Транснациональные банки: характеристика и особенности деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание

Характеристика понятия "ТНБ", основные направления деятельности, маркетинговые стратегии, защита от политических рисков, история возникновения в РФ, расчетная часть

Работа состоит из  1 файл

Пояснительная_записка.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)
  1. В более  длительной перспективе, после восстановления финансовых секторов развитых стран, следует  ожидать нового скачка стратегических иностранных инвестиций на российский рынок банковских услуг. Этот скачок может сопровождаться обострением  конкурентной борьбы и постепенным снижением общего уровня прибыльности банковского бизнеса. С наибольшим давлением столкнутся универсальные кредитные организации, работающие с массовой клиентурой и предлагающие широкий спектр банковских продуктов. Это будет способствовать усилению специализации среди банков с российским капиталом.

   Можно условно выделить три типа стратегий, определяющих позиционирование иностранных  банков на внутреннем рынке банковских услуг.

  1. Универсальная (мультипродуктовая и мультиклиентская). Банк стремится расширить свое присутствие по всем перспективным направлениям банковской деятельности. Он может не иметь ключевого конкурентного преимущества ни по одному из направлений на текущий момент, но старается достичь этого в будущем.
  2. Специализированная (монопродуктовая и моноклиентская). Банк добивается ключевого конкурентного преимущества при работе с определенным типом клиентов и на рынке определенного банковского продукта (ипотека, автокредитование, пластиковые карточки и пр.). Этот рынок и эта клиентская ниша обладают хорошими перспективами роста, что оправдывает узкую специализацию. Закрепившись на данных позициях, банк стремится к сохранению конкурентного преимущества в стратегической перспективе, что позволит ему получить максимальную выгоду от ожидаемого роста выбранного сегмента.
  3. Комбинированная (либо мультипродуктовая и моноклиентская, либо монопродуктовая и мульти-клиентская). Исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, банк акцентирует свою деятельность на какой-либо одной группе клиентов, предлагая ей широкий спектр банковских услуг, или же концентрируется на предоставлении какого-либо одного банковского продукта (группы однородных продуктов) широкой клиентской базе. Такой выбор стратегии объясняется, с одной стороны, трудностью точной идентификации быстрорастущих узких ниш, с другой - неэффективностью работы по всему спектру продуктов и клиентуры.

   Универсальная стратегия является основным полем  для конкуренции между российскими  и иностранными банками. На долю кредитных  организаций, придерживающихся этой стратегии, приходится 3/4 суммарных активов иностранных банков в России. В пользу этой стратегии делает выбор все большее число иностранных банков, ранее придерживавшихся специализированной или комбинированной стратегии. Среди банков с российским капиталом эта стратегия также преобладает. Таким образом, расширение присутствия иностранных банков будет сопровождаться не столько заполнением плохо освоенных российскими кредитными организациями рыночных ниш, сколько постепенным вытеснением их из ключевых сфер позиционирования

   Иностранные банки в основном служат источником притока капиталов. У значительной части таких банков чистое привлечение  средств за рубежом является важным ресурсом для фондирования операций на внутренних рынках. Это делает их уязвимыми в условиях нестабильности на зарубежных финансовых рынках. До тех пор пока сохраняется нестабильность на зарубежных рынках, универсальные банки с российским капиталом могут пользоваться временной передышкой. Однако стабилизация ситуации на внешних рынках приведет к активной экспансии иностранных банков в важнейших сферах деятельности (в том числе осуществляемой путем покупки имеющих сильные позиции универсальных российских банков). Конкурентное давление со стороны банков, контролируемых нерезидентами, будет опираться на их доступ к дешевым ресурсам, более совершенным финансовым технологиям, а также на более высокую культуру предоставления услуг. В этих условиях стратегия российских банков должна быть ориентирована на приоритетных для них сферах и нишах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4. Анализ показателей деятельности транснационального банка на примере ЗАО «Райффайзенбанк» 

   Для более глубокого изучения темы курсовой работы мной был проведен анализ показателей деятельности транснационального банка на примере ЗАО «Райффайзенбанк» на основании данных отчетности вышеназванного банка за 2010 и 2011 годы (Таблица 1). 

Таблица 1 «Показатели деятельности ЗАО «Райффайзенбанк» за 2010-2011 г.г.» 

№ п/п Наименование  статьи Сумма от операции, тыс. руб.
На 01.01.2010 На 01.01.2011
ДОХОДЫ
1. От банковских операций и других сделок:
    1.    процентные доходы;

1.2 другие  доходы от банковских операций  и других сделок.

100448530 

43900366 

56548164

81059461 

30329389 

50730072

2. Операционные  доходы:

2.1 доходы от операций с ценными бумагами, кроме процентов, дивидендов и переоценки;

2.2 доходы  от участия в капитале других  организаций;

2.3 Положительная  переоценка;

2.4 Другие  операционные доходы.

1010083407 
 

3021055 

99950

899317659

107644743

642644659 
 

1178678 

3661

523092915

118369405

3. Прочие доходы. 4346251 2634323
Итого по разделу «Доходы»: 1114878188 726338443
РАСХОДЫ
4. По банковским операциям и другим сделкам:

4.1 процентные  расходы;

4.2 другие  расходы по банковским операциям  и другим сделкам.

65989118 

15804146 

50184972

51397539 

11059935 

40337604

5. Операционные  расходы:

5.1 расходы  по операциям с ценными бумагами, кроме процентов и переоценки;

5.2 Отрицательная  переоценка;

5.3 другие  операционные расходы;

5.4 расходы,  связанные с обеспечением деятельности  кредитной организации.

