Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:24, доклад
Предлагаемая диссертация посвящена позднеромантической мелодике. Стиль позднего романтизма сложился в результате длительного развития европейской музыки XIX века, но своими корнями он уходит еще дальше - в эпоху барокко, с которой «через голову» классицизма обнаруживает определенные типологические связи. Это не означает, что поздний романтизм воскрешал эстетику барокко. Речь идет о некоторых: особенностях природы мелодического мышления, которые время от времени возрождаются, приобретая значение важнейшего стилевого индекса.
Феномен мелодики в музыке позднего романтизма
Выдержки из автореферата диссертации
Предлагаемая диссертация посвящена позднеромантической мелодике. Стиль позднего романтизма сложился в результате длительного развития европейской музыки XIX века, но своими корнями он уходит еще дальше - в эпоху барокко, с которой «через голову» классицизма обнаруживает определенные типологические связи. Это не означает, что поздний романтизм воскрешал эстетику барокко. Речь идет о некоторых: особенностях природы мелодического мышления, которые время от времени возрождаются, приобретая значение важнейшего стилевого индекса.
Известно, что мелодика явилась первичным, исконным способом бытия музыки как высказывания. Но за многовековую историю музыки она менялась, обретая всякий раз новые черты, отвечающие пониманию музыки в каждую из музыкальных эпох. Иными словами, мелодика была всегда, но всегда была разной. Менялись способы ее бытия. В фольклоре, в монодические эпохи мелодия брала на себя всю ответственность за музыкальное высказывание, одноголосная музыка оказывалась самодостаточной; в полифонические эпохи мелодика обрела форму множественного и многоликого существования в разветвленной многоголосной ткани; гомофония выделила одну мелодическую линию как носительницу основного смысла, сосредоточив в ней сущность музыкального высказывания и убрав все остальные голоса в гомогенный слой аккомпанемента. Именно тогда, когда родилось гомофонно-гармоническое мышление как способ существования музыки, мелодия вырвалась на свободу, интегрировав в себе как горизонтальные, так и вертикальные силы взаимодействия.
Вместе с гомофонно-
только исходным импульсом произведения, но и его репрезентантом1 Этот двойном ракурс мелодической темы обусловил не только семантическое (и, разумеется, конструктивное) единство произведения, но и индивидуализацию темы Естественно, семантическое поле произведения всегда оказывалось шире и многограннее семантики темы, но индивидуальное содержание первого неизбежно зависело от индивидуального облика темы.
Дихотомия тема — форма стала базисом развития европейского музыкального искусства, просуществовавшим почти пять веков За это время и сама дихотомия, и ее составляющие претерпели значительные изменения. Рамки автореферата не позволяют сколько-нибудь бегло останавливаться па этапах лой содержательной эволюции Ни цели диссертации требуют подчеркнуть, что ее вершиной оказался именно позднеромантический стиль. Никогда еще мелодика (в ее тематической функции) не достигала такого безграничного развития, поистине затопляя все стадии развития, а не только экспозиционные разделы формы Да и само понятие экспозиции изменило свое содержание, порою стал исчезать водораздел между экспозиционными и разработочными разделами. Мелодия обрела своего рода экстерриториальность, могла появляться в любом месте формы (Малер), а форма могла превращаться в иолитематическую, подтверждая условность границ своих, нормативных разделов
Но изменилась не только функция мелодии-темы Изменилась и сама мелодия Никогда до периода позднего романтизма она не разрасталась до таких громадных временных масштабов (Брамс, Чайковский, Вагнер, Рахманинов), которые требовали внесения конструктивной логики в ее организацию; вследствие этого экспозиционные разделы крупной композиции сами складывались как простые или сложные формы, обретая смысловую и конструктивную законченность Дихотомия тема - форма получала новую интерпретацию, форма в форме Появление вагнеровской бесконечной мелодии
1 См Ручьевская, Е А Фуккинн музыкальной темы / Е Ручьсвская - Л Муэыьа, 1977 -160 с
явилась одним, но, несомненно, логичным выражением рассматриваемой тенденции.
Поздний романтизм отмечен многими новаторскими тенденциями, определившими его выдающееся место в истории европейской музыки. Хорошо известны достижения поздних романтиков в области гармонии, чему посвящена выдающаяся работа Э.Курта «Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера». Поздний романтизм выдвинул новые идеи в области интерпретации практически всего круга музыкальных форм и музыкальных жанров. Напомним о новом понимании симфонии (Лист, Брамс, Чайковский, Малер, Брукнер), фортепианного концерта (Брамс, Чайковский, Рахманинов) создании жанра симфонической поэмы (Лист, Скрябин) вагнеровской реформе оперы, позднеромантическом оркестре (Лист, Брамс, Вагнер, Р. Штраус) — этот мощный взрыв творческой энергии создал новый стиль музыки.
