Управление банковскими рисками на примере АО «Народный Банк Казахстана»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - проанализировать причины возникновения и сущность банковских рисков, а также рассмотреть методы управления банковских рисков.
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
выявить причины возникновения банковских рисков, определить их сущность;
охарактеризовать основные банковские риски;
определить методы управления банковскими рисками;
наметить пути развития банковской деятельности по управлению и минимизации рисков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание банковских рисков…………………….5
1.1 Причины возникновения и сущность банковских рисков…………….…5
1.2 Финансовые риски в банковской деятельности, их виды и
классификация………………………………………………………………….6
Глава 2. Управление банковскими рисками…………………………………...14
2.1 Роль управления банковскими рисками в современных условиях…….14
2.2 Методы минимизации банковских рисков………………………………15
Глава 3. Управление банковскими рисками на примере АО «Народный Банк Казахстана»………………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………….....24
Список используемой литературы……………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Банковские риски и управление ими (курс).doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, управление рисками в коммерческих банках является одним из важнейших инструментов повышения их конкурентоспособности в условиях ожесточающейся конкуренции.

   Качественное  управление риском повышает шансы коммерческого  банка добиться успехов в долгосрочной перспективе. Деятельность по управлению рисками называется политикой риска. Под политикой риска принимается совокупность различных мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения. Знать о возможном наступлении риска необходимо, но недостаточно. Важно установить как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска,  и каковы его последствия.

   Выявление риска может осуществляться различными способами:

  • анализ объективных факторов (вероятностный анализ исследования операций),
  • анализ субъективных факторов (интуитивное предсказание тенденции поведения рынка).

     В настоящее время казахстанские участники финансового рынка в управлении рисками опираются на интуицию, чей-то авторитет и на предыдущий опыт. Лишь незначительный процент руководителей способен учитывать риск, с применением математических методов.

   Процесс управления риском достаточно динамичен и его эффективность во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка, экономической ситуации в целом, финансового состояния коммерческого банка. Особое значение в решении рисковых задач играет интуиция, которая представляет собой способность находить правильное решение проблемы и инсайт, т.е. осознания решения некоторой проблемы.

   В процессе управления риском следует  учитывать следующие правила:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал,
  • всегда нужно помнить о возможных последствиях риска,
  • нельзя рисковать многим ради малого,
  • положительное решение, связанное с риском, принимается лишь при отсутствии сомнений,
  • всегда существует несколько решений рисковых задач.

   Комплексный подход к управлению риском позволяет более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы. 

       2.2 Методы минимизации банковских рисков

      Управление банковскими рисками является весьма скрупулезным процессом, требующим тщательной подготовки, высокой квалификации и ответственного подхода к оценке реальных последствий наступления рисковой ситуации.

   Статический метод: одним из традиционных методов оценки и управления риском считается статистический метод. Основными инструментами статистического анализа являются – дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации. Суть этого метода состоит в анализе статистических данных за возможно больший период времени, что позволяет сравнить частоту возникновения потерь банка с вероятностью их возникновения. Данный способ можно применять к оценке самых разных видов рисков банка, как внешних, так и внутренних. При этом частота возникновения допустимого уровня потерь для данного банка зависит от числа случаев наступления конкретного уровня потерь и общего числа случаев в статистической выборке.

   При работе банка в безрисковой зоне потери не ожидаются, что позволяет  получить хорошую прибыль. При попадании  в зону допустимого риска прибыль  банка превышают понесенные потери. В зоне недопустимого риска банк не получает прибыли от своей деятельности. Она направляется на покрытие возникших потерь. В зоне критического риска банк близок к банкротству. Полученной прибыли не хватает для покрытия потерь.

   Статистический  метод заключается в том, чтобы  изучить статистику потерь и прибылей, имевших место при принятии аналогичных рений, установить величину и частоту получения той или иной экономической отдачи, а затем провести вероятностный анализ и составить прогноз будущего поведения на рынке.