1042038261 
 

2672388

903029538

118706758 

17629577

660393562 
 

514336

524304744

114959008 

20615474

6. Прочие расходы. 481915 524898
7. Налог на прибыль. 2255654 3928181
Итого по разделу «Расходы»: 1110764948 716244180
8. Финансовый  результат: прибыль после налогообложения.  
4113240
 
10094263
 

   Выводы  о структуре показателей можно  сделать на основани произведенных  мной расчетов, результаты которых представленны в Таблице 2. 

Таблица 2. «Результаты анализа показателей деятельности ЗАО «Райффайзенбанк» за 2010-2011 г.г.» 

№ п/п Показатель Структура, % Абсолютное  отклонение, тыс. руб. Относительное отклонение, %
2010г. 2011г.
1. Доходы: 100 100 -388539745 -34,85
1.1 от банковских операций и других сделок 9,01 11,16 -19389069 -19,30
1.2 операционные  доходы 90,60 88,48 -367438748 -36,38
1.3 прочие доходы 0,39 0,36 -1711928 -39,39
2. Расходы: 100 100 -394520769 -35,52
2.1 по банковским операциям и другим сделкам 5,95 7,18 -14591579 -22,11
2.2 Операционные  расходы 93,81 92,20 -381644699 -36,62
2.3 Прочие расходы 0,04 0,07 42983 8,92
2.4 Налог на прибыль 0,20 0,55 1672527 74,14
4. Прибыль после  налогооб-

ложения

- - 5981023 145,41
 

   На  основании произведенных расходов очевидно, что наибольшую долю доходов  кредитной организации составляют операционные доходы, в составе которых преобладают доходы от положительной переоценки ценных бумаг, средств в иностранной валюте и драгметаллов, а также доходы от банковских операций и других сделок. По прошествии года наблюдается незначительное перераспределение структуры доходов в пользу последних На мой взгляд это является следствием финансового кризиса, а именно повышенного спроса на банковское кредитование как физических, так и юридических лиц.

   Прочие  операционные доходы к которым относятся  изменеия ставки процента, валютного курса и прочее составляют наименьшую долю банковских доходов в обоих периодах.

   По  данным приведённым в Таблице 2 прослеживается тенденция снижения всех видов доходов; как результат общее снижение доходов банка на 34,85% за год.

   Что касается расходной части, то ее структура  во многом аналогичная ситуации относительно доходов: преобладает доля операционных расходов, среди которых наиболее значительны такая статья, как «отрицательная переоценка средств в иностранной валюте», второй по величине является часть расходов по банковским операциям. Наибольший вес в расходах по банковским операциям составляют расходы, касающиеся обслуживанию юридических лиц, второе место занимают аналогичные расходы, касающиеся обслуживания физических лиц.

   Доля  прочих расходов самая незначительная. Ту группу составляют расходы от невыявленных активов и невзысканной дебеторской  задолженности, возмещение убытков, последствия  чрезвычайных обстоятельств и прочее.

   По  итогам произведенных расчетов видно, что наиболее весомые расходные статьи банка были снижены, что не смотря на снижение доходов и увеличение доли прочих расходов, привело к росту прибыли организации. 
 
 

   Заключение 

   Итогом  написания данной курсовой работы является изучение особенностей функционирования иностранных банков, в том числе действующих на территории России.

   По  итогам работы были выполнены основные задачи, а именно:

   1. выявлены основные направления  деятельности транснациональных  банков к которым относится  в первую очередь валютное кредитование, как долгосрочное так и краткосрочное, прием вкладов, расчетные банковские операции в различных валютах, а также прочие некредитные финансовые услуги. Данные виды деятельности осуществляются рассмотренными банками через элементы их структуры: неоперационных подразделений за рубежом, международными департаментами в отечественных странах, операционными подразделениями за рубежом;

   2. изучены направления маркетинговой стратегии транснациональных банков, с учетом адаптивной, функциональной и фундаментальной инноваций, которые во многом основаны на матрице Бостонской консультационной группы;

   3. рассмотрена методика надзора  за банковской деятельностью  в различных странах мира, выявлена  общая схема контроля, включающая  лицензирование, проверку отчетности, инспектирование на местах, контроль за соблюдением банками требований надзорных органов;

   4.выявлена  высокая зависимость результатов  деятельности иностранных банков  в зависимости от политического  климата страны расположения  и пути ухода от подобных  рисков;

   5. изучена история прихода транснациональных банков на российский рынок и особенности их функционирования в отечественных условиях, а именно широкая распространенность слияний и поглощений, высокая степень конкурентоспособности по отношению к российским банкам;

   6. Проведен анализ показателей деятельности иностранного банка на примере ЗАО «Раффайзенбанк», рассмотрена структура доходов и расходов данной организации, их изменения в условиях финансового кризиса.

   Транснациональный банковский капитал как универсальный  феномен мировой экономики выражает отношения между группами транснациональных банков, заостряя конкуренцию и оказывая содействие подрыву монополизма; транснациональными и национальными банковскими учреждениями. Транснациональные банковские учреждения, опираясь на экономику стран базирования, максимально используют преимущества глобальной организации своих операций. В тоже национальные банковские учреждения стараются завоевать рынок внутри отдельных стран через знание местных условий, владение уникальными услугами или технологиями, высококвалифицированными кадрами.

Информация о работе Транснациональные банки: характеристика и особенности деятельности в РФ