Историческое развитие меценатства и благотворительности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование исторического развития меценатства и благотворительности в России и его влияния на современном этапе.
Задачами данного исследования являются:
Изучить историю традиций благотворительности и меценатства;
Исследовать благотворительную и меценатскую деятельность на примере промышленников и предпринимателей России XIX века, и ставропольчан;
Рассмотреть ход возрождения традиций благотворительности после революции 1917 года;
Указать подходы и их изменения к благотворительной деятельности в современном мире;
На примере Государственного Благотворительного Фонда «Фонда Тольятти» рассмотреть благотворительную деятельность современности;

Работа состоит из  1 файл

МЕЦЕНАТСТВО В РОССИИ (КУРСОВАЯ РАБОТА).docx

— 80.97 Кб (Скачать документ)

Савва Морозов (1862-1905гг.). Будучи одним из самых богатых предпринимателей страстно любил театр. Громкую известность Савве Морозову принесла его благотворительная деятельность. Кроме того он был большой меценат, и многие культурные начинания тех лет происходили при участии его капиталов. Он, впрочем, имел здесь свои взгляды — давал деньги не всем и не без разбору. К примеру, на создававшийся при деятельном участии Цветаева Музей изящных искусств Морозов не пожертвовал ни копейки. Но зато, не считаясь, ни с какими расходами, он поддерживал все, в чем предчувствовал важное влияние на отечественную культуру. В этом смысле показательно его отношение к Московскому художественному театру, в создании которого заслуга Морозова ничуть не меньше, чем Станиславского и Немировича-Данченко. На учреждение театра требовались значительные средства. Их не было ни у Станиславского, ни у Немировича-Данченко. Получив отказ от правительства, они стали обращаться к меценатам. Морозов с самого начала в 1898 году дал на театр 10 тыс. рублей. В 1900 году, когда в деятельности труппы возникли большие осложнения, он выкупил все паи и один взялся финансировать текущие расходы. Его пожертвования стали для театра важнейшим источником средств. В течение трех лет он поддерживал театр на плаву, избавив его руководителей от изматывающих финансовых хлопот и дав им возможность всецело сосредоточиться на творческом процессе. По словам Станиславского, «он взял на себя всю хозяйственную часть, он вникал во все подробности и отдавал театру все свое свободное время». Морозов очень живо интересовался жизнью МХАТа, ходил на репетиции и предрек, «что этот театр сыграет решающую роль в развитии театрального искусства». Под его руководством было перестроено здание и создан новый зал на 1300 мест. Это строительство обошлось Морозову в 300 тыс. рублей, а общая сумма, издержанная им на МХАТ, приблизилась к полумиллиону. [11]

