Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа
Целью работы является исследование исторического развития меценатства и благотворительности в России и его влияния на современном этапе.
Задачами данного исследования являются:
Изучить историю традиций благотворительности и меценатства;
Исследовать благотворительную и меценатскую деятельность на примере промышленников и предпринимателей России XIX века, и ставропольчан;
Рассмотреть ход возрождения традиций благотворительности после революции 1917 года;
Указать подходы и их изменения к благотворительной деятельности в современном мире;
На примере Государственного Благотворительного Фонда «Фонда Тольятти» рассмотреть благотворительную деятельность современности;
Савва Морозов (1862-1905гг.). Будучи одним из самых богатых предпринимателей страстно любил театр. Громкую известность Савве Морозову принесла его благотворительная деятельность. Кроме того он был большой меценат, и многие культурные начинания тех лет происходили при участии его капиталов. Он, впрочем, имел здесь свои взгляды — давал деньги не всем и не без разбору. К примеру, на создававшийся при деятельном участии Цветаева Музей изящных искусств Морозов не пожертвовал ни копейки. Но зато, не считаясь, ни с какими расходами, он поддерживал все, в чем предчувствовал важное влияние на отечественную культуру. В этом смысле показательно его отношение к Московскому художественному театру, в создании которого заслуга Морозова ничуть не меньше, чем Станиславского и Немировича-Данченко. На учреждение театра требовались значительные средства. Их не было ни у Станиславского, ни у Немировича-Данченко. Получив отказ от правительства, они стали обращаться к меценатам. Морозов с самого начала в 1898 году дал на театр 10 тыс. рублей. В 1900 году, когда в деятельности труппы возникли большие осложнения, он выкупил все паи и один взялся финансировать текущие расходы. Его пожертвования стали для театра важнейшим источником средств. В течение трех лет он поддерживал театр на плаву, избавив его руководителей от изматывающих финансовых хлопот и дав им возможность всецело сосредоточиться на творческом процессе. По словам Станиславского, «он взял на себя всю хозяйственную часть, он вникал во все подробности и отдавал театру все свое свободное время». Морозов очень живо интересовался жизнью МХАТа, ходил на репетиции и предрек, «что этот театр сыграет решающую роль в развитии театрального искусства». Под его руководством было перестроено здание и создан новый зал на 1300 мест. Это строительство обошлось Морозову в 300 тыс. рублей, а общая сумма, издержанная им на МХАТ, приблизилась к полумиллиону. [11]
Бахрушины – купцы-предприниматели. Представители известнейшего
московского купеческого рода. Их отец,
Алексей Бахрушин, в 1821 году пешком пришел
в Москву из Зарайска и основал в столице
кожевенную фабрику. Братья преумножили
капиталы отца и в середине 1870-х годов
создали одну из самых крупных фирм в Москве.
Прославили они род Бахрушиных и благотворительными
делами.
Еще отец завел обычай: когда заканчивался
финансовый год благоприятно, жертвовать
на помощь бедным, больным, престарелым,
учащимся. "Вы знали
нужду со мною вместе, - учил он детей, -
умейте же уважать ее у других".
Он наказывал сыновьям не отказывать никому
в помощи и не ждать, когда к ним обратятся,
а первыми предлагать ее нуждающимся.
Этих правил неукоснительно придерживались
всю жизнь все три брата. Они вместе управляли
фирмой, вместе и занимались благотворительностью.
Как основательно и вдумчиво вели дело,
так основательно и вдумчиво вкладывали
капиталы в благотворительные заведения.
Учреждая их, они всем присваивали имя
братьев Бахрушиных, всех наделяли неприкосновенным
основным фондом, на проценты с которого
содержалось заведение, входили в Советы
учреждений и активно участвовали в их
жизни.
В старой Москве
хорошо знали Бахрушинские благотворительные
заведения. К наиболее известным из них
относятся больница на Сокольничьем поле,
открытая в 1887 г. (теперь это городская
больница № 33 имени Остроумова), дом призрения
для неизлечимых больных при этой больнице,
построенная в 1892 г., дом бесплатных квартир
для нуждающихся вдов с детьми и учащихся
девушек, основанный в 1898 г. на Болотной
площади, сиротский приют в Сокольнической
роще, принявший первых детей в 1901 г., приют-колонию
для беспризорных детей в Тихвинском имении
под Москвой, заведенная в 1905 г.
О поистине широком размахе благотворительности
братьев можно узнать из истории вдовьего
дома на Болотной площади. Спустя два года
после основания, к нему было пристроено
еще два здания. Здесь в 1912 г. размещалось
456 квартир, в которых проживало 631 взрослых
и 1378 детей. При доме действовало два детских
сада, начальное училище для девочек и
мальчиков, мужское ремесленное училище,
общежитие для 160 курсисток. Всех бесплатно
кормили. При доме были так называемые
"рабочие комнаты" со швейными машинками
для всех проживающих.
