатом.

   Кроме филиалов за рубежом крупные банки  могут  создавать  подразделения другого типа  -дочерние банки или совместные  банки. 

   Зарубежные  дочерний банк представляет собой  иностранную  компанию,  в  которой  отечественный родительский банк владеет контрольным пакетом акций  или  обладает  другим контролем. 

   Совместный  банк   -  это  иностранная  компания,  в   которой родительский  отечественный банк не  владеет  контрольным  пакетом  акций. Транснациональные банки создают дочерние банки для  улучшения своей международной   конкурентной   позиции,   минимизации   иностранных налоговых обязательств,   а   также   используют   возможности,   которые  представляет данная организационная форма. Большинство же  крупных  банков предпочитают оперировать через  собственные  филиалы.  Но  дочерние  банки могут быть использованы в тех странах, где запрещены иностранные  филиалы. Дочерние банки одновременно обслуживают местных клиентов и работают в интересах  родительского   банка,   выполняя,   в   частности,   операции, запрещенные для головного офиса в родительской стране.

   Совместный  банк  учреждается  несколькими  различными  банками,  которые делят собственность и в некоторых случаях управление банком.  Такая  форма позволяет банкам из различных стран иметь операционную единицу в стране, в которой не разрешены филиалы, принадлежащие нерезидентам,  или  в  которой ограничена деятельность иностранных банков.  Каждый  акционер  инвестирует определенную долю капитала в совместный банк  и  получает  соответствующее представительство в Совете директоров. Совместный банк  функционирует  как независимый банк, получая общие директивы, нормативы, лимиты от акционеров через   Совет   директоров.   Большинство   совместных   банков   являются собственностью ведущих международных банков, однако, в  совместных  банках участвуют и малые банки, желающие присутствовать на отдельных  иностранных рынках.   Тенденция слияний и поглощений  в мировом хозяйстве не  могла пройти и мимо транснациональных банков. Отдельная глава курсовой  работы будет посвящена  последним  слияниям  и  поглощениям  среди  конкурирующих транснациональных банков.

     Любая из приведенных выше  организационных форм имеет  свои  преимущества и недостатки. Транснациональный банк должен  стремиться  рационализировать  свою международную финансовую сеть, состоящую из  того  или  иного  набора ранее перечисленных организационных подразделений,  с  целью  эффективного выполнения  заявок  корпоративных,  правительственных  ,  банковских   или  индивидуальных клиентов, а также для эффективного  осуществления  валютно-финансовых операций за свой собственный счет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Маркетинговая стратегия транснациональных банков 

    2.1 Основные направления конкурентной стратегии ТНБ 

      В выборе стратегии ТНБ широко используют уже разработанные мировой экономической наукой и практикой подходы. Наиболее общими стратегическими альтернативами для  деловой сферы являются рост и  сокращение. 

   Для стратегии роста характерно  прежде  всего систематическое повышение уровня  краткосрочных  и  долгосрочных  целей  над уровнем показателей предыдущих периодов. Существуют  различные её варианты. Наиболее известным и применимым  для банковского дела   является   матрица   «товары-рынки»   американского   экономиста   И. Ансоффа, которая предполагает использование четырех альтернативных  стратегий для увеличения сбыта:

  1. Проникновение на рынок.

   Стратегия проникновения на рынок предполагает, что  банк  проникает  на  уже сложившийся рынок и предлагает на нем тот же самый продукт (услугу),  что  и конкуренты. Такая стратегия предпочтительна, если целевой рынок  растет  или еще не насыщен. Она широко распространена в России,  во-первых,  в  связи  с процессом образования новых банков и их  укрупнение,  которые  проникают  на уже  занятые  рынки,  а,  во-вторых,  в  связи   с   постепенным   освоением существующими банками видов операций, которые для них  являются  новыми,  но уже имеются на рынке(например, применение пластиковых карт).

Возможны  три варианта данной стратегии проникновения  на рынок:

    1. увеличение существующих масштабов использования продукта;
    2. переманивание клиентов у конкурентов;
    3. привлечение новых клиентов.
    4. развитие рынка.

   Стратегия развития рынка  означает,  что  транснациональный  банк  стремится расширить рынок сбыта оказываемых услуг, но не за счет проникновения на  уже существующие рынки, а за счет создания новых рынков или рыночных  сегментов.

В применении этой стратегии можно выделить следующие элементы:

        1. выявление новых областей применения банковских продуктов.

        2. продвижение существующих продуктов в новые сегменты.

        3. географическая экспансия.

Информация о работе Транснациональные банки: характеристика и особенности деятельности в РФ