Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:26, контрольная работа
Культура Древней Руси произошла от культур местных восточнославянских племён. В тоже время, не смотря на ее славянскую направленность, русская культура активно развивала контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Болгарией, странами Центральной Европы, Скандинавией, Хазарским каганатом и арабским Востоком. Культура Древней Руси развивалась настолько стремительно, что уже к XI в. достигла довольно высокого уровня. В своем развитии она всё больше подчинялась феодальным порядкам, которые все больше преобладали в обществе
I. Культура древней Руси. Вступление....................................2
II. Крестьянское жилище и утварь...........................................3
1. «Профессии» русской печи...............................................3
2. «Красный» и другие углы.................................................5
3. Секреты русской бани.......................................................8
III.Крестьянская трапеза...........................................................10
1. «Хлеб – всему голова».......................................................10
2. «Щи да каша – пища наша».............................................13
3. Напиток Казановы.............................................................15
4. Обычаи крестьянского стола...........................................16
IV.Крестьянская семья................................................................19
1. «В семье и каша гуще»......................................................19
2. «Не выбирай невесту, выбери сваху».............................21
3. «Жениться не воды напиться».........................................23
4. «Кого люблю того и бью»..................................................25
V. Русские народные праздники................................................28
1. Рождественские святки......................................................28
2. Широкая масленица...........................................................32
3. Семик честной.....................................................................36
4. Иван Купала.........................................................................38
VI. Древнерусская одежда до монгольского нашествия:
Киев, Новгород, Владимир X – XIII в.................................41
1. Одежда русского мужчины................................................42
2. Костюм русского богатыря................................................44
3. Как же выглядела русская красавица?..........................44
VII.Заключение...............................................................................
VIII.Список литературы...................................
И все же положение женщины из простонародья было намного свободнее, чем в боярской или купеческой среде. Крестьянка, занимаясь хозяйством, могла свободно выйти из дома по воду к колодцу или на реку, пойти в лес по грибы и ягоды, на жатву в поле. Боярыни же и купчихи вели затворный образ жизни.
Женщина, тянувшая значительную часть воза крестьянских забот, пользовалась немалым уважением в семье. Ее роль особенно возрастала после смерти мужа. Нередко вдова становилась главой дома и приобретала дополнительный вес не только в семье, но и в крестьянской общине.
Рождение детей в семье всегда радость. Однако крестьян особенно радовало рождение мальчика. Объяснялось это просто: община выделяла семье надел пахотной земли – главного крестьянского богатства – на каждого родившегося ребенка мужского пола. На девочек земля не полагалась. Кроме того, женившись, сын приводил в дом еще одну работницу, а дочь, выйдя замуж, наоборот, уходила, да еще уносила с собой часть богатства семьи в виде приданного. Детей рожали столько, сколько Бог пошлет. Искусственно прерывать беременность считалось большим грехом. Лишь один фактор регулировал численность крестьянской семьи – высокая смертность: и детская, и взрослая. Рожали детей обычно в бане, которая в старое время заменяла лечебницу. Однако, работая до последнего дня, беременная крестьянка могла родить где угодно – в поле, в хлеву, в избе.
Физическому рождению человека не придавалось большого значения. Другое дело – духовное рождение – крестины. Обычно младенца крестили на сороковой день и нарекали именем того святого, чью память отмечали в день крестин. Крещеный обзаводился в этот день духовными родителями – крестным отцом и матерью. Их выбирали, как правило, из родственников. Крещение, как и свадьба, считалось большим событием. В день крестин родители устраивали стол для родных и близких и ежегодно отмечали день ангела, или именины, заменяющие празднование дня рождения.
Родители были для своих
детей непререкаемым
Семейные отношения крестьян
были освещены вековыми традициями. Многие
из них безвозвратно ушли в прошлое,
некоторые продолжают жить, составляя
часть нашего бытия или, как сегодня
принято говорить, часть русского
национального менталитета.
Русские народные праздники
Умели русские люди
работать, умели и отдыхать. Следуя
принципу: «делу – время, потехе
– час», крестьяне отдыхали и
развлекались в основном в
праздничные дни. Какие же
Долгое время в деревнях
жили тремя календарями.
Второй календарь –
языческий, дохристианских
И, наконец, третий,
самый поздний календарь –
христианский, православный, в котором
одних только великих
Некоторые русские
праздники за многие столетия
не раз меняли сроки. Так,
например, Новый год на Руси
до середины XIV в. отмечали 1 марта,
затем перенесли на 1 сентября, а
в 1700 г. Петр I повелел праздновать
Новый год 1 января, да еще с
ёлкой. Однако в древности
Рождественские святки
Зимой крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ. В это время, казалось, жизнь на селе замирала. Все сидели в натопленных избах и без особой надобности не выходили на улицу – холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и весёлый праздник – Рождество Христово со святками.
Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений, описанных в повести Гоголя «Ночь перед рождеством».
Святки (или святые вечера)
начинались 25 декабря и заканчивались
5 января по старому стилю. В это
время молодежь собиралась в тёплых
избах и устраивала колядования,
гадание, игрища ряженых. Гадание на
святки было главным девичьим развлечением.
