Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, реферат
. Возрастание в 20 веке роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории.
1. Введение в культурологию.
1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и человека.
2. Этапы становления культурологии. Структура.
3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии.
1. разведение субъекта и объекта познания по разным полюсам;
2. в их основе
лежат принципы гуманизма,
3. они представлены с позиций идеалистической и материалистической идеологии.
С точки зрения 1-й культура трактуется как духовное . В материалистической – понимается как сфера создания условий для всестороннего развития человека.
4. классические модели культуры воплощали идею европоцентризма, в соответствии с которой, неевропейские формы культуры рассматривались как неполноценные и недоразвитые.
К концу века классическая методология вступает в кризис, который вызван:
. ее недостаточной теоретической и . Стали очевидными несостоятельность претензий на абсолютизацию способностей и возможностей разума в познании феномена культуры.
Сама общественная
реальность Европы начала демонстрировать
деструктивные последствия
. расширение контактов с неевропейскими культурами, заметно наметившийся диалог между ними и другими, не могли быть о классическими моделями.
5. буржуазная
цивилизация достигает
6. Т.н. разум
доказал свою неспособность
Романтизм бежит от совершая путешествие во времени и пространстве. Бегство за реальные пространственные пределы буржуазного общества выступало в 3-х основных формах:
1. уход в природу, фантастические миры;
2. уход от действительности в иное время;
3. уход в собственный внутренний мир.
Все это подводит
к выделению двух важнейших, идейных
комплексов романтизма – «романтичный историзм» и «индивидуалистичный
субъективизм».
Все эти обстоятельства привели к появлению
неклассических моделей культуры.
3. Понимание культуры, европейской культурфилософии (конец 19-20 в)
1. Кризис рационализма и становление неклассической культурфилософии.
2. Модернистские
и постмодернистские теории
1. В середине
19 века реальность европейской
жизни и культуры выявило
Шопенгауэра.
Европейская ситуация
к 19 веку характеризовалась
Классическая методология уже исчерпала свои возможности, и европейская философия переходит от проблемы познания к проблемам жизни. При этом в начале 20 века популярность приобретает марксизм, выступивший как соц. теория развития общества на базе противоречивости классовых институтов, борьбы классов.
В то же время философия романтизма и иррационализма дали ………
Под влиянием философии
жизни возникает ряд
Ницше выступил ключевой фигурой философской переоценки классической европейской культуры. Философия Ницше строится на отрицании крестьянской религии ,морали, прежней философии, которые в качестве духовных культурных норм подавляют природный человеческий инстинкт, выступающий в виде воли к власти, могуществу. Критикуя омертвление современной культуры, которая в процессе созидания будущего подавляет творческий потенциал. Ницше построил свою концепцию на оппозиции 2-х начал. Апполонистического и дионистического как 2-х миропониманий, появляющихся их хаоса жизни. Основы культуры, по мнению Ницше, закладываются в стихии самой жизни народной массы, формирующей мораль и фиксирующей социальные отношения.
Абсолютный иррационализм
философии приводил к отрицанию
в культуре любого рационального
начала. Ряд крупнейших ученых критически
отнеслись к крайним положениям
взглядов Ницше. Но Ницше вводит идеи
«смерти Бога»,
«европейского нигилизма», «сверхчеловека», «переоценки
всех ценностей», которые в дальнейшем
развивают философы. Его взгляд на культуру
разделяли представители многих направлений.
С помощью репрессивного аппарата в 20
веке культура создает превращенные формы
реальности, вступающие в непримиримый
конфликт с жизнью.
Фрейд определяет
сущность человека через бессознательное
начало его психики, темную и древнюю
психологическую силу, в которой
сосредоточены первичные
Постклассическая
культурфилософия Запада выразила сомнение
относительно существования универсальных
ценностей, способности разума постигнуть
культурно-истинный процесс в перспективе
его единства, прогрессивного движения
к осуществлению высшей цели человеческого сообщества. Постановке
этих тем во многом способствовала концепция
локальных цивилизаций, представленная
именами Сорокина, Данилевского,
Тойнби. В их произведениях отчетливо
звучит идея отречения от единства человечества
и социокультурного прогресса. Данилевский
назвал принцип исторического упорядочивания
событий бессмысленным и искусственным,
т.к. в одно и то же время жизнь различных
народов протекала по - разному. И часто
в культурном плане развивалась изолированно
и несопоставимо.
Теория локальных цивилизаций строится на
утверждении самобытности, замкнутости
отдельных культур, которые не передают
своих начал другим, совершают круг в своем
историческом развитии, внутри которого
переживают эволюцию от рождения до смерти.
Наибольший резонанс в рамках данной теории
имела концепция Шпенглера, который выступает
с критикой европоцентризма и выдвигает
идею сравнительной морфологии культуры.
Шпенглер трактует культуру как организм,
появляющийся в результате «пульсации
жизни» на основе своего собственного
уникального способа переживания жизни.
Рациональный анализ культуры невозможен.
Ее постижение возможно на интуитивном
уровне путем «чувствования и образно-символического
выявления души культуры». В своем труде
«Закат Европы» Шпенглер анализирует
8 типов культур. Культурно-истинный процесс
в рамках 1000-1500 лет разворачивался по фазам:
. мифосимволическая;
. ранняя;
. метофизикорелигиозная высокая;
. поздняя культура, окостеневшая и переходящая в цивилизацию.
