Концепция культуры А.Тойнби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:30, реферат

Описание

Цель данного реферата – рассмотреть классификацию цивилизаций Тойнби, стадии их развития, а также показать будущее данных цивилизаций.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….2
2. Основная часть.
2.1 Цивилизации А. Тойнби……………………………………………...4
2.2 Судьбы цивилизаций………………………………………………..12
2.3 Будущее цивилизаций………………………………………………21
3. Заключение……………………………………………………………..24
Библиографический список…………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

концепция культуры А. Тойнби.docx

— 125.96 Кб (Скачать документ)

 10. Египетское общество. Это еще один представитель обществ, проживший длинную жизнь и не имевший в своей истории ни отеческого, ни сыновнего родства. Это общество возникло в нижней долине Нила. Оно не оставило в современном мире преемников. Бессмертие этого общества запечатлено в камне, пирамиды – эти неодушевленные свидетели жизни своих создателей – возможно, будут играть свою роль Атлантов еще на протяжении сотен тысяч лет. «Может быть, они простоят дольше, чем проживет Человечество, и в мире, где не останется ни чувств, чтобы воспринять их, ни разума, чтобы их понять, они будут продолжать свидетельствовать о египетском обществе, которое их создало: ведь оно было «прежде, нежели был Авраам»*.

Таким образом, Тойнби устанавливает 19 обществ: западное, православное, иранское и арабское (исламское), индуистское, эллинское, дальневосточное, сирийское, китайское, индское, шумерское, минойское, хеттское, андское, вавилонское, мексиканское, юкатанское, майянское и египетское. «Вселенская церковь» является основным признаком, позволяющим предварительно классифицировать общества одного вида. Другой критерий для классификации обществ – степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале. При обобщении результатов получается такая последовательность (православное христианское общество и дальневосточное распались надвое в соответствии с местонахождением – получилось 21 общество):

египетское + андское

китайское + минойское + шумерское + майянское

сирийское

индское + хеттское + эллинское

западное

православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее и Японии)

православное христианское (основное) + дальневосточное (основное)

иранское

арабское  + индуистское

мексиканское

юкатанское

вавилонское

 


* Тойнби  А. Дж. Постижение истории. Москва, 2002, с. 82.

 

Однако  ко времени окончания своего труда  Тойнби увеличивает число цивилизаций  и список цивилизаций выглядит следующим  образом:

  1. Независимые цивилизации

А. Не относящиеся к другим:

    Центральноамериканская

     Андская

Не аффилированные другими:

     Шумеро-аккадская

     Египетская

     Эгейская

     Индская

     Китайская

Аффилированные другими (первая группа):

     Сирийская  (Шумеро-аккадской, Египетской, Эгейской  и Хеттской)

     Эллинская (Эгейской)

     Индийская (Индской)

Аффилированные другими (вторая группа):

     Православная христианская (Сирийской и Эллинской)

     Западная (Сирийской и Эллинской)

     Исламская (Сирийской и Эллинской)

Б. Цивилизации-сателлиты:

     Миссисипская

     Юго-западная (Центральноамериканской)

     Североандская

     Эламитская

     Южноандская (Андской)

     Хеттская (Шумеро-аккадской)

     Урартская

     Иранская (сначала Шумеро-аккадской,  потом Сирийской)

     Корейская

     Японская (Китайская)

     Вьетнамская 

     Италийская (Эллинской)

     Юго-восточноазиатская (сначала Индийской, затем – только в    

     Индонезии и Малайе – Исламской)

     Тибетская (Индийской)

     Русская (сначала Православной  христианской, затем Западной)

  1. Недоразвившиеся цивилизации:

    Первая Сирийская (поглощена Египетской)

  Несторианская христианская (поглощена Исламской)

     Монофизитская христианская (поглощена Исламской)

     Дальнезападная христианская (поглощена Западной)

     Скандинавская (поглощена Западной)

     Космос средневековых городов-государств  

     (поглощен современной Западной)

Большинство из перечисляемых историком цивилизаций  являются в настоящее время уже  мертвыми. Существующих ныне цивилизаций он насчитывает семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская.

