Культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:26, контрольная работа

Описание

Культура Древней Руси произошла от культур местных восточнославянских племён. В тоже время, не смотря на ее славянскую направленность, русская культура активно развивала контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Болгарией, странами Центральной Европы, Скандинавией, Хазарским каганатом и арабским Востоком. Культура Древней Руси развивалась настолько стремительно, что уже к XI в. достигла довольно высокого уровня. В своем развитии она всё больше подчинялась феодальным порядкам, которые все больше преобладали в обществе

Содержание

I. Культура древней Руси. Вступление....................................2
II. Крестьянское жилище и утварь...........................................3
1. «Профессии» русской печи...............................................3
2. «Красный» и другие углы.................................................5
3. Секреты русской бани.......................................................8
III.Крестьянская трапеза...........................................................10
1. «Хлеб – всему голова».......................................................10
2. «Щи да каша – пища наша».............................................13
3. Напиток Казановы.............................................................15
4. Обычаи крестьянского стола...........................................16
IV.Крестьянская семья................................................................19
1. «В семье и каша гуще»......................................................19
2. «Не выбирай невесту, выбери сваху».............................21
3. «Жениться не воды напиться».........................................23
4. «Кого люблю того и бью»..................................................25
V. Русские народные праздники................................................28
1. Рождественские святки......................................................28
2. Широкая масленица...........................................................32
3. Семик честной.....................................................................36
4. Иван Купала.........................................................................38
VI. Древнерусская одежда до монгольского нашествия:
Киев, Новгород, Владимир X – XIII в.................................41
1. Одежда русского мужчины................................................42
2. Костюм русского богатыря................................................44
3. Как же выглядела русская красавица?..........................44
VII.Заключение...............................................................................
VIII.Список литературы...................................

Работа состоит из  1 файл

культура древней руси.docx

— 68.85 Кб (Скачать документ)

Жидкую пищу из большой  деревянной миски, одной на всех, каждый черпал своей ложкой. Хозяин дома зорко  следил за соблюдением правила поведения  за столом. Есть полагалось не спеша, не обгоняя  друг друга. Нельзя было есть «вприхлебку», т.е. зачерпывать похлебку дважды, не откусив хлеба. Гущу, куски мяса и сала на дне миски делили после того, как была съедена жижа, причем право выбрать первый кусок принадлежало главе семьи. Брать ложкой сразу два куска мяса не полагалось. Если кто-то из членов семьи по рассеянности или намеренно нарушал эти правила, то в наказание немедленно получал по лбу хозяйской ложкой. Кроме того, за столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать ложкой по посуде, бросать остатки пищи на пол, вставать, не закончив еды.

Не всегда семья собиралась обедать в доме. В страдную пору ели прямо в поле, чтобы не терять дорогого времени.

На праздники в деревнях нередко устраивали "братчины" — пиры вскладчину. Выбирали организатора братчины — старосту. Он собирал с участников пиршества их долю, а иногда выполнял и роль тамады за столом. Всем миром варили пиво, готовили еду, накрывали стол. На братчинах существовал обычай: собравшиеся пускали по кругу чашу с пивом или медом — братину. Каждый отпивал по глотку и передавал соседу. Собравшиеся веселились: пели, плясали, устраивали игры.

Гостеприимство всегда было характерной чертой русских. Оценивалось  оно прежде всего хлебосольством. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. "Все, что в печи, на стол мечи", — учит русская пословица. Обычай диктовал чуть ли не насильно кормить и поить гостя, даже если он был уже сыт. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить еще хоть чуть-чуть.

Ели досыта крестьяне только по праздникам. Низкая урожайность, частые недороды, тяжелые феодальные повинности вынуждали отказывать себе в самом  необходимом - в питании. Может быть, этим объясняется национальная черта  русских - любовь к пышному застолью, которая всегда удивляла иностранцев.      

