Искусство итальянского возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:53, контрольная работа

Описание

Принудительный крепостной труд вытеснялся трудом, свободно продаваемым и покупаемым. Связанные с ростом новых общественных отношений, конкуренция и разделение труда на первых этапах новой эпохи открывали новые пути изобретательности и инициативе. Огромными были изменения в идеологической области, в сознании людей, в их миропонимании. Целый ряд научных и географических открытий, технических изобретений как бы заново открывал землю перед народами разных стран, свидетельствуя о безграничных возможностях человечества. Италия стала в это время центром новой эпохи, в ней раньше всего зародились новые формы производства и обмена и порождаемой ими идеологии.

Содержание

1.Эпоха Возрождения. Основные этапы развития.


2. Особенности и искусства итальянского Возрождения

2.1 Основные этапы развития итальянского Возрождения.


3.Яркие деятели в эпоху развития итальянского Возрождения.

3.1 «Проторенессанс»

3.2 «Высокое Возрождение»


Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Искусство итальянского возрождения.docx

— 68.62 Кб (Скачать документ)
 

Введение 

1.Эпоха Возрождения.  Основные этапы развития. 

2. Особенности  и искусства итальянского Возрождения

    2.1 Основные  этапы развития итальянского  Возрождения. 

3.Яркие деятели  в эпоху развития итальянского  Возрождения.

    3.1 «Проторенессанс»

    3.2 «Высокое  Возрождение» 

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

В истории мировой  культуры XV и XVI века являются эпохой совершенно исключительного значения. За эти  двести лет в сознании народов  передовых европейских стран  произошел, по словам Энгельса, «величайший  прогрессивный переворот», который  определил конец средневековья  и стал началом нового времени. Была сломлена веками длившаяся диктатура  церкви, огромных успехов достигли позитивные науки, в частности естествознание, утвердились жизнерадостное свободомыслие  и смелый полет философских исканий. Достигшее высочайшего развития искусство повернулось от «потустороннего» к «земному». Главным содержанием  искусства стал человек во всем величии  физических и духовных сил, многообразии переживаний. Человеческая личность, до этого скованная не только религиозными догмами, но и всей иерархической  системой застывших феодальных общественных отношений, завоевала невиданную свободу  для проявления индивидуальных способностей во всех областях деятельности.

Социально-экономические  основы этого переворота рождали  новые общественные отношения. Расширение торговли, новые формы промышленного  производства и накопления утверждали буржуазные отношения; они начали развиваться  уже в средневековых городах  и все решительнее подрывали  основы феодального строя. Принудительный крепостной труд вытеснялся трудом, свободно продаваемым и покупаемым. Связанные  с ростом новых общественных отношений, конкуренция и разделение труда  на первых этапах новой эпохи открывали  новые пути изобретательности и  инициативе. Огромными были изменения  в идеологической области, в сознании людей, в их миропонимании. Целый  ряд научных и географических открытий, технических изобретений  как бы заново открывал землю перед  народами разных стран, свидетельствуя о безграничных возможностях человечества. Италия стала в это время центром  новой эпохи, в ней раньше всего  зародились новые формы производства и обмена и порождаемой ими  идеологии.

 

1.Эпоха  Возрождения. Основные этапы развития

Термин «Возрождение» (по-итальянски — «Ринашименто», по- французски — «Ренессанс») условен  и, строго говоря, не исчерпывает существа явления. В нем подчеркивается лишь значение для нового времени забытых  в средние века достижений античной культуры. Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.  

В развитии культуры Возрождения различают следующие  этапы: Раннее Возрождение, представителями  которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.; Высокое  Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа  Рабле, и Позднее Возрождение, когда  обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).  

Главная особенность  Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и  культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства  Возрождения в том, что оно  носит ярко выраженный демократический  и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные  средства и способы для воспроизведения  богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как  свойства действительного мира.

В период позднего Возрождения многие его нормы  изменились, обнаружились черты кризиса. В Западной Европе это сказалось  в возникновении академизма и  маньеризма в изобразительном искусстве, в наступлении религиозности  и мистицизма на светскую и гуманистическую  культуру. Обозначился разрыв между  искусством и наукой, красотой и  пользой, между духовной и физической жизнью человека.

Гуманизм позднего Возрождения обогатился сознанием  противоречивости жизни, трагическим  мироощущением, что проявилось в  творчестве крупнейших его представителей - Шекспира, Микеланджело.

Эпоха Возрождения  имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В  искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его  культуру. 
 
 

2. Особенности  и искусства итальянского Возрождения

Одной из важнейшие  особенностей итальянского Возрождения  является широкое использование  античного наследия, традиции которого никогда не умирали в районе Средиземноморья. Интерес к классической древности  пробудился здесь очень рано. Он сказался уже в произведениях  художников итальянского Проторенессанса. В XV веке изучение античности становится одной из главных задач гуманистических  штудий. В это время значительно  расширяются сведения о культуре древнего мира Поиски произведений искусства  привели к открытию большого числа  античных рельефов, статуй, а позднее  и фресковых росписей Древнего Рима. Художники неустанно изучали  эти произведения. Это постоянное обращение к античности обогатило  искусство Италии множеством новых  для того времени мотивов, приемов  и форм, внеся в него вместе с  тем оттенок героической идеализации, совершенно отсутствующий в произведениях  художников Северной Европы.

