Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:38, реферат
В реферате рассматривается яркая и принципиально новая теория,
объясняющая возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов
– говоря по-современному, этносов. Ее автор, Лев Николаевич Гумилев (1912-
1992 гг.), – не просто ученый, доктор географических и доктор исторических
наук, но один из интересных авторов, повествующий о малоизвестном в прошлом
народов нашей Земли. Человек интересной и трудной судьбы. Многие помнят его
интересные выступления перед слушателями, показанные по телевидению, в
начале 90-х годов. Л.Н. Гумилев создал новую науку этнологию. Его теория
долгое время замалчивалась и искажалась официальной наукой.
Введение…………………………………………………………………. 3
I.ЭТНОС………………………………………………………………… 3
1. Понятие этноса……………………………………………………….. 3
2. Этнос как система……………………………………………………. 4
3. Этническая иерархия………………………………………………… 5
I I. ЭТНОГЕНЕЗ……………………………………………………….. 10
1. Метод в этнологии…………………………………………………… 10
2. Два подхода к систематизации……………………………………… 11
3. Категория времени в этнологии………………………………….…. 12
4. Пассионарность в этногенезе…………………………………….…. 13
5. Фазы этногенеза……………………………………………………... 13
6. Пассионарность в сфере сознания…………………………………. 16
7. От Руси к России……………………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………….. 18
Библиографический список использованной литературы……….…. 27
|Явный период фазы |180-300 |200-300 гг. |Неизвестны |1380-1500 гг. |Объединение |
|пассионарного подъема,| | | | |Великороссии. Начало|
|начало перехода к | | | | |формирования |
|акматической фазе | | | | |суперэтноса. |
| | | | | |Разрушение |
| | | | | |последнего |
| | | | | |этнического осколка |
| | | | | |Киевской Руси – |
| | | | | |Новгорода |
|Акматическая фаза |300-600 |300-600 гг. |Миграция |1500-1800 гг. |Объединение под |
|этногенеза,
| |
|славянских племен.|
|образование | | |Расселение славян | |народов, живших на |
|суперэтноса и | | |на территории | |просторах Евразии, |
|распространение
его в |
|
|Южной и Восточной |
|пределах своего | | |Европы | |Тихого океана. |
|ландшафтного ареала | | | | |Создание единого |
| | | | | |Русского государства|
|Фаза надлома, резкое |600-800 |600-800 гг. |Распад славянского|После 1800 г. |Утрата единства |
|снижение | | |единства. Освоение| |суперэтнической |
|пассионарности | | |славянскими | |принадлежности. |
|суперэтноса | | |народами занятых | |Нарастание |
| | | |территорий. | |внутренних |
| | | |Образование | |конфликтов. |
| | | |отдельных | |Гражданские войны |
| | | |раннеславянских | | |
| | | |государств | | |
|Инерционная фаза,
|800-1100 begin_of_the_skype_
|плавное снижение | | |славянского | | |
|пассионарности | | |государства в | | |
|суперэтноса
| |
|Восточной Европе –|
| | | |Киевской Руси. Ее | | |
| | | |христианизация с | | |
| | | |последующим | | |
|
| |
|расцветом культуры|
| | | |и ростом | | |
| | | |благосостояния | | |
| | | |народа | | |
|Фаза обскурации, |1100-1300 |1100-1300 гг. |Распад единого | | |
|резкое снижение | | |славянского | | |
|пассионарности, | | |государства на | | |
|разрушение системных | | |отдельные | | |
|связей | | |княжества, рост | | |
| | | |междоусобных | | |
| | | |конфликтов. Раздел| | |
|
| |
|страны между Ордой|
| | | |(северо-восток) и | | |
| | | |Литвой (юго-запад)| | |
|Мемориальная фаза, |1300-1500 |1300-1480 гг. |Утрата | | |
|утрата единства | | |политической | | |
|этнической
| |
|самостоятельности |
|принадлежности и | | |Новгородом | | |
|трансформация | | | | | |
|культурной традиции. | | | | | |
|Полное уничтожение | | | | | |
|этнических реликтов
| |
|
|
|
|
|Характер отсчета |Назначение отсчета |Кем употребляется |
|Отсчета времени нет |Нет потребности |Людьми, с точки зрения |
| | |педагогики, |
| | |недоразвитыми (дебилы) |
|Фенологический |Для приспособления |Людьми, зависящими от |
|календарь |коллектива к явлениям |природы непосредственно|
| |природы | |
|Циклический календарь |Для фиксации |Людьми с родовым |
| |повседневных событий |сознанием |
|«Живая хронология» |Для фиксации |Переходная форма от |
|
|исторических событий в |
| |пределах одного |динамическому |
| |поколения | |
|Линейный отсчет |Для политических и |Людьми дела – |
| |деловых целей |практиками в |
| | |развивающемся этносе |
|Квантование времени |Для анализа и синтеза |Учеными теоретиками |
| |исторических явлений | |
|Релятивное время |Для исследования |Практически применяется|
| |космоса и творческих |очень редко |
|
|процессов
|
|
|Фазы
|Господствующие императивы|
|Исходное сочетание |Разнообразны | |
|этносов и ландшафтов | | |
|региона | | |
| |«Надо исправить мир, ибо |Пассионарный толчок: |
| |он плох!» |пусковой момент |
| | |этногенеза |
|Пассионарный подъем: | | |
|инкубационный | | |
|(скрытый) период | | |
| | |Оформление этнической |
| | |системы |
|Пассионарный подъем: | | |
|явный период | | |
|
|«Мы хотим быть великими!»|
| | |фазе |
|Акматическая фаза |«Будь самим собой!» | |
| |«Мы устали от великих!» |Переход к фазе надлома|
|Надлом |«Мы знаем, мы знаем, все | |
| |будет иначе!» | |
| |«Дайте же жить, гады!» |Переход к инерционной |
| | |фазе |
|Инерция |«Будь таким, как я!» | |
| |«С нас – хватит!» |Переход к фазе |
| | |обскурации |
|Обскурация |«Будь таким, как мы!» | |
| |«День, да мой!» |Переход к мемориальной|
| | |фазе: возможная |
| | |регенерация |
|Мемориальная фаза |«Помни, как было | |