                      

                           

                   

 Крестьянская семья

В крестьянской семье царил  дух взаимопомощи, обязанности были строго распределены. Из поколения  в поколение передавались традиции, трудовые навыки, нравственные устои.     

                      

     «В семье и каша гуще»

Авторитет семьи в народе был необычайно высок. Человек. Не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал  у соседей подозрение. Только две  причины считались уважительными  – болезнь или желание уйти в монастырь. Русские пословицы  и поговорки так оценивали  значение семьи: «Не женат – значит не человек»,  «В семье и каша гуще», «Семье в куче не страшна и туча».

В далеком средневековье  крестьяне жили большими патриархальными  семьями из 15-20 человек: престарелые  родители, женатые сыновья с детьми и внуками – три-четыре поколения  родственников. Тесновато бывало такой  семье в небольшом крестьянском доме. Может быть тогда и родилась поговорка «В тесноте да не в обиде»?

В XVII в. преобладали семьи  не более 10 человек, состоящие, как правило, из представителей двух поколений –  родителей и детей. Главой семьи  был старший мужчина в доме. Его уважительно называли «большаком». Даже взрослые женатые сыновья, имевшие  собственных детей, считались с  ним. Большак распоряжался имуществом семьи и судьбой ее членов, руководил  полевыми работами, распределял трудовые обязанности.  Во время обеда большак сидел на почетном месте в красном углу избы под образами.

В основе крестьянского супружеского союза лежал, прежде всего, хозяйственный  интерес. Такое святое для многих людей чувство, как любовь, редко  бралось в расчет. Помещик женил  крепостных по своему усмотрению. Да и  народная традиция не предусматривала  обоюдного согласия юноши и девушки  на брак – за них все решали родители.

Невесту старались выбрать  не столько красивую, сколько здоровую, умелую, трудолюбивую. Ведь после замужества  ей приходилось брать на себя все домашнее хозяйство, воспитывать детей, ухаживать за скотиной, работать в огороде, поле. У «непряхи» и «неткахи» было намного меньше шансов выйти замуж, чем у искусной рукодельницы. Такой, казалось бы, практичный подход при создании семьи вовсе не означал, что союз двух людей был непрочным. Супругов объединяла общая забота: о хозяйстве, о детях, о доме. Ну а что до любви – «стерпится-слюбиться», - считали в старину.

В былые времена женились очень рано. «Кормчая книга» - свод церковных  правил, составленный в XIII в.  и регулировавший в том числе и семейные отношения, - устанавливала брачный возраст для девушек – 13, для юношей – 15 лет. Не редки были случаи и более ранних браков. Борясь с ними, «Стоглав» в середине XVI в.  обязывал священников венчать девушек никак не моложе 12, а юношей – 15 лет. Существовали и иные ограничения при вступлении в брак. Запрещалось, например, жениться родственникам до шестого колена, то есть троюродным брату и сестре. Церковь  отказывала в венчании жениху и невесте, состоящим в кумовстве, сватовстве или крестном братстве. Запрещалось православным сочетаться браком с человеком другой веры или вовсе не крещеным.

Церковные правила допускали  заключение брака не более трех раз. Даже второй брак считался греховным, и на вступающих в него церковь  накладывала наказание – епитимью, запрещавшую причащаться в течение  двух лет. Причем второй брак совершался без венчания, так же как и третий, сопровождавшийся пятилетней епитимьей. Насколько неприемлемы были для  церкви последующие браки, отражал  «Стоглав» в изречении Григория Богослова: «Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый – нечестие, понеже свинское есть житие».

Рождение новой семьи  обязательно сопровождалось веселой  свадьбой. Русская свадьба – одно из самых удивительных явлений народной культуры. Ее традиции соблюдали и  простые крестьяне, и самодержавные  цари. Русская свадьба исторически  соединила в себе два древних  обряда – народный, называвшийся «веселие», и христианский – венчание. Причем долгое время, вплоть до XVI в.,  в народной среде был распространен брак без венчания.

