Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:38, реферат
В реферате рассматривается яркая и принципиально новая теория,
объясняющая возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов
– говоря по-современному, этносов. Ее автор, Лев Николаевич Гумилев (1912-
1992 гг.), – не просто ученый, доктор географических и доктор исторических
наук, но один из интересных авторов, повествующий о малоизвестном в прошлом
народов нашей Земли. Человек интересной и трудной судьбы. Многие помнят его
интересные выступления перед слушателями, показанные по телевидению, в
начале 90-х годов. Л.Н. Гумилев создал новую науку этнологию. Его теория
долгое время замалчивалась и искажалась официальной наукой.
Введение…………………………………………………………………. 3
I.ЭТНОС………………………………………………………………… 3
1. Понятие этноса……………………………………………………….. 3
2. Этнос как система……………………………………………………. 4
3. Этническая иерархия………………………………………………… 5
I I. ЭТНОГЕНЕЗ……………………………………………………….. 10
1. Метод в этнологии…………………………………………………… 10
2. Два подхода к систематизации……………………………………… 11
3. Категория времени в этнологии………………………………….…. 12
4. Пассионарность в этногенезе…………………………………….…. 13
5. Фазы этногенеза……………………………………………………... 13
6. Пассионарность в сфере сознания…………………………………. 16
7. От Руси к России……………………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………….. 18
Библиографический список использованной литературы……….…. 27
собственной жизни и, наконец, цикличности – неделю, месяц, двенадцать лет,
где каждый год носит имя зверя (тюркско-монгольский календарь). По данным
сравнительной этнографии, линейный отсчет времени появляется тогда, когда
этнос начинает ощущать свою историю не как исключительное явление, а в
связи с историей сопредельных стран. А по мере накопления знаний возникает
квантование времени в сознании людей, т.е. деление его на эпохи, весьма
неравные по продолжительности, но эквивалентные по наполнению событиями.
Здесь категория «времени» соприкасается с категорией «силы» – причины,
вызывающей ускорение, в частном случае – исторического процесса (табл. 5).
Такое разнообразие систем отсчета показывает, что оно отвечает
серьезным переменам этнопсихологии, что, в свою очередь, определяется
сменой возрастов этноса. Для наших целей важна не та или иная система
отсчета, а различие в понятиях прошедшего, настоящего и будущего.
Когда этническая общность вступает в первый творческий период своего
становления, ведущая часть ее населения, толкающая всю систему по пути
этнического развития, накапливает материальные и идейные ценности. Это
накопление в области этики становится «императивом» и в отношении времени
трансформируется в ощущение, которое можно назвать «пассеизм». Каждый
активный строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем
линии предков, к которой он что-то прибавляет: еще одна победа, еще одно
здание, еще одна рукопись, еще один выкованный меч. Это «еще» говорит о
том, что прошлое не ушло, оно в человеке, и поэтому к нему стоит прибавлять
нечто новое, ибо тем самым прошлое, накапливаясь, продвигается вперед.
На место пассеизма приходит актуализм. Люди этого склада забывают
прошлое и не хотят знать будущего. Они хотят жить сейчас и для себя. Они
мужественны, энергичны, талантливы, но то, что они делают, они делают ради
себя. Они тоже совершают подвиги, но ради собственной алчности, ищут
высокого положения,
чтобы насладиться своей
только настоящее,
под которым неизбежно
Третий
возможный и реально
миру – это игнорирование не только прошлого, но и настоящего ради будущего.
Прошлое отвергается как исчезнувшее, настоящее – как неприемлемое, реальной
признается только мечта.
Футуристическое восприятие закономерно, как и два остальных, но
действует на этническое сообщество столь губительно, что любой этнос гибнет
целиком, либо гибнут «мечтатели», либо «мечтатели» объявляют свою мечту
осуществленной и становятся актуалистами, т.е. начинают жить как все.
Пассеизм, актуализм и футуризм отражают три стадии этнической динамики.
Статическому состоянию этноса свойственно игнорирование времени как
такового. Время не интересует людей этого склада, потому что они не
извлекают из отсчета времени никакой пользы для той деятельности, которая
их кормит.
Именно
сгущение и разряжение
событий, привело Л.Н. Гумилева к пониманию колебательного характера
движения этногенеза (что видно на кривой этногенеза).
