Транснациональные банки: характеристика и особенности деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание

Характеристика понятия "ТНБ", основные направления деятельности, маркетинговые стратегии, защита от политических рисков, история возникновения в РФ, расчетная часть

Работа состоит из  1 файл

Пояснительная_записка.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

      Каждая страна имеет свои особенности  в получении первичной  информации

о состоянии  банков.

      в  Англии,  надзорные  органы  получают  от  банков  годовые балансы,  заверенные  внешними  аудиторами,  и  отчеты  о  некоторых   видах операций немедленно по их совершению.

      В Германии текущий контроль  над  деятельностью банков  на  основе  их ежемесячных отчетов о платежеспособности, ликвидности и т.п. по итогам  года представляется годовой баланс и отчет о  прибылях  и  убытках.  Федеральное  ведомство  по  надзору  за   кредитными   организациями   может требовать  от  банков  любую  информацию,  включая  бухгалтерские  книги   и

документацию.

      В Италии коммерческие банки  направляют  ежемесячно  в   органы  надзора сокращенный баланс, ежеквартально - отчет о депозитах и ссудах, раз в год  - годовой баланс  и  отчет  о  прибылях  и  убытках.  С  1989  года  в  стране используется схема автоматизированных финансовых отчетов.

      В  США,  где  существует  очень  жесткий  банковский  контроль,  банки ежеквартально предоставляют полные отчеты о  своем  финансовом  положении  и доходах.

      В мировой практике существует  два подхода к банковскому надзору. В первом  предполагается,  что  существуют  органы  надзора   с   достаточными полномочиями и ресурсами. Второй предполагает, что  при  наличии  достаточно полной информации сами участники финансового рынка  -  вкладчики,  кредиторы и акционеры - смогут выбирать банки, лучше других ведущие дела.

      Во  всех  странах  банковский  надзор  осуществляется  единообразно  и состоит из последовательных этапов:

   1. Лицензирование.

   Лицензирование  как  первый  этап  банковского  надзора  имеет   целью ограничить совершение банковских операций только теми  юридическими  лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа. Лицензия должны содержать в себе положения о сроках  ее  действия,  условиях их продления, возможности внесения в нее поправок  или ее аннулирования. Аннулирование лицензии допуск5ается законом, как правило, когда  учреждаемый банк:

  1. не в состоянии начать операции по истечении определенного срока;
  2. если в своей деятельности он выходит за рамки лицензии или  не  выполняет

содержащихся  в ней условий;

  1. нарушает законы или нормативные акты;
  2. осуществляя  деловые  операции,  наносит  ущерб  интересам  кредиторов  и

вкладчиков.

   2. Проверка отчетности.

   Второй  этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор.  Его задача  заключается в том,  чтобы   посредством постоянного контроля  обнаружить  на  ранней  стадии  возникновения  проблемы  в  банке, обострение которых может вызвать неплатежеспособность и банкротство банка.

   3. Инспектирование на местах.

   Инспектирование  на   метах   проводится   для   формирования   достаточного представления о положении  банка.  Частота  проведения  проверок,  их  объем зависят от степени доверия надзорных органов к кредитным учреждениям.

   4. Контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.

   Во  многих странах центральные банки  непосредственно осуществляют  надзор  за

соблюдением кредитными учреждениями норм банковской деятельности.  Там,  где эта функция  выведена  из  компетенции  центрального  банка,  он  все  равно является непременным участником регулирования банковской деятельности.

      Особое  внимание  надзорных   органов   должно   уделяться   финансовым конгломератам,   то   есть   многофункциональным    группам    компаний    и транснациональных   банков,    поскольку    с    деятельностью    финансовых конгломератов связаны дополнительные риски:

  1. риск «заражения», т.е. вероятность перенесения проблем и убытков из одной сферы деятельности конгломерата в другие;
  2. опасность «двойного счета»  одних и тех  же  элементов  капитала  при определении его достаточности, который  приводит  к  завышению  размера капитала  группы  к  фактическому  несоответствию  его  величины  сумме требований к конгломерату;
  3. риск конфликта в рамках конгломерата.

   Можно сделать вывод, что в получении информации о финансовом положении ТНБ заинтересованы надзорные органы государства, на территории которого он расположен, акционеры и клиенты банка. Зада может быть решена объективно лишь с обязательным применением внешнего аудита. 

2.3 Оценка политического риска в деятельности ТНБ. 

      Для проведения любых  операций  транснациональным банком главным критерием в выборе  страны  является  наличие  благоприятного экономического и политического климата.

      Под  оценкой  политического  риска  транснациональные  банки  понимают

оценку  следующих факторов:

  1. политическая нестабильность, которая ассоциируется внезапными изменениями  в политическом режиме страны, включая войну и другие политические потрясения;
  2. нестабильность  экономической политики  страны,  прежде   всего   в   таких областях, как валютный режим;
  3. нестабильность обменного курса, ведущая к уязвимости банка от его  колебаний и снижению уровня прибыльности.

      Высокий  уровень  политического   риска  характерен  для  развивающихся стран. Для стран Запада  характерен  меньший  уровень  политического  риска, т.к. здесь действуют  не  только  принцип  национального  режима  и  система государственных гарантий прав  и  интересов  иностранных  инвесторов.