Основными элементами в жизни цивилизаций  являются, согласно Тойнби, политика, культура и экономика. Культурный элемент  – это «душа, кровь, лимфа, сущность цивилизации». Как только цивилизация  утрачивает внутреннюю силу культурного  развития, она сразу же начинает впитывать элементы чужой социальной структуры, с которой у нее  есть контакты. Для цивилизации, находящейся  в поле воздействия чужой культуры, культурное влияние оказывается  куда более благодатным и полезным, чем заимствования в экономическом  или политическом плане.

 

Отличие цивилизаций от примитивных  обществ.

Тойнби  отмечает, что самые ранние из известных  нам цивилизаций появились около  шести тысяч лет назад, а «возраст человечества равняется … 300 тыс. лет»*. Значит, «возраст цивилизаций …  равен менее чем 2%» времени  существования человечества. Таким  образом, в течение почти всей истории человечества цивилизаций  не было, и люди жили в обществах  иного вида – примитивных обществах.

Примитивные общества – это небольшие по количеству своих членов племена, занимающие ограниченную территорию и имеющие сравнительно короткий срок жизни. Таких обществ  было много, они рождались, размножались и гибли подобно кроликам. Есть они и в наше время. Так, в 1915 г. западные антропологи Хобгауз, Уэлер и Гинзберг составили список приблизительно 650 таких обществ. Почти все общества, приведенные в списке, были к тому времени живы.

Жизнь же цивилизаций «более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико»**. Они распространяются путем подчинения и ассимиляции  других обществ.


* Тойнби  А. Дж. Постижение истории. Москва, 2002, с. 92.

** Тойнби  А. Дж. Постижение истории. Москва, 2002, с. 86.

 

Однако  сравнивать цивилизацию с примитивными обществами – все равно что сравнивать кроликов со слонами.

Цивилизации отличаются от примитивных обществ  не только по величине. Главное различие между ними Тойнби видит в том, что примитивные общества статичны, тогда как цивилизации динамичны. Объясняя это различие, он указывает, что важным фактором жизни любого общества является мимесис – социальное подражание, благодаря которому в обществе распространяются перенимаемые людьми друг от друга ценности и нормы поведения. В примитивном обществе мимесис направлен на воспроизведение и сохранение образа действий предков, обычаев и традиций прошлого. Поэтому изменения в нем происходят медленно. В цивилизациях же мимесис ориентирован на творческих личностей, на восприятие новаций. Поэтому они нацелены на изменения и рост.

Сила  инерции, воплощенная в обычае, объясняет  долгое пребывание человечества на примитивном  уровне. Почему же примерно 6 тысячелетий  назад эта инерция была преодолена? Какая сила преодолела ее? Видимо, пришел в действие какой-то механизм, работа которого обуславливает переход  общества из статического состояния  в динамическое движение, генезис  и рост цивилизаций. Открытие и описание этого механизма Тойнби считает  своим важнейшим научным достижением.

 

    1. Судьбы цивилизаций

Вслед за Данилевским и  Шпенглером Тойнби признает циклический 

характер  развития цивилизаций и выделяет 4 основных стадии их развития: генезис, рост, надлом и распад.

Утверждение, что благоприятные природные  и социальные условия способствуют общественному развитию, кажется  самоочевидной и тривиальной  истиной. Но так ли это? Тойнби считает, что «слишком хорошие условия, как  правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста». Народы, обитавшие в жарких джунглях Центральной  Африки с их изобилием даров природы, тысячелетиями оставались в застывшем  на примитивном уровне состоянии, тогда  как в менее богатой природе  Северной Африки и Европы уже шел  быстрый рост цивилизаций. Когда  Ганнибал после победы над римлянами  в Каннах (217 г. до н.э.) отвел свое войско в богатую Капую, его солдаты пристрастились там к «радостям земным», деморализовались и позабыли о своем воинском долге. Как повествуется в Библии, Моисей вывел своих соплеменников из Египта, где они «сидели у котлов с мясом» и «ели хлеб досыта», и благодаря этому начался их культурный подъем. Значит, «цивилизация существует благодаря постоянным усилиям человека. Достаточно лишить город энергоснабжения, как цивилизованная жизнь в нем сразу же окажется поставленной под сомнение»*. Суровые естественные условия служат мощным стимулом для возникновения и роста цивилизации.

Благоприятные условия враждебны цивилизации. Чтобы выйти из статического состояния, общество должно получить стимул к  изменению. Таким стимулом может  быть только резкое ухудшение условий  его жизни. Это ухудшение представляет собой вызов – постановку задачи, которую общество должно решить. Найденное обществом решение есть его ответ на вызов. Успешным ответом на вызов будет такое изменение общества, которое обеспечит его дальнейшее существование в новых условиях.