С именем Бахрушиных
связано существование четырех московских
театров: Ф.А. Корша, Дмитровского, Введенского
(при Народном доме), Аквариума. На принадлежавшей
Бахрушиным земле был выстроен театр Корша
(ныне МХАТ имени Горького на ул. Москвина).
Здание поднялось в рекордно короткий
срок (всего 100 дней ушло на его возведение)
благодаря крупной финансовой помощи
Александра Бахрушина. А в собственном
доме (ныне ул.Бахрушина, 29) они устроили
убежище для престарелых артистов, что
явилось прообразом современных домов
для ветеранов сцены.
В 1900 году за "многолетнюю благотворительную
деятельность на пользу беднейшего населения
города Москвы" Александр и Василий
(Петра уже не было в живых) Бахрушины были
удостоены редчайшего звания "Почетный
гражданин города Москвы". Со времени
существования этого звания с 1866 по 1917
год его получили только 12 человек, из
них от купеческого сословия только трое:
третьим был Павел Третьяков за передачу
в дар городу художественной галереи.
[9]
Павел Михайлович Третьяков (1832-1898гг.) – владелец величайшей коллекции русской живописи. Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 г. он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы — «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.
Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.
Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном письме в 1860. Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство «художественного музеума». Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь.
В собрание П.М. Третьякова поступали
в первую очередь произведения его
современников. Свои приобретения он делал
на выставках и непосредственно
в мастерских художников и этим создал
новый тип коллекционера, дававшего
важную материальную поддержку современным
художникам. Его личные художественные
вкусы оказали немалое
Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями.
В 1890-е годы у Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И. Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы.
Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры.
В 1892 г. скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.
В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
15 августа 1893 состоялось
официальное открытие музея
Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. [10]
Итак, не будет преувеличением сказать, что без огромной благотворительной деятельности предпринимателей не было бы у нас таких высот национальной культуры, как шедевры К. Брюллова, А.Иванова, Ф. Шубина, как Третьяковская галерея, Бахрушиниский музей и Московский художественный театр, как усадьба Абрамцево, как выдающаяся русская опера с ее непревзойденным Ф. Шаляпиным и многое, многое другое . Не было бы, наконец, столь блистательных достижений науки, могучей книжной и музыкальной культуры - всего того, что сделало Россию великой, духовно богатой державой мира.
1.4 Благотворительная деятельность ставропольчан.
Что же подталкивало многих жителей Ставрополя к безвозмездной передаче крупных денежных средств на благие цели?
Представители купечества зачастую следовали велениям своей совести, так как в своем большинстве являлись выходцами из простых крестьян и в реальной жизни были знакомы со всеми тяготами и лишениями простого народа. А чрезмерное накопление считалось смертным грехом, поэтому купцы стремились искупить его путем жертвования своих излишеств, дабы подготовить себе дорогу в царствование небесное.
У дворянского сословия благотворительность являла собой признак хорошего тона. Любые проявления милосердия и великодушия определялись уже устоявшимися приоритетами и моральными ценностями и к тому же поощрялись присвоением титулов, знаний и награждениями. Истории известны многие дворянские и купеческие семьи Ставрополя, с помощью которых были построены многочисленные храмы и церкви в уезде. [7 ;18]
В Ставрополе самарском к
числу благотворительных
В Ставропольском городском банке на пожертвования частных лиц было создано несколько фондов госпожи Хотевой, имени бывшего гласного думы М. М. Наумова; капитал пожертвованный Я. Г. Карташевским.
Было создано множество благотворительных заведений для малолетних – приюты ведомства учреждений императрицы Марии: Тиинский сиропитательный дом; Мариинский дом призрения; дом сирот войнов; Общество попечения о бедных; училище для слепых, открытое на средства Попечительства о слепых; детские приюты трудолюбия; общежития при учебных заведениях. На пособия уездного земства содержались сироты: на средства надворного советника Петрова, фельдшера Строганова, зав. земской почтой Кузнецова, вдовы фельдшера Михайлова, крестьянина Николаева, волостного писаря Савинова, почтаря Евентьева, учителя Крайнего.
В 1864 году все богадельни
переданы в ведение земств, а в
1870 году – городов. Земское собрание
Ставрополя для приведения богадельни
в удовлетворительное состояние
приняло решение о помещении
в богадельню только беспомощных
бедных и ходатайствало об отмене
обязательного помещения в
В годы первой мировой войны в Ставрополе был создан городской госпиталь, содержавшийся на средства Ставропольского уездного комитета Всероссийского союза. Госпиталь размещался в санатории «Лесное». Этот санаторий был построен Валентином Николаевичем Климушиным в 1911 году и находился в его частном владении. Первым главным врачом был Владимир Николаевич Золотинский – видный общественный деятель, в свое время спасший от ареста А. М. Горького. Это было лучшее в России лечебное заведение такого рода, в котором применяли туберкулины и электротерапию. В 1914 году Климушин передал санаторий под военный госпиталь и продолжал оставаться основным вкладчиком средств на его содержание. За годы войны через госпиталь прошло более 300 раненых и больных, нижних и средних военных чинов. Содержание госпиталя обходилось в 25 тыс. рублей в год – по тем временам сумма огромная.
