Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа
Целью работы является исследование исторического развития меценатства и благотворительности в России и его влияния на современном этапе.
Задачами данного исследования являются:
Изучить историю традиций благотворительности и меценатства;
Исследовать благотворительную и меценатскую деятельность на примере промышленников и предпринимателей России XIX века, и ставропольчан;
Рассмотреть ход возрождения традиций благотворительности после революции 1917 года;
Указать подходы и их изменения к благотворительной деятельности в современном мире;
На примере Государственного Благотворительного Фонда «Фонда Тольятти» рассмотреть благотворительную деятельность современности;
Введение.
Данная работа посвящена
истории меценатства в России
и тем, кто продолжает традиции милосердия
сегодня. Сострадание и
На наш
взгляд это наследие необходимо обществу
именно сегодня, когда оно нуждается в
гуманном и сострадательном отношении
к себе.
Актуальность проблемы исследования.
Процессы, происходящие в современной
России — расслоение общества, обнищание
значительной массы населения —
заставляют обратить внимание не только
на возрождение экономики и
В бедственном положении оказалась культура,
без которой действительное возрождение
страны просто невозможно. При самых взвешенных
и умеренных подходах нельзя не признать,
что общество испытывает огромный дефицит
духовности, высокой нравственности, интеллигентности
и элементарной воспитанности, понимания
и милосердия.
Знание своей истории и память о лучших сынах Отечества, радевших о процветании страны и заботившихся не только о собственном благе, но и о судьбе страждущих и обездоленных, имеют большое значение, они возвращают к жизни забытые духовные ценности, способствуют культурному возрождению России.
Меценатство, как историческое
и современное явление, входит в
понятие благотворительности. Эти
понятия нельзя разделять, т.к. меценатство
– это составная часть
В современной России с новой силой звучат слова милосердие, человеколюбие, гуманность. Вспоминаются и восстанавливаются понятия и термины, раскрывающие содержание социальной помощи, разнообразие форм и методов социальной практики, использовавшихся государством, организациями и частными лицами в дореволюционный период.
Растущий интерес к истории благотворительности, меценатства, как и к социальной истории Отечества, вообще, дает основание обратиться к ним и осмыслить их сегодня, в условиях формирования и проверки временем при нынешнем системном кризисе новых концепций социальной политики России, когда в обществе утверждается новое социальное мышление и сознание.
Целью работы является исследование исторического развития меценатства и благотворительности в России и его влияния на современном этапе.
Задачами данного исследования являются:
При написании данной работы были рассмотрены много источников. Существенную роль при этом сыграли следующие:
В книге Е. Лопухиной «Самые великие меценаты России» подробно описана история меценатства и ее известные деятели, а так же мотивы и традиции меценатской деятельности. Что же касается благотворительности в целом, ее истории, традиций, мотивов, принципов, то это конкретно изложено в статьях Прохорова В. «Не оскудеет рука дающего» и Демидовой И. В. «Благотворительность в России имеет вековые традиции». Тема современной благотворительности и аспектах ее развития в постреволюционной России рассмотрена в статьях Звягиной Е. «Философия подаяния. Традиции русской благотворительности», а также Шулеповой А. «Бренд милосердия».
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Во введении описывается актуальность выбранной темы, ставятся цель, задачи и указывается степень разработанности проблемы.
В первой главе раскрывается тема истории возникновения и развития меценатства и благотворительности в дореволюционной России.
Во второй главе – тема благотворительности после революции 1917 года и ее развитие в современной России.
В заключении делается вывод по всей курсовой работе.
Методами исследования являлись - анализ, исследование, изучение литературы и архивных документов, периодических изданий.
1. История возникновения и развитие меценатства и благотворительности в России до революции 1917 года.
Понятие «меценат» пришло к нам из Древнего Рима.