Другой существенной чертой итальянского Возрождения является его рационалистичность. Многие художники  Италии трудились над созданием  научных основ искусства. Так, в  кругу Брунеллески, Донателло и  Мазаччо сложилась теория линейной перспективы, изложенная затем в  трактате Леона Баттисты Аль-берти  «Книга о живописи» в 1436 году. Много  занимались разработкой теории перспективы  и другие художники, например, Паоло  Уччелло и особенно Пьеро делла  Франческа, написавший в 1484—1487 годах  трактат «О живописной перспективе», в котором он попытался применить  математическую теорию к построению человеческой фигуры. Наконец, Леонардо да Винчи дополнил эти штудии, введя  понятие воздушной перспективы. Кроме того, усилиями ряда художников в Италии создана была теория пропорций  человеческого тела, впервые изложенная в трактате Леона Баттисты Альберти «О статуе» (начало 1430-х гг.). В течение  всего XV века работа над созданием  научных основ искусства велась только в Италии, и лишь в XVI столетии теоретические проблемы привлекли  внимание художников северных стран, использовавших в своих работах опыт итальянских  предшественников.

Наконец, говоря об особенностях искусства Италии, нельзя не упомянуть о широком  распространении монументальной фресковой  живописи. В северных странах, где  готическая архитектура давно уже  почти совершенно вытеснила фреску, в XV и XVI столетиях преобладала станковая  живопись. Однако в Италии традиция монументальной живописи никогда не прерывалась. Готический стиль в  архитектуре Италии проявлялся глав- ным образом в декорировке  зданий, поэтому храмы сохраняли  большие поверхности стен, которые  расписывались фресками. Монументальные росписи находили широкое применение и в архитектуре итальянского Ренессанса.

Разнообразие  социально-политического развития отдельных областей и городов  Италии делает разнообразной и пестрой  картину искусства Возрождения  на всем протяжении ее развития и способствует появлению большого количества локальных  художественных школ. Важнейшими центрами новой культуры стали передовые  города средней и северной Италии. Особенно велика была роль Флоренции, где рано сложилась новая художественная школа, представленная в начале развития Джотто, а позднее блестящей плеядой  мастеров от Мазаччо и Донателло  до Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Из других городов  и областей Италии видную роль в  развитии искусства играли в XIV веке — Сиена, в XV веке — Умбрия, Падуя, Феррара, Венеция. В XVI столетии разнообразие локальных школ стушевывается, и  на некоторое время ведущие художественные силы страны концентрируются в Риме, из местных же центров сохраняет  ярко выраженное своеобразие одна лишь Венеция.

2.1 Основные этапы  развития итальянского Возрождения.

Несмотря на различия в развитии искусства отдельных  областей Италии, оно подчиняется  все же общей закономерности, позволяющей  наметить основные этапы развития итальянского Возрождения. В современном искусствознании историю итальянского Возрождения принято делить на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII—первая половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV — первые три десятилетия XVI в.) и Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). Следует также иметь ввиду, что Проторенессанс развивался на фоне византийской и готической традиции, а позднее Возрождение существовало параллельно с искусством маньеризма, сформировавшимся в условиях поразившего Италию в XVI веке глубокого экономического кризиса и феодально-католической реакции. 
 

3. Яркие  деятели в эпоху развития итальянского  Возрождения

В эпоху Возрождения сложение и рост новой культуры сопровождались огромным интересом к памятникам античной литературы и искусства, которыми была богата Италия. На поверхность земли извлекали обломки прекрасных античных статуй. Измерения руин античных построек обнаруживали закономерности гармонических пропорций и соотношений. Итальянским художникам этой эпохи часто казалось, что их заветной целью является возрождение искусства античной Эллады. Но изучение античности, несомненно, было не причиной, а следствием нового понимания жизни, рождавшейся светской культуры. Вновь открытая античная культура лишь способствовала собственным тенденциям итальянского искусства.

Внешне отношение  к церкви людей новой эпохи  в Италии как будто мало изменилось. Итальянцы в подавляющем большинстве  исполняли обряды католической церкви, не выступали против ее догматов, духовенство  и его глава римский папа, несмотря на ряд политических поражений, продолжали обладать огромной властью и из Рима диктовали законы западному христианскому  миру. Даже изобразительное искусство  хотя и стало чаще обращаться к  образам античности, все же преимущественно  изображало эпизоды из евангелия, библии, жизни святых. И все же переворот  был огромным и глубоким, и это  наиболее впечатляющим образом выразилось именно в искусстве. Не потустороннее, а земное стало содержанием нового искусства, религиозный рассказ  получил светское толкование.

Античные памятники  в это время становятся как  бы примером, образцом. В обиход входит понятие о «новой манере», противопоставленной  «манере старой», готической и византийской.

Разумеется, ростки нового пробиваются постепенно и  в разных местах. Одним из произведений итальянского искусства, в котором  еще в рамках средневекового искусства  новые начала выступили очень  ясно, была мраморная кафедра для  проповедей в баптистерии (крещальне) в Пизе (1260), созданная скульптором  Никколо Пизано (1220/25 — 1278/84). В этом произведении религиозная догматическая  сторона играет еще большую роль, но в декоративных рельефах и круглых  фигурах видны уже начала совсем иного порядка. Особенно ярко это  выступает в аллегорической фигуре «Силы», воплощенной в образе молодого обнаженного атлета. Не только в  анатомической трактовке мощного  тела, — в самом восприятии изображенного  воплощено новое мировоззрение. Это уже не «грешная плоть», которой  нужно стыдиться и которую  по христианской догматике надо было умерщвлять, а восторженное утверждение  физической красоты и силы человека. В художественном отношении это  одна из удачнейших частей всего комплекса  кафедры.

Информация о работе Искусство итальянского возрождения