Мировая культура – не единство культурного развития, а совокупная биография разных культур проходящих различные фазы своей жизни. Т.о. с конца 19 – начала 20 веков идет становление новых, неклассических получивших название модернистских моделей культуры, для которых характерно:
1. вывод культуры в сферу иррационального, область, которую нельзя адекватно описать и исчерпать в сетке понятий;
2. переход от
познания жизни к ее
3. критика европоцентризма;
4. отрицание
истории или ее новое
5. отход от
исторического прогресса в
6. стремление выделить первооснову культуры и создать типологию культур.
2. В течение 20 века в Западной философии во всех ее течениях наблюдалось движение к культурологии, которая, по существу превращалась в философствование послеклассического периода. При этом до середины века не наблюдалось тотального нигилистского отрицания всех классовых установок. В 60-70 г.г. 20 века появляется философия постмодернизма, которую многие назвали экстравагантной.
Постмодернизм
философии пытается полностью пересмотреть
и развенчать классический способ теоретизирования,
делает главной темой кризис гуманизма,
возлагает на разум ответственность за производство
новых культурных форм, которые стандартизируют
человека, отказываются от прогрессистско-
Постмодернистская эпоха рождает и теоретиков, которые сознают справедливость многих проблем, но все же не склонны к полному разрыву с гуманистской традицией, верой в способность разума и понимают необходимость строить целостную картину истории. Естественно, что в поисках «подменного» человеческого бытия культурфилософия 20 века представила много концепций и теорий и 2 модели культуры: модернистская, в которой прослеживается ориентация на жизнь человека; постмодернистская – акцент на сопротивление мира неразумному воздействию на него человека.
Модернистские (неклассические) теории культуры оказались под большим влиянием феноменологии, экзистенциализма, герменевтики.
Феноменологи (Гартман,
Лосев и др.) озабочены тем, что
богатый жизненный мир
Чтобы избежать этого феноменология строит
учение о бытии сознания и разрабатывает
особый феноменологический метод.
Экзистенциалисты (Хойдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Бердяев и др.) предложили философию, в центре которой находятся проблемы уникальности человеческого существования и сделали главным пунктом индивида, взятого самого по себе, вне его общественных связей. Эта культурфилософия предложила достаточно глубокий взгляд на симптомы деградации гуманистической культуры, заставила задуматься о бедах человечества в 20 веке, дала собственно понимание тоталитаризма, культа безудержного покорения мира и т.д.
Герменевтика это философия о бытии человека в мире и понимания этого мира посредством языка и переживаний. Экзистенционализм выступает составной частью герменевтики. К числу крупных ее представителей относят ведущих экзистенционалистов (Кайдеяр, Бердяев, Сартр, Лосев); которые понимали человека как существо эстетически, этически, религиозно чувствующее.
В рамках герменевтики, как философии, и способа философствования центром которого является интерпретация, понимание текстов. Ее представители (Булгаков, Флорентийский. Бетти и др.) разработали учение об особой роли языка в культуре, анализируют коммуникативные способности человека, связи между людьми, выдвигают тему диалога культуры.
Широкое распространение
в 20 веке получила аналитическая психология.
Несмотря на серьезную критику Фрейда,
это учение имело многочисленных последователей, что и предопределило
оформление психоаналитической концепции
культурологии (Юнг, Фромм). Последователи
Фрейда уделили много внимания внутренним
процессам формирования и функционирования
личности, из которых и выводятся культурные
процессы. При этом большой вклад в культурологию
вносит Юнг, который определил психическое
состояние личности, ее биологическим
началом, личным опытом, и «коллективным
бессознат.», находящим выражение в мифах,
верованиях, сновидениях, произведениях
искусства и т.д.
Популярная игровая теория культуры представлена именами Хейзинги и т.д. Теория утверждает инстинктивно игровое начало зарождения и построения истинной культуры, противопоставляя ее массовой в рамках которой человек приучается потреблять, а не творить.
Влиятельным направлением культурологии является символическая концепция культуры (Кассирер, Уайт). Согласно этой концепции человек упорядочивает окружающий его хаос посредством создания символических форм культуры – языка, искусства, религии, науки. Каждая из этих форм открывает для людей новые границы свободы и, индивидуально реализуя его способности к общению и созданию символов. Мир культуры – это идеальная символическая вселенная, которая важнее для людей, чем природный мир.
Пони мание культуры, как мира символов, выражает ценности социального общения, глубокие верования и идеалы народов, растворившись в системе коммуникаций, делает язык предметом культурологических исследований.
Методы, сложившиеся в науке о языке исследователи символической школы переносят в науки общественные. Общественные отношения стали рассматриваться по аналогии между значимыми единицами языка и речи. В ход пошли методы структ. языкознания, социологии языка, трактовка языка, как голоса бытия, открытие в языке шифров бытия и т.д.
Данная методология стала базой для оформления особой линии в изучении культуры – структурализма и постструктурализма. Его представители исходят из того, что культура и все ее формы (экономика, политика, одежда, жилище и т.д.) структурирована как язык и процессы, происходящие в ней можно истолковать как обмен сообщениями. Поэтому и всю культуру можно истолковать, как текст с бесконечным количеством сообщений, но при первом же анализе конкретного текста он начинает до бесконечности рассыпаться на обрывки из других текстов, чужие мысли, слова.
По сравнению
с распыленностью сообщений, язык, на
котором они составлены, представляет
прочность своей структуры, способной
производить все новые