Гай Цильний Меценат (Gaius Cilnius Maecenas) - (дата рождения - 70-80 гг. до н.э.), выдающийся римский государственный деятель, покровитель искусств. Меценат происходил из богатой семьи и гордился своим этрусским происхождением (Цильний - его имя по матери, поскольку так было принято именоваться у этрусков). О молодости Мецената ничего неизвестно, но начиная с битвы при Филиппах, он неизменно находился при Октавиане, будущем императоре Августе, верным другом и советником которого оставался до конца жизни. В 40 г. и 38 г. до н.э. Октавиан направлял его с важными поручениями к Антонию, Меценат содействовал заключению между ними тарентского соглашения в 37 г. до н.э. На время своего отсутствия в Риме (в 36 - 33 гг. и 31 - 29 гг. до н.э.) Октавиан оставлял за себя Мецената (во втором случае вместе с Марком Випсанием Агриппой). В 23 г. до н.э. Меценат, желая спасти своего шурина Авла Терренция Варрона Мурену, дал ему понять, что заговор против Августа, в котором тот принимал участие, раскрыт. Возможно, за эту нелояльность он был отстранен с позиции второго человека в государстве (им стал Агриппа, в котором Август видел своего преемника), однако не лишился дружбы Августа. Последние годы жизни Меценат проводил в роскоши и великолепии своего дворца на Эсквилинском холме, посреди разбитых им обширных садов. На этом участке было найдено множество произведений искусства, а так называемый "Зал Мецената" все еще стоит на улице Мерулана. Предполагается, что это здание служило оранжереей или (что вероятнее) пиршественным залом. Умирая, Меценат завещал все свое имущество Августу, а также поручил его заботам Горация, который, впрочем, пережил своего благодетеля всего на два месяца. Меценат прославился также как покровитель литераторов и проницательный критик, и именно в этом качестве его имя стало нарицательным. Вергилий, одним из первых вошедший в кружок Мецената, привлек сюда в 38 г. до н.э. Горация (в 33 г. до н.э. Меценат пожаловал Горацию усадьбу в Сабинских горах). Именно Меценат уговорил поэтов поддержать Октавиана и новое государственное устройство. Эподы, Сатиры, Оды и Послания Горация посвящены Меценату, как и Георгики Вергилия, написанные по его прямому заказу. Позднее в этот кружок вошел также Проперций, автор элегий. Гораций отзывается о Меценате, как о простом и искреннем человеке. Меценат покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию, поддерживал их материально. [6; 31]
С тех самых пор имя Гайя Цильния Мецената становится нарицательным – им стали называть всех, кто помогает искусству и культуре.
В устной и письменной речи
слова «меценат» и «
В России меценатство имеет давнюю традицию. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 г. – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Русские цари, князья и вельможи покровительствовали иконописцам и составителям летописей и хроник, строителям храмов и дворцов, книгопечатникам, поэтам и ученым. [3; 5]
Взлет меценатства наступил с воцарением Екатерины II. Это был век коллекционирования и собирательства. Один из самых известных примеров – граф Николай Петрович Румянцев приобрел известность собирательством и открытием общедоступной библиотеки. Впоследствии послужившей основой Российской Государственной библиотеки…
Коллекционеры и меценаты из числа крупного чиновничества появляются во время царствования Николая I. Одним из первых собирателей русской живописи был Федор Иванович Пряшников. Он же поддерживал молодых и начинающих художников, и именно его картинная галерея произвела сильное впечатление сильное впечатление на молодого Павла Третьякова – будущего известного мецената, который после этого и решил заняться собирательством картин русских художников.
Но подлинный «золотой век Русского меценатства» наступил во второй половине XIX – начале XX века. Дворянство постепенно теряет свою ведущую роль, и на смену истории постепенно выходят предприниматели. Предпринимательский слой был достаточно разнородным по своему составу – в основном это были выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Наверное, нельзя сбрасывать со счетов то, что купечество было в своем роде «заинтересовано» в собирательстве и коллекционировании. За это они получали дворянское звание или звание почетного гражданина. Но надо помнить и о другом: путем такого собирательства картин и предметов искусства расширялся и культурный уровень самого собирателя, его семьи…
К 1900 г. благотворителей и благотворительных организаций в Москве было в несколько раз больше, чем в Париже, Берлине и Вене. [3 ;6]
К началу ХХ века в Москве существовало уже 628 богоугодных заведений. Большая их часть содержалась на купеческие деньги. Московская купеческая управа, на счет которой переводились внушительные суммы, содержала 10 богаделен, 5 домов призрения, 4 училища. Годовой расход составлял 2 миллиона рублей.