Каждой девушке хотелось узнать, что
ее ожидает в будущем, особенно волновали
мысли о предстоящем
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чащу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И под чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Что за приметы скрыты в этих гаданиях? «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый – на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит, предстояло ей сидеть еще год в девках. «Снег полоть» подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно и звонко – быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого. Если говор слышался весёлый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж – ласковым и добрым. «Кормили счётным курицу зерном» и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели «ярый воск топили». По образовавшимся фигуркам судили о своём жребии: если похоже на церковь – к венчанию, ну а коль напоминает по очертаниям или пещеру – жди смерти.
Подблюдное гадание было
одним из самых распространенных.
Девушки, сложив свои кольца в блюдо
и накрыв его платком, «пели в
лад песенки подблюдны». После
каждой такой песенки блюдо
Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой:
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою,
И на том столе стоит
Зеркало с свечою…
Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:
…Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Что могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице, можно узнать, дочитав до конца стихотворение «Светлана».
Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Остановившись под окнами чьей-нибудь избы, ребятишки пели особые, рождественские песенки – колядки. Содержание их было традиционным – славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение – что-нибудь вкусненькое. Иногда в самих содержался намек на это:
Наша-то Коляда
Ни мала, ни велика,
Она в дверь не лезет
И в окно нам шлет,
Не ломай, не гибай,
Весь пирог подавай!
Среди колядовщиков имелся даже специальный носитель мешка для подарков – мехоноша. Если хозяин был скуповат и ничего не давал или давал меньше того, на сколько рассчитывали колядовщики, то он рисковал услышать от них и такое пожелание:
На новый год
Осиновый гроб,
Кол на могилу,
Ободрану кобылу.
После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства.
В рождественские дни дети
занимались также славлением: ходили
по избам с вертепом и Вифлеемской
звездой и распевали
Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Игры ряженных – древняя русская скоморошья забава, сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала неотделимой частью народных праздников.
Костюмы и маски (хари) ряженных готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехом наружу шуба – вот и костюм медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала журавля. Парни одевались бабами, девушки – мужиками. И те, и другие рядились стариками, цыганами, солдатами, различными животными. Особым успехом пользовались группы ряженных – лошадь с седоком, медведь с вожаком, №а при нем деревянная коза». Лошадь обычно изображали два парня, накрытые длинной попоной. Передний держал на вилах соломенную кобылью голову. На «лошадь» садился мальчик, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по деревне. Ряженые заходили в избы и веселились, как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости и детворе, и взрослым.
Широкая
Но вот и зима подошла к концу. На пороге весны в деревнях отмечали еще один веселый праздник – Масленицу. Известна она еще с языческих времен как праздник проводов зимы и встрече весны. На западе в честь прихода весны устраивали карнавал.
Церковь совместила
Масленицу с кануном Великого
поста, поэтому сроки ее
Название праздника
– «Масленица» - не случайно. В
последнюю неделю перед постом
уже не разрешалось есть мясо,
но молочные продукты, в том
числе масло, которым обильно
поливали блины – главное
Масленицу праздновали целую неделю, которая так и называлась – масленичной или сырной. Каждый ее день имел свое название: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда - лакомки, четверг – разгул, пятница – тещины вечеринки, суббота – золовкины посиделки и, наконец, воскресенье – проводы Масленицы, прощеный день.
В понедельник, первый день праздника, народ устраивал встречу Масленицы. Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее на человека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали кушаком, а к ногам привязывали лапти. Чучело – олицетворение масленицы – возили на санях с причитаниями: «Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться». Детвора сбегала с построенных снежных горок с радостными криками6 «Масленица! Приехала Масленица!»
В городах и деревнях первый день Масленицы заканчивался традиционной русской богатырской забавой - кулачным боем. Размахнись рука, раззудись плечо! Мужики разбивались на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки. Затем они уступали место парням. И только в разгар «сражения» выходили опытные бойцы и решали его исход.
Кулачные бои, несмотря на
их жестокость, велись по определенным
правилам. Запрещалось использовать
какое-либо оружие, даже медный пятак
в рукавице. Нельзя было бить лежачего,
преследовать спасающегося бегством.
Тем не менее, разбитые носы, распухшие
скулы, выбитые зубы и заплывшие
глаза считались обычной платой
за это чисто мужское развлечение.
Случались и трагические
С понедельника масленичной недели начинали печь блины – главное угощение праздника. «Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей» - так поэтично описал это кушанье писатель Александр Иванович Куприн.
На Масленицу все словно старались наесться впрок в ожидании семинедельного Великого поста. Экономить в это время на еде считалось грехом. «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить», - говорили в народе. Памятуя о доброй еде и веселье этих дней, родилась поговорка: «Не житье, а Масленица».
Во вторник, на заигрыши, парни и девушки катались с ледяных горок или в санях. Катания эти сопровождали всю масленичную неделю. Сани по этому случаю украшали цветными лоскутами, увешивали бубенчиками, колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги, лучшую сбрую, составляли санные поезда и носились по деревням, развозя веселые компании молодых людей. Парни демонстрировали перед девушками свою удаль, запрыгивая в лихо несущиеся сани. Накатавшись вдоволь, молодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье. На заигрыши парни высматривали себе невест, а девушки – женихов.