Далеко не последнюю роль в этом процессе сыграла мелодика. Именно в эпоху позднего романтизма мелодика широко раздвинула свои синтаксические и формальные границы, создав новый тип тематизма и новые отношения между ним и музыкальной формой. Более того, мелодика преобразила фактуру, пронизав ее мелодическими токами а породив новое понимание гомофонного многоголосия. Правомерно говорить о своеобразии позднеромантической полифонии — ее исток в том, что можно назвать панмелодизмом позднего романтизма. Таким образом, всюду мы наталкиваемся на выдающуюся, тотальную роль мелодики. Не будет преувеличением сказать, что поздний романтизм складывался как стиль, основанный на господстве мелодического мышления. В этом его феноменологическая сущность.
Мы набрасываем бегло те свойства позднеромантической мелодики, которые в дальнейшем станут предметом более детального рассмотрения — для того, чтобы представить предмет исследования, показать его значение, его объемность. Понятно, что, выделяя мелодическую составляющую позднеромантического стиля, мы тем самым подчеркиваем, что темой диссертации является не весь позднеромантический стиль, а только одна, но,
бесспорно, ведущая его черта, тесно взаимодействующая с другими. Однако именно в силу своего статуса в рамках этого стиля, мелодика выдвигает множество непростых исследовательских, задач
В период позднего романтизма мелодическое мышление достигло едва ли не пределов своих возможностей Наиболее заметно это проявилось проявились в грех ее особенностях позднеромантического стиля:
• во-первых, происходит небывалое пространственное увеличение мелодии, которая может охватывать собой все произведение;
• во-вторых, композиция в музыке позднего романтизма нередко образуется на основе участия и взаимодействия целостных мелодических высказываний, что, на наш взгляд, делает правомерным понятие мелодической архитектоники,
• в-третьих, мелосом пронизана
вся музыкальная ткань
Несмогря на свою ведущую роль мелодики в европейском музыкальном искусстве последних нескольких столетий2, ее изучение не сложилось в самостоятельную научную традицию, подобную, например, теории гармонии пли музыкальной формы Можно говорить лишь об отдельных работах как индивидуальных исследовательских проектах
Весьма глубоким является воздействие на наше исследование идей Э. Курта1, тем более, что музыкальный материал, и явление оказываются чрезвычайно близкими предмету нашего исследования Трудно найти мелодический стиль, где «психические энергии» были бы выражены столь мощно, где «фазы движения» (возбуждение, напряжение и разрешение) были бы реализованы так отчетливо и так взаимосвязаны с синтаксисом и композицией
1 Пике мы специально остановимся на отношении к мелодии музыкальной культуры второй половины оевягнаднатого века
Курт, Э Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера I Э Курт , пер с нем Г Балтер , преписл и коммент М Этпнгсра -М Музыка, 1975 -эо! с
И сам предмет исследования - мелос позднего романтизма - также связан с идеями Курта.
Особо следует выделить и исследование об истории мелодии Б. Сабольчи4. Широкий историко-стилевой подход позволил исследователю ввести мелодику позднего романтизма в контекст мировой музыкальной культуры, сопоставить явления барокко и романтизма, различных национальных культур, bell canto и веризм и т.д. Безусловно значимыми являются и труды Э. Коха, JI. Абрахама, в которых изложены существеннейшие положения истории и теории мелодики.
Целый ряд исследований посвящены конкретному мелодическому стилю — Шопена или Шостаковича, Рахманинова или Прокофьева, Римского-Корсакова или Моцарта. Ценность таких монографических исследований Г.Аберта, Г.Адлера, М.Арановского, С.Григорьева, В.Зака, В.Зигмунда-Шульца, Л.Мазеля, В.Цуккермана и других весьма значительна: в каждом из них предлагается свой подход, зачастую своя методика анализа, накоплено множество наблюдений и фактов.