Действие  механизма «Вызов-и-Ответ» является фактором, противостоящим силе инерции. История любой цивилизации – последовательность актов Вызова-и-Ответа. Всякий раз вызов побуждает общество к совершенствованию, а нахождение адекватного ответа означает его подъем на более высокую ступень. И наоборот,


* Тойнби  А. Дж. Постижение истории. Москва, 2002, с. 127.

 

отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. А  неспособность общества найти адекватный ответ на сделанный ему вызов  ввергает его в кризис и ставит под угрозу его дальнейшее существование.

Первые  вызовы, стимулировавшие генезис  цивилизаций, были сделаны дельтами рек – Нила, Тигра и Евфрата, Иордана и Инда. Сильные климатические  изменения, которые произошли по окончании ледникового периода, привели к иссушению земель. Это  был вызов, на который общины охотников  и собирателей, обитавшие около  этих рек, ответили по-разному. Одни изменили образ жизни и так совершили  творческий акт превращения в  земледельцев. Их ответом стало возникновение  египетской, шумерской и индской цивилизаций. Другие, сохраняя привычный образ жизни, двинулись к северу, что столкнуло их с новым вызовом – вызовом северного холода. Общины, не изменившие ни образа жизни, ни местопребывания, поплатились за это полным вымиранием.

История дает и другие примеры вызовов, бросаемых  обществу природной средой. Возникновение  майянской цивилизации было ответом на вызов, брошенный тропическим лесом. Пришельцы, вынужденные спуститься с гор в поисках новых мест и добравшиеся до о. Крит, приняв вызов моря, создали минойскую культуру. Переход к новому типу хозяйства, создание мощных структур власти, строительство ирригационных сооружений, возникновение новых религий, научные открытия и технические достижения – все это ответы, которыми общество реагирует на вызовы.

Также наряду с вызовами природы Тойнби выделяет вызовы человеческой среды: «стимул  удара», «стимул давления», «стимул  социального ущемления».

Удар  – это неожиданное, внезапное  нападение. Классическим примером действия удара является реакция греческих  общин на вторжение армии персидского  царя Ксеркса в Элладу в 480-479 гг. до н.э. Угроза порабощения вызвала героический подъем духа греков. Они одержали победу, за которой «последовал небывалый расцвет» культуры в Афинах и других греческих городах.

Другая  форма воздействия – непрерывное  внешнее давление – нашла выражение  в истории западной цивилизации. Давление сыграло стимулирующую  роль и в развитии православно-христианской цивилизации на Руси. Результатом ответа Руси на вызов, давление языческих народов, кочевников Великой Степи явилась «эволюция нового образа жизни и новой социальной организации, что позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не просто выстоять в борьбе против евразийских кочевников…, но и достичь действительной победы»*. А в начале 18 в. Петр 1 ответил на западное давление, утвердившись на побережье Финского залива и сделав основанный им Санкт-Петербург новой столицей России.

Социальное  ущемление вызывается рабством, классовым  неравенством, бедностью, расовой, национальной или религиозной дискриминацией: «Социальная группа, слой, класс, в  чем-либо ущемленные собственными ли действиями, действиями ли других людей, либо волею  случая утратив нечто жизненно важное, направляют свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю, в чем, как правило, достигают немалых успехов. Так лоза, подрезанная ножом садовника, отвечает бурным ростом новых побегов»**.

Ответ на вызов – это творческий акт. Но к творчеству способны лишь немногие выдающиеся личности. Лишь «узкий круг родственных душ» поддерживает гения, да и то не всегда. Во всяком обществе существует неустранимое «духовное размежевание между Личностью и Толпой». Если творческий порыв гения не найдет отклика в обществе, дело его погибнет. Такова плата, которую должен платить гений за преждевременную попытку внесения изменений в жизнь общества. А оно, не последовав за ним, платится за это тем, что оказывается неспособным дать на вызов эффективный ответ и обрекает себя на застой. Но если творцу удается преодолеть инертность и враждебность социальной среды, то в обществе начинается «мутация» – процесс освоения и распространения нового. Творческая личность становится эталоном для подражания и мимесис направляется на воспроизведение нового образа действий.

Информация о работе Концепция культуры А.Тойнби