Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:15, доклад
Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 – 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведет родословную от испанского romance (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), через англ. romantic (романтический), передаваемое по - французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 веке «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 века слово романтизм становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.
Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 – 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведет родословную от испанского romance (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), через англ. romantic (романтический), передаваемое по - французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 веке «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 века слово романтизм становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.
В советском литературоведение термин романтизм нередко придают и другой, расширенный смысл. Им обозначают противостоящий реализму (в широком смысле) тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не воспроизведение действительности, ее активное пересознание, воплощение идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к демонстративной условности формы, фантастики, гротеску, символике.
Романтизм – в традиционном, конкретно – историческом значение этого слова явился как бы высшей точкой антипросветительского движения, прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально – идеологическая предпосылка – разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принесшим новые контрасты и антогонизмы, а также «дробление», навелировку и духовное опустошение личности.
Наследуя традиции искусства средневековья, испанского барокко и английского ренессанса романтики раскрыли необычайную сложность, глубину и античность внутреннего, субъективного человека, внутреннюю бесконечность индивидуальной личности. Человек для них- малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к новой ее стороне, тяга к индивидуальному, бессознательному – сущностные черты романтического искусства. Принцип личности служит как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидуальности в буржуазном обществе, но одновременно безжалостной десницы истории государств.
В музыке
В музыке романтизм как направление складывается в 1820-е гг.; завершающий период его развития, получивший название неоромантизм, охватывает последние десятилетия 19 века. Ранее всего музыкальный романтизм появился в Австрии (Ф. Шуберт), в Германии (К.М. Вебер, Р. Шуман, Р. Вагнер) и Италии (Н. Паганини, В. Беллини, ранний Дж. Верди и др.), несколько позднее – во Франции (Г. Берлиоз, Д.Ф. Обер), Польше (Ф. Шопен), Венгрии (Ф. Лист). В каждой стране он обретал национальную форму; порой и в одной стране складывались различные романтические течения (лейпцигская школа и веймарская школа в Германии). Если эстетика классицизма ориентировалась на пластические искусства с присущими им устойчивостью и завершенностью художественного образа, то для романтиков выражением сути искусства стала музыка как воплощение бесконечной динамики внутренних переживаний.
Музыкальный
воспринял такие важнейшие
Романтическая музыка существенно отличается от предшествующей музыки венской классической школы; она менее обобщена по содержанию, отражает действительность не в объективно – созерцательном плане, а через индивидуальные, личные переживания человека (художника) во всем богатстве их оттенков; ей свойственно тяготение к сфере характерного и в месте с тем портретно – индивидуального, при этом характерно фиксируются в двух основных разновидностях – психологической и жанрово – бытовой. Гораздо шире представлены ирония, юмор, даже гротеск; одновременно усиливается национально – патриотической и героико-освободительной тематики (Шопен, а также Лист, Берлиоз и др.) Большое значение приобретают музыкальная изобразительность, звукопись.
Существенно
обновляются выразительные
Центром внимания многих композиторов стал наиболее синтетический жанр – опера, основана у романтиков главным образом на сказочно – фантастических, «волшебных» царско-приключенческих и экзотических сюжетах. Первой романтической оперой была «Ундида» Гофмана.
В инструментальной музыке остаются определяющими жанры симфонии, мерного инструментального ансамбля сонаты для фортепьяно и для других инструментов, однако они были преобразованы изнутри. В инструментальных сочинениях разных форм ярче сказываются тенденции к музыкальной живописи. Возникают новые жанровые разновидности, например симфоническая поэма, сочетающая черта сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла; ее появление связано с тем, что музыкальная программность выступает в романтизме как одна из форм синтеза искусств, обогащения в инструментальной музыки через единение с литературой. Новым жанром явилась также инструментальная баллада. Склонность романтиков к восприятию жизни как пестрой череды отдельных состояний, картин, сцен обусловила развитие различного рода миниатюр и их циклов (В. Томашек, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, молодой Брамс).
В музыкально
– исполнительском искусстве
романтизм проявился в
В театральном искусстве
В театральном
искусстве романтизм
С традициями высокого, героического романтизма связана в России искусство М.Н. Ермоловой, А.И. Южина, П. Адамяна, А.А. Остужева и др.