В XX столетии наука о мелодике претерпевает значительные изменения. Стремление к системному анализу привело к появлению целого ряда исследований об отдельных сторонах мелоса и отдельных периодах его истории. Не все вопросы феномена мелодии можно раскрыть с помощью традиционных методов исследования. В силу этого в музыковедческих работах. Значительно усиливается интеграция с другими отраслями науки — например, лингвистикой (М. Арановский, Ю. Кон, JI. Шаймухаметова), литературоведением (В. Валькова, JI. Дьячкова, Д. Терентьев, В. Холопова), психологией (В. Медушевский), эстетикой (Б. Асафьев, И. Барсова, В. Валькова, М. Ермолов), информатикой (М. Борода, Ю. Pare), и т. п. Исследуются теоретические (М. Арановский, Э. Курт, JI. Мазель, М. Папуш, Э. Тох, В. Холопова, Д. Христов, A. Edwards, Б. Яворский), исторические (L. Abraham и С. Dahlhaus, К. Sachs, R. Lach, В. Szabolcsi), эстетические (Б. Асафьев, В. Валькова,
* Szabolcsi, Bi A history of melody / Вепсе Szabolcsi ; [translated by Cythia Jolly and Sara Karig]. - New York : St. Martins press, 1965.-312, [9] p.
В Цуккерман), взаимодействие мелоса с другими сторонами музыкального языка (Н Бать, М Ермолов, В Задерацкий, Э Курт, Р. Лаул, О Руднева, М Скребкова-Фнлатова, Н Степанская), выявляется этимология основных категории мелодики (М Арановский, Ю Холопов)
Позднеромантическнй этап мелодики, с одной стороны, притягивал к себе значительное внимание ученых появлялись исследования о мелодике Р Вагнера (Э Курт), А Брукнера, Г Малера (Р Barford), П Чайковского (Б Асафьев, Л Красинская, В Цуккерман), С Рахманинова (Б Асафьев, Л Мазель, Е. Скурко) Особенно обширной является иностранная литература, посвященная творчеству композиторов позднего романтизма Исследуются биографии композиторов (М Auer, A Ehrmann, Е Gartenberg, Р Mies, D. Mitchell, R Specht и др), их эпистолярное наследие (К Geiringer, D Mitchell, Е Reilly и др), изучаются проблемы творческого диалога и личных взаимоотношений авторов-современников (С Floros, W Körte, Е Reilly) Глубокие анализы отдельных сочинений содержатся в работах таких ученых как Р Bekker, Н Danuser, G Engel, (f Hirsch, E Ratz, R Rinnger. Ряд статей посвящен рассмотрению отдельных средств музыкальной выразительности — гармонии (L Abraham, Н Grabner, К Unger), тематизму (Ph Barford, J Felhnger), ритму (H Hirsch) и т д
Нисколько не преуменьшая
значение каждой из перечисленных работ,
отметим, что феномен
1) в позднеромантической мелодике оказались сфокусированы многие музыкально-языковые и музыкально-эстетические свойства этого стиля, в силу чего она способна репрезентировать стиль в целом;
2) недостаточно разработаны
н методы анализа,
Цель настоящей работы
- исследовать
Если объектом изучения в предлагаемой работе является мелодика, то ее предметом стали ее стилевые свойства. В исследовании происходит движение от определения генезиса позднеромантического мелоса через выявление его специфических стилевых особенностей к осознанию позднеромантического этапа мелодики как вершинного кульминационного периода всей новоевропейской мелодики.
Мелодика анализируется с самых широких позиций - предметом рассмотрения становятся не только средства музыкальной выразительности, но и психологический контекст высказывания, а также проявление в музыкальном тексте эстетических закономерностей.
Цель обусловила комплекс задач, куда входят:
1. определить основные
методологические установки
2. рассмотреть основные эстетические установки эпохи;
3. проанализировать отдельные компоненты мелоса: звуковысотную организацию, ритм, особенности гармонической организации, структуры мелодической линии;
4. исследовать основные
принципы развития мелодики
5. рассмотреть взаимодействие
мелодии и гармонии, роль мелодических
факторов для образования
Указанные задачи обусловили
и методы исследования. Методологической
основой исследования послужил единство
диахронического и
3 Задача охватить все
существующие концепции и
рассматривается, исходя из его закономерностей Изучение феномена позднеромантической мелодики подразумевает акцентирование ее имманентных свойств, выявление соотношений с родственными мелодическими стилями и отличий от них При этом в работе подчеркиваются интонационные открытия эпохи, многочисленные процессы «переинтонирования» (Б Асафьев) моделей прошлого
Второй, синхронистический,
подход позволяет осуществить
Информация о работе Феномен мелодики в музыке позднего романтизма