      Для транснационального банка наиболее важны в исследованиях те  риски, которые связаны с  платежным  потенциалом  страны  и  поэтому  им  необходим анализ макроэкономических показателей.  Для этих целей используется метод Делфи - набор приемов, с помощью  которых  группа  специалистов  прогнозирует развитие событий, изучая состав  и удельный  вес факторов,  определяющих будущее страны. Востребованы также публикации консультативных фирм, к крупнейшим из которых относятся «Фрост энд Салливен», «Бизнес Интернешнл», «Интернешнл рипотс».

      Для  транснационального  банка   возможны  следующие  способы   снижения

политического риска:

    1. уход  от риска - банк воздерживается  от рискованных стран и проектов;

   2. уменьшение риска -  страхование   риска  силами  самого  банка,  например, через резервные фонды

 3. диверсификация  риска - рассредоточение портфеля  зарубежных активов банка;

    4. предотвращение  убытков и контроль за ними;

   5.  перевод   риска -    использование   неакционерных   форм   собственности (франчайзинг)

      Транснациональные банки имеют возможность использовать государственные

службы  и организации для страхования  от  политического  риска. 

      Можно заключить, что ТНБ  не могут не уделять  особое  значение  оценке  рисков  в стране пребывания, поскольку они  занимаются  высоконадежными  операциями  и при  выборе   страны   строго   учитывают   политическую   и   экономическую стабильность.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Иностранные банки  в России 

   3.1. Появление, правовые  основы и формы  присутствия иностранных банков в России 

   Участие иностранных банков в национальных банковских системах начало распространяться с середины 1990-х гг. До того времени  внешнеэкономическая либерализация  ограничивалась международной торговлей. После заключения соглашений в рамках ВТО о либерализации финансовых услуг большинство стран сняло ограничения на деятельность иностранных банков. В России иностранные банки появились в середине 1990-х годов.

   В апреле 1993 года Центральный банк России (ЦБ РФ) утвердил "Условия открытия банков с участием иностранных инвестиций на территории Российской федерации", одновременно решением Совета директоров ЦБ ограничив в 1993 году долю суммарного капитала этих банков 12 процентами от совокупного капитала российских коммерческих банков. Принятию вышеуказанного решения предшествовала напряженная ситуация между Планово-бюджетной комиссией Верховного Совета России и Центральным банком.

   Планово-бюджетная  комиссия ВС, отстаивая интересы молодых российских банков в конкурентной борьбе с опытными иностранными банковскими организациями, приняла сторону Ассоциации Российских банков и Лиги банков России. Был подготовлен проект постановления, предполагающего мораторий на выдачу лицензий иностранным банкам до 1994 года и отзыв ранее выданных лицензий. В оппозицию данному проекту встали представители ЦБ РФ, помешавшие парламентариям утвердить проект. В основе их доводов лежали положения о пользе конкуренции, как фактора развития, для российских банков, а также возможность ответной реакционной политики со стороны зарубежных государств по отношению к оперирующим за границей отечественным банковским учреждениям.

   На  российский рынок были допущены зарубежные банки высшего класса, что соответствовало  высоким требованиям, установленным  отечественным законодательством: им нужно было иметь прочное финансовое положение и безупречную деловую репутацию; при открытии филиала банк-нерезидент должен был предоставить ЦБ безусловное обязательство отвечать по долгам открываемого им филиала. В итоге под соответствие отечественному законодательству попали всего пять иностранных банков, которые используя возможность играть на биржах на повышение курса доллара, сводили к минимуму возможность появления в России новых конкурентов из-за рубежа.

   Контролируемые  иностранным капиталом банки стали первыми осваивать такие сектора нашего финансового рынка, как выдача ссуд на покупку жилья, автомобилей, товаров длительного пользования, другие виды потребительского кредитования. Иностранные банки успешно кредитуют предприятия среднего и малого бизнеса, не говоря об их активной роли в финансовом обслуживании крупных корпоративных клиентов

   Банки с иностранным участием успешно  работают в 30 регионах страны. Важно, что  они являются отечественными кредитными организациями, соблюдают банковское законодательство РФ и платят налоги в государственное казначейство. В настоящее время иностранный капитал присутствует в структуре собственности каждого десятого банка, действующего на территории Российской Федерации. На долю Москвы приходится свыше 90% всего объема иностранного участия в уставных капиталах банков.

   Фундаментальным базовым источником банковского  законодательства является Конституция  РФ, предъявляющая к правовым нормам в данной области требования четкости, сбалансированности, исполняемости. Конституционные нормы получают свое развитие, детализацию в положениях соответствующих федеральных законов. Применительно к сфере банковского законодательства центральное место занимают Федеральный закон N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

   Одним из недостатков сложившегося банковского  законодательства является неопределенность в правовом регулировании деятельности кредитных организаций в отношении  создания на территории России филиалов иностранных банков. Суть проблемы заключается в том, что при наличии необходимого комплекса норм для создания и деятельности подобных филиалов, их появлению противостоит мнение должностных лиц государства о недопустимости  открытия.

Информация о работе Транснациональные банки: характеристика и особенности деятельности в РФ