Бахрушины – купцы-предприниматели. Представители известнейшего московского купеческого рода. Их отец, Алексей Бахрушин, в 1821 году пешком пришел в Москву из Зарайска и основал в столице кожевенную фабрику. Братья преумножили капиталы отца и в середине 1870-х годов создали одну из самых крупных фирм в Москве. Прославили они род Бахрушиных и благотворительными делами. 
           Еще отец завел обычай: когда заканчивался финансовый год благоприятно, жертвовать на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. "Вы знали нужду со мною вместе, - учил он детей, - умейте же уважать ее у других". Он наказывал сыновьям не отказывать никому в помощи и не ждать, когда к ним обратятся, а первыми предлагать ее нуждающимся. Этих правил неукоснительно придерживались всю жизнь все три брата. Они вместе управляли фирмой, вместе и занимались благотворительностью. Как основательно и вдумчиво вели дело, так основательно и вдумчиво вкладывали капиталы в благотворительные заведения. Учреждая их, они всем присваивали имя братьев Бахрушиных, всех наделяли неприкосновенным основным фондом, на проценты с которого содержалось заведение, входили в Советы учреждений и активно участвовали в их жизни. 
 В старой Москве хорошо знали Бахрушинские благотворительные заведения. К наиболее известным из них относятся больница на Сокольничьем поле, открытая в 1887 г. (теперь это городская больница № 33 имени Остроумова), дом призрения для неизлечимых больных при этой больнице, построенная в 1892 г., дом бесплатных квартир для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек, основанный в 1898 г. на Болотной площади, сиротский приют в Сокольнической роще, принявший первых детей в 1901 г., приют-колонию для беспризорных детей в Тихвинском имении под Москвой, заведенная в 1905 г. 
           О поистине широком размахе благотворительности братьев можно узнать из истории вдовьего дома на Болотной площади. Спустя два года после основания, к нему было пристроено еще два здания. Здесь в 1912 г. размещалось 456 квартир, в которых проживало 631 взрослых и 1378 детей. При доме действовало два детских сада, начальное училище для девочек и мальчиков, мужское ремесленное училище, общежитие для 160 курсисток. Всех бесплатно кормили. При доме были так называемые "рабочие комнаты" со швейными машинками для всех проживающих. 
 С именем Бахрушиных связано существование четырех московских театров: Ф.А. Корша, Дмитровского, Введенского (при Народном доме), Аквариума. На принадлежавшей Бахрушиным земле был выстроен театр Корша (ныне МХАТ имени Горького на ул. Москвина). Здание поднялось в рекордно короткий срок (всего 100 дней ушло на его возведение) благодаря крупной финансовой помощи Александра Бахрушина. А в собственном доме (ныне ул.Бахрушина, 29) они устроили убежище для престарелых артистов, что явилось прообразом современных домов для ветеранов сцены. 
           В 1900 году за "многолетнюю благотворительную деятельность на пользу беднейшего населения города Москвы" Александр и Василий (Петра уже не было в живых) Бахрушины были удостоены редчайшего звания "Почетный гражданин города Москвы". Со времени существования этого звания с 1866 по 1917 год его получили только 12 человек, из них от купеческого сословия только трое: третьим был Павел Третьяков за передачу в дар городу художественной галереи. [9]

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898гг.) – владелец величайшей коллекции русской живописи. Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 г. он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы — «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.

Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.

Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым  в завещательном письме в 1860. Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство «художественного музеума». Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю  жизнь.

В собрание П.М. Третьякова поступали  в первую очередь произведения его  современников. Свои приобретения он делал  на выставках и непосредственно  в мастерских художников и этим создал новый тип коллекционера, дававшего  важную материальную поддержку современным  художникам. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие  на русскую художественную школу.

Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями.

В 1890-е годы у Третьякова начинает складываться собрание древнерусской  живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской  старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И. Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы.

Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской  скульптуры.

В 1892 г. скончался младший  брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал  произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.

В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

15 августа 1893 состоялось  официальное открытие музея под  названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Передав галерею родному  городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал  пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. [10]

           Итак, не будет преувеличением сказать, что без огромной благотворительной деятельности предпринимателей не было бы у нас таких высот национальной культуры, как шедевры К. Брюллова, А.Иванова, Ф. Шубина, как Третьяковская галерея, Бахрушиниский музей и Московский художественный театр, как усадьба Абрамцево, как выдающаяся русская опера с ее непревзойденным Ф. Шаляпиным и многое, многое другое . Не было бы, наконец, столь блистательных достижений науки, могучей книжной и музыкальной культуры - всего того, что сделало Россию великой, духовно богатой державой мира.

1.4 Благотворительная  деятельность ставропольчан.

Что же подталкивало многих жителей Ставрополя к безвозмездной  передаче крупных денежных средств на благие цели?

Представители купечества зачастую следовали велениям своей совести, так как в своем большинстве  являлись выходцами из простых крестьян и в реальной жизни были знакомы  со всеми тяготами и лишениями  простого народа. А чрезмерное накопление считалось смертным грехом, поэтому  купцы стремились искупить его путем жертвования своих излишеств, дабы подготовить себе дорогу в царствование небесное.

