Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:30, реферат
Цель данного реферата – рассмотреть классификацию цивилизаций Тойнби, стадии их развития, а также показать будущее данных цивилизаций.
1. Введение………………………………………………………………….2
2. Основная часть.
2.1 Цивилизации А. Тойнби……………………………………………...4
2.2 Судьбы цивилизаций………………………………………………..12
2.3 Будущее цивилизаций………………………………………………21
3. Заключение……………………………………………………………..24
Библиографический список…………………………………………….26
Реферат по курсу культурологии
Тема: «Цивилизационная концепция культуры А. Тойнби»
План:
1. Введение…………………………………………………………
2. Основная часть.
2.1 Цивилизации А. Тойнби……………………………………………...4
2.2 Судьбы
цивилизаций……………………………………………….
2.3 Будущее
цивилизаций………………………………………………
3.
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………….26
Жизнь цивилизаций продолжительна,
они занимают обширные территории, а
число людей, охватываемых
цивилизациями, как правило, велико.
Они имеют тенденцию к распростране-
нию путем подчинения и ассимиляции
других обществ…
А. Дж. Тойнби
1. Введение
Существуют различные трактовки термина «цивилизация». Для выработки более или менее точного определения цивилизации необходимо изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер – развитыми культурами, П. Сорокин – метакультурами, А. Тойнби – цивилизациями.
Но
все-таки можно дать наиболее
точное определение данному
Сегодня
проблема цивилизаций ставит
перед исследователями такие
задачи, решение которых предполагает
научный подход и философскую
проработанность. К числу
В
выработке определения понятия
цивилизации и оценки
Его
теория может считаться
В исследовании
«Постижение истории» на основе глубокого
изучения колоссального объема фактов
мировой истории Тойнби предпринимает
попытку переосмыслить
Тойнби
полагал, что цивилизации есть определенные
типы человеческих сообществ, «вызывающие
определенные ассоциации в области
религии, архитектуры, живописи, нравов,
обычаев – словом, в области
культуры». Тойнби отмечает, что под
цивилизацией понимается «наименьший
блок исторического материала, к
которому обращается тот, кто пытается
изучить историю собственной
страны». Именно эти пределы во времени,
пространстве, культуре дают интеллигибельную
единицу цивилизации. Для Тойнби
цивилизация – это достигшая
пределов самоидентификации культура,
в пределе это может быть человеческая
или глобальная цивилизация. Шкала
критериев классификации
Начиная с 21 цивилизации, Тойнби к концу своего многотомного сочинения по ходу дела утрачивает 8, но, кажется, не дает себе труда заметить потерю, увлекаемый потоком осмысления движения или неподвижности истории.
Цель данного реферата – рассмотреть классификацию цивилизаций Тойнби, стадии их развития, а также показать будущее данных цивилизаций.
2. Основная часть
2.1. Цивилизации А. Тойнби
Понять
историю отдельной страны, как
правило, невозможно без учета ее
связей и взаимодействий с другими
странами. Чтобы объяснить события
ее истории, приходится сопоставлять их
с тем, что происходит в других
странах. Но отсюда не следует, что исследование
истории какой-либо страны должно захватывать
весь мир и все прошлое
Итак, есть основания полагать, что существует некоторое поле исторического исследования, в рамках которого можно объяснить ход интересующих историка процессов. Эти «умопостигаемые поля исторического исследования … представляют собой к настоящему времени общества с более обширной протяженностью как в Пространстве, так и во Времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы»*. Ведь историк, оставаясь в его границах, должен иметь возможность разобраться во всех аспектах социальной жизни общества – не только в политическом и экономическом, но и в культурном, который оказывается наиболее глубоким и фундаментальным. Поэтому поле исторического исследования охватывает достаточно обширную пространственно-временную область, в которое располагается общество, могущее состоять из некоторого множества государств. Это общество представляет собой целостное историческое образование, которое и является «социальным атомом» – основной единицей истории: «Общество, а не государство есть тот социальный «атом», на котором следует фокусировать свое внимание историку»**.
* Тойнби А. Дж. Постижение истории. Москва, 2002, с. 45.
** Тойнби А. Дж. Постижение истории. Москва, 2002, с. 45.
Общество
такого типа Тойнби называет цивилизацией.
Каждая цивилизация представляет собой
замкнутый и независимый от других
мир. Конечно, полностью изолированной
от внешних воздействий
Географические границы области, занимаемой какой-либо цивилизацией, со временем могут изменяться. Но «ни одно из исследуемых обществ не охватывает всего человечества, не распространяется на всю обитаемую Землю и не имеет сверстников среди обществ своего вида; наше западное общество, например, не воспринималось как нечто целое, пока эллинское общество, будучи одним из первоначальных представителей обществ данного вида, не достигло своей зрелости»*. Всемирная история есть история различных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом.