   Хеджирование: хеджирование – это метод, основанный на страховании ценовых потерь на физическом рынке по отношению к фьючерсному или опционному рынку. При этом для рынка биржевых опционов физическим может быть как реальный рынок (валютный, фондовый), так  и фьючерсный. Механизм хеджирования состоит в том, что участник рынка занимает в каждый момент времени прямо противоположные позиции на фьючерсном и физическом рынке, на опционном и реальном рынке, на опционном и фьючерсном рынке. Как правило, направление движения цен на один и тот же актив на этих парах рынков совпадает. Иначе говоря, если торговец является покупателем на одном рынке, то он должен занимать позицию продавца на другом рынке, и наоборот. Поскольку, по условиям, цена и там и там движется в данном направлении, хотя и не обязательно с одинаковой скоростью, поскольку движение этих средств для хеджера будет взаимопогашающимся полностью или частично, так как на одном рынке он – покупатель, а на другом – продавец. Хеджирование на фьючерсном и физическом рынке. Одним из наиболее успешных и наиболее противоречивых нововведений на мировых финансовых рынках в последние 10лет стало начало торговли финансовыми фьючерсными контрактами, в основе которых лежат финансовые инструменты с фиксированной процентной ставкой  и валютные курсы.

      Финансовый  фьючерс – это соглашение о  покупке или продаже того или  иного финансового инструмента по заранее согласованной цене в определенное время в будущем. У рынка финансовых фьючерсов есть ряд характеристик, отличающих его от других сегментов финансового рынка:

  • финансовые фьючерсы торгуются только централизовано на биржах с соблюдением определенных правил, посредствам открытого предложения цен голосом,
  • контракты сильно стандартизированы, торговля осуществляется на строго определенные инструменты с поставкой в строго определенное время,
  • поставка финансовых инструментов осуществляется через расчетную палату, которая гарантирует выполнение обязательств по контракту всеми сторонами,
  • реальной поставки финансовых инструментов по финансовым фьючерсам, как правило, не происходит,
  • если ликвидность того или иного фьючерса мала, то фьючерс перестает существовать,
  • расходы на осуществление торговли фьючерсами относительно невелики.

      Рынок фьючерсных контрактов служит для двух основных целей: во-первых, он позволяет участникам рынка страховать себя от неблагоприятных изменений цен на рынке с немедленной поставкой  в будущем (операции хеджеров), во-вторых, он позволяет спекулянтам открывать позиции на большие сумы под незначительное обеспечение. Чем сильнее колеблются цены на финансовый инструмент, лежащий в основе фьючерсного контракта, тем больше объем спроса на эти фьючерсы со стороны хеджеров. Таким образом, можно сказать, что развитие рынков фьючерсных контрактов было обусловлено сильными колебаниями цен на те или иные финансовые инструменты на рынке.

      Можно выделить два основных вида пользователей  рынка финансовых фьючерсов, иначе  говоря, его участников: хеджеры  и спекулянты.

      Цель  хеджеров – снижение неблагоприятного изменения уровня процентных ставок или валютных курсов посредством открытия позиции в сторону, противоположную имеющейся позиции на ранке операций с немедленной поставкой. Процесс хеджирования и стратегии  по управлению рисками с помощью данного метода будут подробнее изложены ниже.

      Цель  спекулирования – получение прибыли  путем открытия позиций в том  или ином фьючерсном контракте в  ожидании благоприятного для спекулянта изменения цен этого контракта  в будущем. Как правило, спекулянты не имеют своей целью  приобретение или продажу лежащего в основе фьючерсного контракта финансового инструмента, их интересует лишь изменение цен на фьючерсы и ликвидация открытой позиции до того как истечет срок действия фьючерсного контракта.

      Как правило, спекуляции на фьючерсном рынке  делят на три типа:

  • арбитраж: получение прибыли при практически нулевом риске за счет временного нарушения равновесия цен между рынком операций с немедленной поставкой и рынком фьючерсов,
  • торговля спрэдами: получение прибыли за счет изменения разницы цен между различными фьючерсными контрактами,
  • открытие позиций: покупка или продажа фьючерсных контрактов с целью получения прибыли от абсолютного изменения уровня процентных ставок или валютных курсов.