Позже понятие «призрение» было расширено и стало включать в себя помощь «всякого рода закрытыми и открытыми способами: пособиями на дому, работами и приисканиями заработка». Для осуществления призрения при Ставропольской городской управе на основании статьи 105 положения о земских учреждениях и статей 103-104 Городского Положения, была учреждена особая комиссия. Призрение было поручено участковому попечителю, состоящему при нем совету и сотрудникам. Заведование мерами призрения в Ставропольском уезде возложили на уездное земское собрание и городскую Думу, общее наблюдение на губернское собрание. На содержание школ земство расходовало 47 тыс. рублей, на содержание учащихся, учебные пособия – 12 тыс. рублей. На содержание пенсионеров в Самарском сельскохозяйственном училище – 225 рублей. Кроме библиотек, при земско-общественных школах земство содержало 9 бесплатных библиотек-читален.
Учрежденное в губернии Епархиальное попечительство о бедных духовного звания в Ставрополе содержало на свои средства приют. Епархиальный училищный совет открыл и содержал в Ставрополе одно уездное епархиальное училище (председатель – протоирей Я. Ф. Головцев), два приходских училища, два училища в уезде, приходскую школу – всего в уезде подобных школ было 41 (уездный наблюдатель церковно- приходских школ – священник Николай Иванович Троицкий) и 14 инородческих школ.
Церковно-приходские школы содержались не только на средства церкви, сюда вкладывали финансы казна, земство, миссионерский комитет, сельские общества, духовенство, частные благотворители. К примеру, в 1908 году на счет Сабакаевской церковноприходской школы поступило от господина Таратина 400 рублей.
В дореволюционное время в Ставропольском уезде действовало два монастыря: Чагринский-Покровский женский, общежительный, в 70 верстах от г. Николаевска (на р. Чагре, учрежден в 1874 году) и Раковский-Троицкий женский, общежительный, в 70 верстах от Самары (учрежден в 1862 году). Оба монастыря занимались широкой благотворительной деятельностью: содержали странноприимные дома (до 20 тыс. богомольцев в год); дом трудолюбия – для обучения крестьянских детей-сирот ремеслам, грамоте и Закону Божьему; больницы для богомольцев, куда обращались до 10 тыс. человек в год. Общая сумма расходов на благотворительность доходила до 8 тыс. рублей в год. Кроме того, монастыри помогали местным погорельцам и, сиротам дровами, мукой.
Во время первой мировой
войны монастыри принимали
В 1864 году членом Императорской Академии Художеств Дмитрием Петровичем Волоховым была открыта детская художественная студия на углу улиц Покровской и Калмыцкой.
Граф Петр Борисович Шереметьев и графы Сологубы имели в нашем крае обширные владения и вкладывали огромные средства в свои театры, где шли бесплатные спектакли, а также в оркестры, которые становились профессиональными.
Князья Голицыны, также имевшие вотчины в нашем уезде, всегда славились своими бескорыстными делами. Вот что писал потомок рода – Андрей Кириллович Голицын в своих воспоминаниях: «…прапрадед мой был директором Голицынской больницы, прадед – московский городской глава. Они много занимались благотворительностью, были связаны с Третьяковской галереей, с театрами, Бахрушиным и его музеем».
Идеи христианства в то время были широко распространены , а слова Василия Великого свято чтимы6 «Лишний хлеб, сберегаемый тобою, принадлежит голодному, лишнее платье – нагому, а серебро, зарытое тобою - бедному». И было бы просто замечательно, если бы на фоне нынешнего поголовного обращения политиков и предпринимателей в религию эти слова дошли бы до их сознания и обрели новую жизнь. [7 ;19]
2. Благотворительность после революции 1917 года и ее развитие в современной России.
Традиция российской благотворительности
была нарушена революцией 1917 года. Идеология
первых революции не допускала никаких
форм благотворительности. Все средства
общественных и частных благотворительных
организаций были в короткие сроки
национализированы, их имущество передано
государству, а сами организации
упразднены специальными декретами. Большевики
начали кампанию безжалостной критики
«буржуазной филантропии», которая,
по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую
сущность» российского
После революции бывшие нищие и бывшие меценаты оказались «в одной лодке», и частная благотворительность исчезла как понятие. Филантропические организации были упразднены – советскую благотворительность ликвидировали в 1923 году.
Церковь какое-то время пыталась продолжать дело благотворительности. Например, во время голода в Поволжье в начале 20-х годов патриарх Тихон учредил Всерусскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. Однако положение Церкви в Советской Российской было настолько шаткий, что сколько-нибудь серьезно повлиять на ситуацию она не могла. В 1928 году церковная благотворительность была официально запрещена. [2 ;98]
Информация о работе Историческое развитие меценатства и благотворительности в России