В изобразительном искусстве
В изобразительном искусстве
Будучи родом из бедной семьи, он пользовался покровительством короля и стал придворным живописцем. Гойя никому не угождал и мог себе позволить открыто разоблачать в своих произведениях ограниченность, глупость и уродство членов королевской семьи и самого короля Карла IV.
Мрачные сцены времен французской
оккупации Испании и народной
освободительной войны против французов
запечатлены в графической
Во Франции – приподнято- взволнованным портретом, созданным Ж.Л. Давидом в период Великой французской революции.
Наиболее последовательно
На ней изображены люди с потерпевшего крушение фрегата «Медуза», когда они пытаются привлечь внимание проплывающего вдали корабля. Беспокойное, полное бурного движения построение напряженный строй чувств характеризуют эту картину. Подобные были присущи барочной живописи 17 века; романтики возродили их в своем искусстве.
Признанным главой школы с 1820-х
гг. стал Э. Делакруа (1798-1863), создавший
ряд картин, проникнутых революционным
пафосом, особенно полно и ярко воплотивший
тяготение романтизма к большим
темам эмоциональной
Картины Делакруа беспокойны, они выражают сильные страсти. Развивающиеся флаги, летящие конские гривы, стремительно несущие по небу тучи или клубы дыма, раздувающиеся на ветру одежды создают впечатление бурного движения. Свой подлинный стиль Делакруа нашел благодаря путешествию в Северную Африку. Увиденный там красочный жизненный уклад, яркое солнце, сильные контрасты света и тени, непривычные лица и одежды- все это было запечатлено в его картинах. Он писал арабских всадников на горячих скакунах, охоту на львов, женщин в гаремах. Во всех своих работах он свободно обращался с краской, часто использовал чистые цвета, особенно любил рядом с пылающе – красным ярко - зеленый. Трактовка цвета в живописи Делакруа стала примером для многих художников конца 19 века.
Отвергая в настоящем все обыденное и косное, обращаясь только к кульминационным, драматически острым моментам современной истории, французские романтики находили темы и сюжеты в историческом прошлом, легендах и фольклоре, в экзотической жизни востока, в произведениях Данте, Шекспира, Байрона, Гете – создателей монументальных образов и сильных характеров.
Романтизм
в центре мироздания ставит человека.
Человек в представлении
В противовес классицизму, романтики придавали композиции повышенную динамику, объединяя формы бурным движением и прибегая к резким объемно – пространственным эффектам, использовали яркий насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, теплых и холодных тонов, сверкающую и легкую, нередко обобщенную манеру письма. Французские романтики сделали более массовым искусство графики, создав новые гибкие формы в литографии и книжной ксилографии (Н.Т. Шарле, А.Т. Девириа, Ж. Жигу и др.). С романтической школой связано и демократическое в своей идейной основе творчества крупнейшего графика – карикатуриста О. Домье, на живопись которого романтизм повлиял особенно сильно. Разрыв между высокими идеалами и будничной жизнью, идеализация далеких от повседневности явлений, подчеркнутый индивидуализм мировосприятия, склонность к театрализации мотивов, свойственные романтизму в целом, нередко переходили в трагический пессимизм, аналогию средневековья крайне субъективную окраску образов и их мелодраматическую патетику.
Еще более сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии. Немецкая романтическая школа философии создала максимально приближенные к искусству, эстетически совершенные тексты. Романтические философы, положив в основание философии интуитивный символ, а не научное понятие, породнили философию и искусство.
Для художников дюсельдорфской школы (А. Ретель, В. Шадов, К.Ф. Зон, Т. Хильдебрандт и др.), в известной мере близкой романтизму были характерны, помимо воспевания средневековой идиллии в духе современной романтической поэзии, поверхностная сентиментальность и сюжетная занимательность.
Предшественником романтизма был немецкий пейзажист Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Он создавал широкие пейзажные панорамы, где в прозрачном воздухе вырисовывались четко написанные дали. В этих картинах тянутся в небо пихты, с колючей хвоей и узловатые ветви дубов, печально высятся готические развалины, в таинственной тишине из морского тумана выплывают парусники, уединенные пары в благоговейном восхищение созерцает мир, залитый лунным сияниям вечерней зари.