4. Пассионарность в этногенезе
Начало этногенеза напрямую связано с внезапным изменением генофонда
живых существ, с мутагенезом. Это происходит в определенном месте, в
определенное время в результате внешнего воздействия.
Генетическим
признаком новой популяции
ее членов к действию. Избыток биохимической энергии живого вещества
биосферы, которым они наделены, позволяет им применить эту энергию в
качестве организаторов и исполнителей. Этот генетический признак у
Л.Н. Гумилева назван пассионарностью. Это новый параметр этнической
истории. Пассионарность проявляется в непреоборимом стремлении действовать,
изменять окружающее. Они сражаются с захватчиками, организуют походы с
покорением народов, сражаются за отвлеченные идеалы, жертвуя жизнями.
Закономерность этногенеза противоречит принятой на Западе теории
неуклонного прогресса, но вполне отвечает принципу диалектического
материализма – принципу отрицания. Законы диалектики применимы к явлениям
этногенеза. Переход количества в качество наблюдается при взрывах и
становлении этносов (негэнтропии), а в последующей этнической истории
(энтропии) только меняет знак. Мозаичность этносистемы объясняется законом
единства и борьбы противоположностей, а неизбежная смена одних этносов
другими законом отрицания отрицания.
Пассионарность
– наследственный признак,
он передается, минуя детей и внуков, к правнукам и праправнукам. Это
объясняет возможность этносов к регенерации.
Микромутация создает новый поведенческий признак. Мутация никогда не
захватывает всей популяции. Мутируют отдельные особи, и по-разному. Но
явные уроды быстро устраняются естественным отбором, а для устранения
мутантов-пассионариев необходимо около 1200 лет.
Системы
работают на биохимической
окружающей среды и выдавая излишек в виде работы (в физическом смысле).
Оптимальное состояние, или гармоничность, системы, будь то один человек или
многолюдный этнос, – это когда количества энергии, идущей на нужды самого
организма и на пассионарность, равны. Тогда они уравновешивают друг друга,
и система крепка.
5. Фазы этногенеза
Уровень пассионарности в этносе не остается неизменным. Этнос,
возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить
возрастам человека (рис. 1). Первая фаза – фаза пассионарного подъема
этноса, вызванная пассионарным толчком. Важно заметить, что старые этносы,
на базе которых возникает новый, соединяются как сложная система. Из подчас
непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией
целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы.
Так возникает этнос. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос.
Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от
момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех
случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза.
Наибольший подъем пассионарности – акматическая фаза этногенеза –
вызывает стремление людей не создавать ценности, а «быть собой» (табл. 6).
Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и
резней, что ход этногенеза на время тормозится. Перед началом акматической
фазы и после ее окончания активно созидают творческие личности.
Постепенно вследствие резни пассионарный заряд этноса сокращается, ибо
люди физически истребляют друг друга. Начинаются гражданские войны – фаза
надлома. Сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в
памятниках культуры и искусства. Но внешний рассвет культуры соответствует
спаду пассионарности. Кончается эта фаза кровопролитием; система
выбрасывает из себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается
видимое равновесие.
Этнос начинает жить «по инерции», благодаря приобретенным ценностям. В
инерционной фазе вновь идет взаимное подчинение людей друг другу,
происходит образование больших государств, создание и накопление
материальных благ.
Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится
мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии – люди с
пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных
пассионариев, но и трудолюбивых и гармоничных людей. Наступает фаза
обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе
становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные,
руководствующиеся потребительской психологией. А после того, как
субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившиеся от героических
времен, наступает последняя фаза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь
память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память: приходит
время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с
родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой.
Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддержитвать
налаженное предками хозяйство.
Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным
толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не
реконструирует старый этнос, а создает новый [4, с.18].
Этногенез – это природный процесс биосферы, возникающий иногда и
являющийся одним из компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно
действующими факторами: 1) социально-политическим, ибо люди всегда
устанавливали определенный порядок взаимоотношений в своем коллективе; 2)
техническим, ибо нет и не было человека без орудий труда; 3)
географическим, ибо средства к существованию черпаются из окружающей
природы, а поскольку ландшафты Земли разнообразны, то разнообразны и
экосистемы, включающие людей. Этих трех параметров достаточно,
охарактеризовать любой гомеостатический этнос, но динамика этногенеза идет
за счет четвертого
фактора – пассионарного
определенных участках земной поверхности и порождающего не один этнос, а