У дворянского сословия благотворительность  являла собой признак хорошего тона. Любые проявления милосердия и великодушия определялись уже устоявшимися приоритетами и моральными ценностями и к тому же поощрялись присвоением титулов, знаний и награждениями. Истории известны многие дворянские и купеческие семьи Ставрополя, с помощью которых были построены многочисленные храмы и церкви в уезде. [7 ;18]

В Ставрополе самарском к  числу благотворительных учреждений относилась и богадельня с 33 призреваемыми. Которая была открыта по завещанию и на средства Венедикта Семеновича Розлача, отставного кавалериста, штаб-ротмистра.

В Ставропольском городском  банке на пожертвования частных  лиц было создано несколько фондов госпожи Хотевой, имени бывшего  гласного думы М. М. Наумова; капитал  пожертвованный Я. Г. Карташевским.

Было создано множество  благотворительных заведений для малолетних – приюты ведомства учреждений императрицы Марии: Тиинский сиропитательный дом; Мариинский дом призрения; дом сирот войнов; Общество попечения о бедных; училище для слепых, открытое на средства Попечительства о слепых; детские приюты трудолюбия; общежития при учебных заведениях. На пособия уездного земства содержались сироты: на средства надворного советника Петрова, фельдшера Строганова, зав. земской почтой Кузнецова, вдовы фельдшера Михайлова, крестьянина Николаева, волостного писаря Савинова, почтаря Евентьева, учителя Крайнего.

В 1864 году все богадельни переданы в ведение земств, а в 1870 году – городов. Земское собрание Ставрополя для приведения богадельни в удовлетворительное состояние  приняло решение о помещении  в богадельню только беспомощных  бедных и ходатайствало об отмене обязательного помещения в богадельню бродяг. Инвалидные и вдовьи дома работали в качестве военных богаделен.

В годы первой мировой войны  в Ставрополе был создан городской  госпиталь, содержавшийся на средства Ставропольского уездного комитета Всероссийского союза. Госпиталь размещался в санатории «Лесное». Этот санаторий был построен Валентином Николаевичем Климушиным в 1911 году и находился в его частном владении. Первым главным врачом был Владимир Николаевич Золотинский – видный общественный деятель, в свое время спасший от ареста А. М. Горького. Это было лучшее в России лечебное заведение такого рода, в котором применяли туберкулины и электротерапию. В 1914 году Климушин передал санаторий под военный госпиталь и продолжал оставаться основным вкладчиком средств на его содержание. За годы войны через госпиталь прошло более 300 раненых и больных, нижних и средних военных чинов. Содержание госпиталя обходилось в 25 тыс. рублей в год – по тем временам сумма огромная.

Позже понятие «призрение»  было расширено и стало включать в себя помощь «всякого рода закрытыми  и открытыми способами: пособиями  на дому, работами и приисканиями заработка». Для осуществления призрения  при Ставропольской городской управе на основании статьи 105 положения  о земских  учреждениях и статей 103-104 Городского Положения, была учреждена  особая комиссия. Призрение было поручено участковому попечителю, состоящему при нем совету и сотрудникам. Заведование мерами призрения в Ставропольском уезде возложили на уездное земское собрание и городскую Думу, общее наблюдение на губернское собрание. На содержание школ земство расходовало 47 тыс. рублей, на содержание учащихся, учебные пособия – 12 тыс. рублей. На содержание пенсионеров в Самарском сельскохозяйственном училище – 225 рублей. Кроме библиотек, при земско-общественных школах земство содержало 9 бесплатных библиотек-читален.