Не стоит забывать и того, что деятельность русского купечества основывалась на религиозных догматах и традициях, прежде всего официального православия и старообрядчества. Такие известные династии фабрикантов, как Морозовы, Гучковы, Солдатенковы, Хлудовы, Рябушинские, Шелапутины, из которых потом вышли крупные меценаты и благотворители, принадлежали к старообрядческой среде, представители которой отличались глубокой религиозностью. А их вера предполагала определенную направленность предпринимательской деятельности. Одним из «основных условий спасения души», особенно богатых людей, считалось благотворительность. К тому же сама религиозность в купеческой среде безоговорочно считалась безусловной добродетелью.
Так Тимофей Васильевич Прохоров – один из владельцев Трехгорной мануфактуры – свято помнил наказ своего отца Василия Ивановича Прохорова, который он дал своим детям: «Живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении». Он организовал при своей фабрике госпиталь для рабочих и родильный дом для их жен, школу и детский сад для детей служащих, ремесленное училище. Написал Тимофей Васильевич и два тракта в душе евангельских истин «О богатении» и «О бедности». [3 ;7]
Многие предприниматели искренне чувствовали свою ответственность перед обществом. Так, один из самых известных меценатов России Павел Михайлович Третьяков писал: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы так же к обществу (народу) в каких либо полезных учреждениях; мысль эта меня не покидала никогда во всю жизнь».
Но были и другие времена. «и ведь все эти русские мужики, Алексеевы, Мамонтовы, Сапожниковы, Сабашниковы, Третьяковы, Морозовы, Щукины, - какие все это были козыри в игре нации. Ну а теперь это – кулаки, вредный элемент, подлежащий беспощадному искоренению!. А я никак не могу отказаться от восхищения перед талантами и культурными заслугами. И как обидно мне знать теперь, что они считаются врагами народа, которых надо бить…», сетовал Ф. И. Шаляпин. [3 ;8]
1.2. История и
традиции благотворительности
Истоки русской
На Руси христианская идея милосердия материализовалась в личной деятельности помощи ближнему. [4 ;55]
1.2.1 Церковно-монастырская
и государственная
Первые попытки призрения бедных принимались еще в XIV – XV веках нуждающихся поддерживали, прежде всего церкви и монастыри. Форма поддержки носила спонтанный характер, не имела постоянных закрепленных финансовых механизмов. Постепенно утверждается остаточный принцип, когда поддержка осуществляется от «избытка чего-либо». Поскольку система хозяйствования была не развитой, помощь на уровне власти носила временный и непостоянный характер. Однако, по всей вероятности, она была адресной и конкретной, поскольку действия князей были регламентированы определенными традициями и законами. Церкви и монастыри предприняли первые шаги в организации институтов поддержки, таких как больницы, богадельни, они же заложили основы медицинской помощи и просветительской деятельности. [1 ;44]
Первое богоугодное заведение
для нищих и старцев на Руси
появилось в Переяславском
Впервые и наиболее четко идея развития государственной помощи в социальной сфере была сформулирована Иваном IV на стоглавом соборе в 1551 г. По его мнению, для создания приютов, прибежищ для нищих и убогих в каждом городе необходимо было построить богадельни и больницы. Это совпадало с призывом к царю Стоглавого собора «в коемждо граде устроити богадельни мужские и женские».
С XVI века в России создаются реальные предпосылки перехода от разовой благотворительности к системе государственного общественного призрения, предполагающей не только помощь бедным, особое их содержание в богоугодных заведениях, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка. [4 ;55]
В XVII веке в России начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам, ассигновались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят «Приговор», или решение церковного собора о призрении больных и нищих.
Становление государственной системы помощи и поддержки нуждающимся в XVIII – первой половине XIX века связано с образованием империи и оформлением гражданского общества. С середины XVI века по вторую половину XIX века государственная система помощи развивается по нескольким направлениям. Создается административная система поддержки, которая включала территориальные институты помощи и поддержки, превентивные и защитные акции в отношении различных слоев населения, принимаются законы, регулирующие отношения между различными субъектами, группами и государством. Намечаются последовательные действия и мероприятия со стороны государства. [1 ;44]
Информация о работе Историческое развитие меценатства и благотворительности в России