Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:38, реферат
В реферате рассматривается яркая и принципиально новая теория,
объясняющая возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов
– говоря по-современному, этносов. Ее автор, Лев Николаевич Гумилев (1912-
1992 гг.), – не просто ученый, доктор географических и доктор исторических
наук, но один из интересных авторов, повествующий о малоизвестном в прошлом
народов нашей Земли. Человек интересной и трудной судьбы. Многие помнят его
интересные выступления перед слушателями, показанные по телевидению, в
начале 90-х годов. Л.Н. Гумилев создал новую науку этнологию. Его теория
долгое время замалчивалась и искажалась официальной наукой.
Введение…………………………………………………………………. 3
I.ЭТНОС………………………………………………………………… 3
1. Понятие этноса……………………………………………………….. 3
2. Этнос как система……………………………………………………. 4
3. Этническая иерархия………………………………………………… 5
I I. ЭТНОГЕНЕЗ……………………………………………………….. 10
1. Метод в этнологии…………………………………………………… 10
2. Два подхода к систематизации……………………………………… 11
3. Категория времени в этнологии………………………………….…. 12
4. Пассионарность в этногенезе…………………………………….…. 13
5. Фазы этногенеза……………………………………………………... 13
6. Пассионарность в сфере сознания…………………………………. 16
7. От Руси к России……………………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………….. 18
Библиографический список использованной литературы……….…. 27
Выход
из безнадежности нашего
Гумилева. Это как завещание в смутное время. «Исторический опыт показал,
что пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, Объединенная
Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман.
К сожалению, в ХХ в. мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей
страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами –
пытались всех сделать одинаковыми. А кому хочется быть похожим на другого?
Механический перенос в условиях России западноевропейских традиций
поведения дал мало хорошего, и это неудивительно. Ведь российский
суперэтнос возник на 500 лет позже. И мы, и западноевропейцы всегда это
различие ощущали, осознавали и за «своих» друг друга не считали. Поскольку
мы на 500 лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не
сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш
возраст, наш уровень пассионарности предполагают совсем иные императивы
поведения. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой
… будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция»
[4, с. 299].
«Восемнадцатый век стал последним столетием акматической фазы
российского этногенеза. В следующем веке страна вступила в совершенно иное
этническое время – фазу надлома. Сегодня, на пороге XXI в., мы находимся
близко к ее финалу… России предстоит пережить инерционную фазу – 300 лет
золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую
культуру, остающуюся грядущим поколениям! Если на обширной территории нашей
страны проявят себя новые пассионарные толчки, то наши потомки, хотя и
немного не похожие на нас, продолжат славные наши традиции и традиции наших
достойных предков. Жизнь не кончается…[4, с. 291]».
Теория Л.Н. Гумилева имеет большое значение для понимания исторических
судеб народов и, прежде всего, Российского суперэтноса (табл. 7). Выводы
могут быть сделаны как на глобальном уровне при принятии политических
решений, так и каждым человеком во взаимоотношениях со своим окружением.
Изменить законы Природы нельзя, остановить природные процессы
этногенеза невозможно, но можно их предсказать, так же, как предсказывают
цунами и землетрясения [6, с. 454].
Теория Л.Н. Гумилева – это попытка дать ответы на наиболее
фундаментальные вопросы человеческого бытия.
Теория пассионарности помогла решить «алгебраически», трудные для
«арифметического» решения задачи исторической науки.
Был открыт географический фактор второго уровня, являющийся пусковым
механизмом этногенеза (рис. 3).
Существенно были развиты научные методы и образована новая научная
дисциплина. Определено
место новой науки в системе
знаний.
Таблица 1. Термины этнической
иерархии [1, с. 135]
|Термин
|Содержание
|Антропосфера
|Биомасса всех человеческих
|Этносфера |Мозаичная антропосфера, т.е. сочетание системных |
| |этноландшафтных целостностей, всегда динамических |
|Суперэтнос
|Группа этносов, возникших
| |и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность |
|Этнос |Устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, |
|
|противопоставляющий себя
|
|коллективам и отличающийся
| |поведения, который закономерно меняется в историческом |
|
|времени
|Субэтнос |Элемент структуры этноса, взаимодействующий с прочими. |
| |При упрощении этносистемы в финальной фазе число |
|
|субэтносов сокращается до
|
|реликтом
|Таксонометрические
единицы одного порядка:
|Консорция |Группа людей, объединенных одной исторической судьбой; |
|
|либо распадается, либо
|Конвиксия
|Группа людей, объединенных
| |семейными связями. Иногда переходит в субэтнос. |
|
|Фиксируется не историей, а этнографией
|
|Таксонометриче|Гибрид
|ская единица | |развития |формообразования|
|Консорция
|Нестойкие сочетания |
|
|
|самоутверждение |
|Конвиксия |Деформированные |Создание |Субэтнос |
|
|сочетания
|территориальной |
| | |общины | |
|Субэтнос |Симбиозы |Этническое |Этнос |
| | |самоутверждение | |
|Этнос |Ксении |Создание |Ведущая роль в |
| | |социального |суперэтносе и |
| | |института |консервация |
| | | |структуры |
|Суперэтнос |Химера |Аннигиляция |Реликт |
|Человечество |Гипотетическое |Этногенез |? |
| |смешение с | | |
| |палеантропом в | | |
| |мезолите на горе | | |
| |Кармел | | |
|Гоминиды |? |Эволюция как |Исчезновение |
| | |филогенез |вида |
Таблица 3. Последовательность приближения к предмету при изучении процессов
этногенеза [1, с. 349]
|Степень приближения |Наблюдение от …|Видим … |Проблематика и |
| | | |методика |
|1 [pic] |Биосферы |Этносферу |Географическая |
|2 [pic] |Этносферы |Суперэтносы |Культурологическа|
| | | |я |
|3 [pic] |Суперэтноса |Этносы |Этнологическая |
|4 [pic] |Этноса |Субэтнос |Политико-историче|
| | | |ская |
|5 [pic] |Субэтноса |Консорции |Этнографическая |
| | |(люди и | |
| | |семьи) | |
|6 [pic] |Консорции |Эпизоды |Биографическая |
| |(семьи или | | |
| |биографии | | |
| |деятелей) | | |
|7 [pic] |Эпизодов |Сведения |Филологическая |
| | |источников | |
Таблица 4. Сравнительная диахроническая таблица по этнической
истории Руси и
России [4, с. 294]
|Фаза этногенеза / |Возраст |Славяне – Древняя Русь |Московская Русь - Россия |
|Фазовый переход
|этноса, лет|
| | |периодизация |основные события |периодизация |основные события |
|Пассионарный толчок |- |Около 1 г. н.э. |Взрыв этногенеза |Около 1200 г. |Взрыв этногенеза в |
| | | |от Южной Швеции до| |Литве, на Руси, в |
| | | |Абиссинии – | |Малой Азии и Эфиопии|
| | | |Великое | | |
| | | |переселение | | |
| | | |народов | | |
|Инкубационный период |180-200 |1-200 гг. |Неизвестны |1200-1300 гг. |Возникновение нового|
|фазы пассионарного | | | | |этноса – русских – |
|подъема, образование | | | | |на основе слияния |
|нового этноса | | | | |славян, татар, |
| | | | | |литовцев, |
| | | | | |финно-угорских |
| | | | | |народов. Создание |
| | | | | |Великого княжества |
| | | | | |Московского. |
| | | | | |Куликовская битва |