Длительность
существования отдельной
В отличие от Шпенглера, которого совершенно не интересовали никакие другие культуры, кроме выделенных им восьми «великих», Тойнби как историк озабочен тем, чтобы описать все исторически существовавшие цивилизации.
В сравнительном
исследовании цивилизаций Тойнби изучает
и описывает шесть
Попробуем кратко рассмотреть некоторые из данных видов обществ.
1. Православное христианское
* Тойнби А. Дж. Постижение истории. Москва, 2002, с. 45.
6
Православное христианское общество, подобно западному христианскому, находится в сыновнем родстве с эллинским обществом, а отсюда следует вывод, что одно общество может находиться в «отечески родственных» отношениях с несколькими разными обществами. Чтобы понять, как это возможно, обратимся к географическому фактору.
«Стержневая
ось» православного христианского
мира берет свое начало в центре
Эллинского мира, в Эгейском море. Экспансия
православного христианского
2. Иранское и арабское общества. Следующее живое общество – исламское. Обращение к первоисточникам его истории вызывает обнаружение наличия универсального государства (Багдадский халифат Аббасидов), универсальной церкви (ислам) и движения племен (движение тюркских и монгольских кочевников Великой степи и др.). Обнаруживаются и признаки отеческого общества. Исламское общество зародилось на территории азиатского плоскогорья, образуя постепенно ряд самостоятельных государств, от которых происходят почти все государства современного исламского мира. Два исламских общества сыновне родственны одному более старому обществу, которое находится «за пределами видимого исторического горизонта».
3. Сирийское общество. Сирийское общество является отеческим по отношению к иранскому и арабскому. Определим месторасположение родины иранского и арабского обществ в отношении к их отеческому обществу. Основная линия иранского общества оказалась на значительном удалении от отеческого сирийского общества. С другой стороны, родина арабского общества в Сирии и Египте не только совпадает с родиной сирийского общества, но и включает ее полностью.
* Тойнби А. Дж. Постижение истории. Москва, 2002, с. 49.
4. Индское общество. Является живым обществом. Универсальное государство в этом случае – империя Гуптов (375 – 475 гг. до н.э.), вселенская церковь – это индуизм, движение племен исходило от гуннов Евразийской степи. В индуизме можно увидеть неиндские наслоения, например - поклонения божествам в иконической форме. Родиной индского общества были долины Инда и Ганга.
5. Древнекитайское общество. Его прародина – Дальний Восток. Универсальное государство – империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э., вселенская церковь – это махаяна, движение племен – набеги кочевников Великой степи. Родина древнекитайского общества находилась в бассейне Желтой реки и Янцзы. Бассейны обеих рек стали родиной сыновнего дальневосточного общества. Территориально дальневосточное общество отстоит от отеческого древнекитайского не столь далеко, как, например, западное от эллинского или иранское от сирийского. Здесь ближе аналогия с арабским обществом или с обществом индуистским.
6. Реликтовые общества. Иудеи и парсы – реликты сирийского общества эпохи Ахеменидской империи, нормальная жизнь которой была прервана походами Александра Великого и засильем эллинизма. Монофизиты и несториане – «продукт реакции сирийского общества на это чужеродное вторжение». Эти реликты позволяют рассмотреть ошибки, которые происходят при столкновении двух или более обществ.
7. Минойское общество. Родина минойского общества – острова Крит и Киклады. Хотя сирийское общество находилось в значительном удалении от минойского, оно унаследовало от минойцев алфавит, а также – вкус к дальним морским путешествиям. Так, обнаруживается родство сирийского общества с минойским.
8. Вавилонское общество. Находится в Западной Азии, в Иране. В истории Вавилона было одно необыкновенное событие: милитаризация Ассирии. Постоянное противоборство Ассирии с Вавилонией достигло кульминации в Столетней войне 7 в. до н.э., в которой Вавилон пал, чтобы затем воскреснуть. Однако к началу христианской эры вавилонского общества уже не существовало.
9. Андское общество. Андская культура берет свое начало в двух районах – Чиму и Наска – и именно здесь зародился творческий импульс, давший толчок созидательной работе, продолжавшейся первые пять вв. до н.э. Искусство раннего Чиму дошли до нас в красочной керамике, в гармонии и пластике изображения человеческого тела.