      И хеджеры, и спекулянты абсолютно  необходимы для эффективного функционирования рынка фьючерсных контрактов. Спекулянты своими операциями обеспечивают ликвидность рынка, позволяя хеджерам осуществлять страхование своих операций без каких-либо сложностей.

      Итак, хеджирование от снижения цены осуществляется продажей фьючерсного контракта с последующей его покупкой по более низкой цене. Хеджирование от повышения цены производится покупкой фьючерсного контракта с последующей его продажей по более высокой цене. Хеджирование на опционном и физическом рынках. Хеджирование с помощью опционов основывается на том факты, что покупатель опциона (все равно кола или пута) рискует только уплаченной премией. Его максимальный риск – величина премии. Хеджер может быть и продавцом опциона. В этом случае его максимальный доход от опциона – всегда опционная премия, которая и несет на себе всю тяжесть хеджирования для продавца опциона. В этом смысле покупатель опциона потенциально имеет большие количественные возможности для хеджирования. Так как его прибыль от реализации опциона может быть неограничена, а значит, и пределы для хеджирования шире. Однако нельзя купить опцион, если его кто-то не продает, а потому, в конечном счете имеется какой-то баланс интересов хеджеров и спекулянтов. Опционное хеджирование в определенном смысле является конкурентом хеджирования с помощью фьючерсных контрактов:

  • число опционных стратегий торговли намного больше, чем у фьючерсных контрактов. Фьючерсный контракт можно либо купить, либо продать. Опционных же контрактов существует два типа: колл и пут, и при этом каждый из них можно либо купить, либо продать.
  • покупка опциона дает возможность заранее ограничить свой  возможный риск, так как размер прибыли опциона всегда известен. Другие способы ограничения риска состоят из более сложных комбинаций опционов с различными характеристиками.

     Таким образом, хеджирование является одним  из наиболее эффективных методов  снижения банковских рисков в современных  условиях развития рыночных отношений.

       Аналитический метод: различают два подхода аналитического анализа финансового рынка:

  • фундаментальный (основан на представлении, что движение курса финансовых инструментов является отражением состояния экономики в целом),
  • технический (в значительной степени опирается на использование психологических индикаторов (sentiment indicators)  и на анализ движения денежных средств (flow of funds analysis)).

      Фундаментальный анализ основывается на оценке эмитента: его доходов, положения на рынке, активов и пассивов, норме прибыли на собственный капитал и других показателях, характеризующих эффективность деятельности эмитента. К инструментарию фундаментального анализа относится метод коэффициентов, который имеет дело только с количественными данными. Поэтому использование только коэффициентов может привести к получению недостоверной информации. Наиболее часто применяются следующие коэффициенты: коэффициент р/е – natio (отношение курсовой стоимости акции к величине чистой прибыли в расчете на одну обыкновенную акцию), коэффициент d/р – ratio (отношение дивиденда по обыкновенной акции к ее курсовой стоимости), бета-коэффициент (определяет влияние общей ситуации на рынке в целом на судьбу конкретной ценной бумаги, его принять считать мерой риска инвестиций в данные ценные бумаги), R-квадрат (R-squared) (характеризует долю риска вклада в данную ценную бумагу, вносимую неопределенностью риска в целом).

      Технический анализ  – это исследование динамики рынка, чаще всего с помощью графиков, с целью прогнозирования будущего направления движения цен. Технический анализ и исследование динамики рынка теснейшим образом связаны с изучением человеческой психологии. Одной из сильных сторон технического анализа является то, что его можно использовать практически для любого средства торговли и в любом временном интервале. Психологические индикаторы отражают поведение различных групп участников рынка: трейдеров-одиночек, взаимных фондов, профессионалов, работающих непосредственно в торговом зале биржи. Огромное значение  придается тем психологическим индикаторам, которые показывают общее настроение рынка. Технический анализ финансового рынка представляет собой комбинацию многих различных подходов. Каждый из технических методов добавляет свой оттенок в картину рынка, предстающую перед аналитиком. Главное, таким образом, уметь выбрать те инструменты технического анализа, которые более всего подходят для данного этапа в развитии рынка.

Информация о работе Управление банковскими рисками на примере АО «Народный Банк Казахстана»