Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа
Целью работы является исследование исторического развития меценатства и благотворительности в России и его влияния на современном этапе.
Задачами данного исследования являются:
Изучить историю традиций благотворительности и меценатства;
Исследовать благотворительную и меценатскую деятельность на примере промышленников и предпринимателей России XIX века, и ставропольчан;
Рассмотреть ход возрождения традиций благотворительности после революции 1917 года;
Указать подходы и их изменения к благотворительной деятельности в современном мире;
На примере Государственного Благотворительного Фонда «Фонда Тольятти» рассмотреть благотворительную деятельность современности;
Помимо государственного патронажа над нуждающимися, организуются институты государственного контроля. Их назначение - локализовать социальные болезни: профессиональное нищенство, детскую безнадзорность, алкоголизм и т.п.
В этот период конфессиональная система помощи претерпевает ряд существенных изменений: она переходит от самостоятельного существования под непосредственный патронаж и контроль государства.
Важное значение для становления
государственной системы
Формирование отчетливых
контуров системы общественно-
1.2.2 Общественная и частная благотворительность.
Вместе с церковно-монастырским
и нарождающимся
Общественная
В 1764 г. было учреждено одно
из первых благотворительных обществ
в России – Общество воспитания
благородных девиц. В 1775 г. впервые
в России законодательным путем
устанавливалась система
В 1771 г., когда на Первопрестольную
надвинулась эпидемия чумы, два
московских купца – старообрядцы-
В 1808 г. федосеевцы ходатайствовали перед императором Александром I о переименовании всего сооруженного ими в Преображенском в Богадельный дом. Официальный же статус монастыря мужская часть Богадельного дома получила лишь в 1865 г., здесь была учреждена Никольская единоверческая обитель. После 1917 г. монастырь и богадельню старообрядцев упразднили. Позже, в 1930-е годы, часть стен и башен, которые ограждали, была разобрана. Ныне на территории, окружающей Преображенский рынок, находятся кирпичные башни и остатки стен – памятники истории благотворительной деятельности.
В 1781 г. в России было разрешено частное благотворение. Крупнейшими из них стали такие представители российской аристократии, как князь Д. М. Голицын – он дал необходимые средства на строительство Голицынской, а ныне Первой градской, больницы, открытой в 1802 г.; граф Н. П. Шереметьев – пожертвовал 2,5 млн. рублей на создание странноприимного дома (нынешний Институт скорой помощи Н. В. Склифосовского). Крупные суммы денег для нужд народного благотворения отпускал известный горнопромышленник П. А. Демидов.
В XIX столетии в России появились новые благотворительные фонды, общества, учреждения, в том числе созданные членами императорского дома. В этом деле особенно преуспела императрица Мария Федоровна – супруга Павла I (называемая за глаза министром благотворительности). Указом Павла I от !» ноября 1796 г. она была назначена главой опекунского совета Воспитательного общества благородных девиц, учрежденного еще Екатериной II в 1764 г. [4 ;56] В 1797 г. Павел I подписал указ о назначении своей супруги руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения. [1 ;46] Ведомству императрицы в конце XIX – начале XX века принадлежало свыше 20 больниц , 39 обществ, воспитательные дома, в которых содержались более 20 тысяч воспитанников, женские школы, детские приюты. [4 ;56]
Важные изменения в
системе благотворительности
В середине XIX века стало очевидно, что созданная к этому времени система социальных заведений требовала дальнейшего совершенствования, более активного участия в этом деле общественности. [4 ;56]
20 ноября 1864 года изданы
судебные уставы. Они вводили
бессословный гласный суд с
участием присяжных
Таким образом, реформы 1860-1870-х годов оказали значительное влияние и перспективу развития социального призрения страны. Правительство, не имея необходимых финансовых средств, вынуждено было возложить дело призрения на земства: общество брало на себя то, что ранее находилось в ведении государства. Для открытия благотворительных обществ уже не требовалось высочайшего соизволения. Территориально система общественного призрения и благотворительности охватывала места проживания основной массы городского населения. В значительно меньшей части она была ориентирована на оказание социальной помощи нуждающимся в сельской местности, где проживала большая часть населения Российской империи. Эта особенность российской социальной сферы проявлялась в том, что вся тяжесть решения социальных проблем в деревне по-прежнему лежала на крестьянской общине, которая содержала своих больных, престарелых, инвалидов и оказывала посильную помощь нуждающимся.
Социальная система, сложившаяся в стране к началу 1860-х годов, оказалась не готова к решению новых социальных проблем, вызванных отменой крепостного права. Массовый наплыв в города, прежде всего в Москву и Санкт-Петербург, деревенской бедноты, бездомных, нищенствующих. Вызвал повышение социальной напряженности. [4 ;56]
Общий надзор за призрением осуществляли органы внутренних дел и губернаторы. Наряду с этим действовали правительственные, сословные и частные благотворительные учреждения. На деле это означало, что отсутствовала строгая централизация, благотворительная деятельность курировалась разными ведомствами.
В неземских губерниях
действовали приказы
Церковь получает право организовывать
свою собственную систему
Середина XIX века отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 году по инициативе В. Ф. Одоевского, привлекало граждан к участию в помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой – обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, несогласных с существующем распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, виду трудовой деятельности и иным основаниям (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей безвозмездным. Учредители подобных организаций считали основной причиной бедности невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное положение широких масс. [1 ;46]
На рубеже XIX-XX столетий в системе социальной защиты страны основное место принадлежало частной благотворительности и попечительству земско-приходских заведений, которые, вместе взятые, значительно превысили долю государственного призрения и вклад городов Российской империи в это дело. Так если в начале 1860-х годов 55 губернских приказов общественного призрения имели 524 больницы с отделениями, 111 богаделен и инвалидных домов, 45 сиротских приютов и воспитательных домов, то уже в начале 1890-х годов 16 губернских приказов общественного призрения и 28 губернских земств соответственно располагали 111 и 745 больницами, 28 и 276 богадельнями и инвалидными домами, 6 и 56 сиротскими и воспитательными домами с отделениями. В распоряжении земств имелось в среднем 7-10 раз больше благотворительных учреждений, чем в казенных органах общественного призрения.
Объединение усилий частной
и общественной благотворительности
воплощало оптимальную модель организованного
общественного попечения о
1917 год открыл новый этап в развитии социальной помощи в России: определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство.
1.3 Благотворительная и меценатская деятельность нескольких из самых знаменитых промышленников и предпринимателей России XIX века.
Век XIX – воистину «золотой век» русской благотворительности. Именно в это время появился тот класс людей, который, с одной стороны, обладал необходимым для филантропической деятельности капиталом и, с другой был восприимчив к самой идее милосердия. Речь конечно же идет о купечестве, усилиями которого была создана самая обширная и надежная система благотворительности, когда-либо существовавшая в России. [2 ;96]
Вклад русских купцов в
отечественную науку и
Другой сферой вложения средств и энергии предпринимателей XIX века стало искусство. Казалось бы, бизнес и культура – два разных полюса, между которыми нет ничего общего. Однако именно Феномен меценатства определял тогда культурный прогресс. Трудно представить себе, как развивалась бы русская живопись, опера, театр, не будь Морозова, Мамонтова, Бахрушина, Третьяково и еще многих других купцов-любителей, страстно увлеченных искусством. [2 ;97]
Информация о работе Историческое развитие меценатства и благотворительности в России