Учрежденное в губернии Епархиальное попечительство о бедных духовного  звания в Ставрополе содержало на свои средства приют. Епархиальный училищный совет открыл и содержал в Ставрополе одно уездное епархиальное училище (председатель – протоирей Я. Ф. Головцев), два приходских училища, два училища в уезде, приходскую школу – всего в уезде подобных школ было 41 (уездный наблюдатель церковно- приходских школ – священник Николай Иванович Троицкий) и 14 инородческих школ.

Церковно-приходские школы  содержались не только на средства церкви, сюда вкладывали финансы казна, земство, миссионерский комитет, сельские общества, духовенство, частные благотворители. К примеру, в 1908 году на счет Сабакаевской церковноприходской школы поступило  от господина Таратина 400 рублей.

В дореволюционное время  в Ставропольском уезде действовало  два монастыря: Чагринский-Покровский женский, общежительный, в  70 верстах  от г. Николаевска (на р. Чагре, учрежден в 1874 году) и Раковский-Троицкий женский, общежительный, в 70 верстах от Самары (учрежден в 1862 году). Оба монастыря занимались широкой благотворительной деятельностью: содержали странноприимные дома (до 20 тыс. богомольцев в год); дом трудолюбия – для обучения крестьянских детей-сирот ремеслам, грамоте и Закону Божьему; больницы для богомольцев, куда обращались до 10 тыс. человек в год. Общая сумма расходов на благотворительность доходила до 8 тыс. рублей в год. Кроме того, монастыри помогали местным погорельцам и, сиротам дровами, мукой.

Во время первой мировой  войны монастыри принимали самое деятельное участие в оказании помощи армии, выделяя средства на лечение раненых, устраивая лазареты, где также могли проживать и беженцы, получая бесплатные обеды и пользуясь бесплатными лекарствами.

В 1864 году членом Императорской  Академии Художеств Дмитрием Петровичем Волоховым была открыта детская  художественная студия на углу улиц Покровской и Калмыцкой.

Граф Петр Борисович Шереметьев и графы Сологубы имели в нашем  крае обширные владения и вкладывали огромные средства в свои театры, где  шли бесплатные спектакли, а также  в оркестры, которые становились  профессиональными.

Князья Голицыны, также имевшие вотчины в нашем уезде, всегда славились своими бескорыстными делами. Вот что писал потомок рода – Андрей Кириллович Голицын в своих воспоминаниях: «…прапрадед мой был директором Голицынской больницы, прадед – московский городской глава. Они много занимались благотворительностью, были связаны с Третьяковской галереей, с театрами, Бахрушиным и его музеем».

Идеи христианства в то время были широко распространены , а слова Василия Великого свято  чтимы6 «Лишний хлеб, сберегаемый тобою, принадлежит голодному, лишнее платье – нагому, а серебро, зарытое тобою - бедному». И было бы просто замечательно, если бы на фоне нынешнего  поголовного обращения политиков и предпринимателей в религию эти слова дошли бы до их сознания и обрели новую жизнь. [7 ;19]

 

2. Благотворительность после революции 1917 года и ее развитие в современной России.

Традиция российской благотворительности  была нарушена революцией 1917 года. Идеология  первых революции не допускала никаких  форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных  организаций были в короткие сроки  национализированы, их имущество передано государству, а сами организации  упразднены специальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики  «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую  сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного  порядка» любая частная (как, впрочем  и общественная) благотворительная  деятельность пресекались. [8]

После революции бывшие нищие  и бывшие меценаты оказались «в одной  лодке», и частная благотворительность  исчезла как понятие. Филантропические организации были упразднены – советскую благотворительность ликвидировали в 1923 году.

Церковь какое-то время пыталась продолжать дело благотворительности. Например, во время голода в Поволжье в начале 20-х годов патриарх Тихон  учредил Всерусскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. Однако положение Церкви в Советской Российской было настолько шаткий, что сколько-нибудь серьезно повлиять на ситуацию она не могла. В 1928 году  церковная благотворительность была официально запрещена. [2 ;98]

Информация о работе Историческое развитие меценатства и благотворительности в России