Заключение.
В ходе выполнения данной работы
был проведен ряд исследований и
сделаны следующие выводы:
- Меценатство не было эпизодом, деятельностью немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного;
- Характеризуя «золотой век» меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства;
- Меценатство в России в конце XIX - начале XX веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества – 1) Оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции. 2) Само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия.
- Благотворительные акции в нравственном смысле означают собой добро, которое представляет одно из наиболее общих понятий морального сознания. Если подвергнуть теоретическому анализу благотворительность как одну из форм добра, имеющего место в обществе, то, очевидно, что оно связано с понятием смысла жизни и бессмертия. Подтверждением тому является тот факт, что мы до сих пор помним меценатов, благотворительная деятельность увековечила их имена. Имена Павла Третьякова, Саввы Мамонтова, Саввы Морозова и др., извлеченные из забытья, блестят ярким светом, вызывая благоговейные чувства у благодарных потомков. Их клишированные образы стали, своего рода, эталоном подлинности российского мецената.
- Одной из существенных функций благотворительности является созидательная. Под ней мы понимаем строительство на средства благотворителей, спонсоров и меценатов учреждений культуры. Материально-вещественная функция благотворительности приводит к тому, что создается, функционирует и развивается духовная жизнь общества в тех местах, где для ее процветания по линии государства предпринимались недостаточные усилия в связи с недостатком финансовых средств или просто ничего не делалось в этом отношении ввиду отсутствия таковых.
- В последнее
десятилетие XX века в связи с произошедшими
кардинальными экономическими изменениями,
повлекшими за собой формирование частных
капиталов и, как следствие, огромное расслоение
населения, тема благотворительности
в России вновь стала актуальной. Первыми
активными благотворителями в постреформенной
России в начале 90-х годов стали зарубежные
грантодатели и благотворительные фонды.
Расширяя свою деятельность, эти фонды
открывали свои отделения в России. Следующим
этапом развития благотворительности
стало создание российских благотворительных
фондов, специализирующихся в разных сферах.
На современном этапе происходит создание
объединений различных фондов, способных
оказывать более масштабную помощь. Большое
развитие на рубеже веков получила благотворительная
деятельность отдельных компаний.
Знание истории благотворительности
в России и учет исторического
опыта соотношения в ней в
разное время государственного, общественного
и частного компонентов могут
быть не только интересны, но и практически
полезны в наше время для создания
новых форм социальной и духовной
помощи нуждающимся.
Однако сегодня для
эффективного развития благотворительности
в стране существует несколько серьезных
препятствий. Главные из них - неблагоприятная
для благотворителей и благополучателей
система налогообложения, несформированная
позиция государства по отношению
к благотворительности, а также
недоверчивое, часто негативное отношение
к благотворительности и ее представителям
со стороны российского общества,
которое за 70 лет Советской власти
утратило представление о филантропии
и милосердии как о неотъемлемой
части общественной жизни и необходимом
элементе гражданского общества.
Главное сегодня – это
формирование доверия между бизнесом
и городом, между предпринимателями,
государственными и муниципальными
служащими и представителями
гражданского общества. Когда это
доверие установлено, бизнес становится
более «прозрачным» и заинтересованным
в укреплении собственной репутации,
а его вложения в социальную сферу
– более полезными как для
общества, так и для основной деятельности
самих компаний.