Лучшей свадебной порой  на деревне считались осень и  зима, когда были закончены все  сельскохозяйственные работы. У крестьян появлялось  свободное время, которого требовалось немало для подготовки свадебного торжества.  

      «Не выбирай невесту, выбери сваху»

Свадебное   обязательство предшествовало сватовство. Вопрос о выборе жениха или невесты в те времена, как уже упоминалось, единолично решали родители. Советоваться  с женихом и невестой было не принято. Теоретически они могли впервые встретиться только под венцом. Правда, в деревне, где все друг у друга на виду, такое вряд ли могло произойти.

Главную роль при сватовстве играла сваха. «Не выбирай невесту, выбери сваху», - поучала народная мудрость. Чаще всего эту обязанность исполняла  немолодая, опытная женщина, родственница или знакомая семьи жениха. От свахи  требовалось особое умение красиво  и убедительно говорить, ведь часто  ей приходилось расхваливать не слишком  ходовой «товар». Не зря в народе говорили: «На свашечкиных речках, как на санях – хоть садись да катись».

Обычно сваха приходила  в дом невесты и издалека, иносказаниями  и намеками, заводила разговор. Ее диалог с родителями невесты мог выглядеть  примерно так. Сваха: «У вас – товар, у нас – купец». Если родители хотели отказать, они отвечали: «Наш товар непродажный», если желали продолжить разговор, то приглашали сваху к  столу, «на хлеб-соль».

Не всегда сват или сваха  добросовестно выполняли свои обязанности. Известен забавный случай из истории  городской свадьбы XVII в. Некий сват договорился с отцом кривой невесты  обмануть жениха, разумеется, не бескорыстно. Сват сообщил жениху, что он может  увидеть невесту, сидящую у открытого  окна своего дома в такой-то час. Девушка  и вправду сидела у окна, но так, что кривой глаз не был виден с  улицы. Жениху, не подозревавшему подвоха, невеста понравилась, и он дал  согласие жениться.

Для того  чтобы избежать подобных недоразумений, после успешных переговоров свахи с родителями невесты устраивали смотрины. В дом невесты приходила мать жениха либо ее доверенное лицо – смотрительница. Она разговаривала с девушкой и внимательно наблюдала за ней, желая убедиться, насколько та умна и хороша собою.

После смотрин происходил «сговор». Тут уж в гости к родителям  невесты приезжал сам жених с  отцом или старшим братом. Их встречали  у ворот  дома как почетных гостей, провожали в избу и усаживали на лавку в красный угол. В сговоре участвовали только мужчины. Сама невеста жениху не показывалась: пряталась за печью или скрывалась на полатях. Обе стороны договаривались о свадебных расходах, сроках, размерах приданного, подарках жениха невесте. Затем в знак согласия «ударяли по рукам». С этого момента вопрос о свадьбе считался решенным, и начиналась ее подготовка.

В крестьянских семьях родители чуть ли не со дня рождения дочери начинали собирать в отдельный сундук ее приданное: куски полотна, одежду, обувь, украшения, постельное белье и многое другое. Выучившись рукоделию, девушка пополняла  сундук собственными изделиями –  вышитыми, связанными, сотканными.

Вечером, накануне свадьбы, в доме невесты устраивали девишник. Подруги помогали  укладывать приданное, а невеста, прощаясь с ними, пела грустные песни:

Я последний раз с вами прощаюся,

Навсегда от вас удаляюся.

Я уж названа, наречанная,

Жисть моя прошла драгоценная,

Наступает жисть переменная,

Перейдешь черту – не возвратишься,

В девичий наряд не нарядишься,

Изомнут венцы на главе  цветы.

Исстари повелось, что жениха, будь он даже из холопов, в  день свадьбы величали «князем», а невесту – «княгиней». Перед торжеством, согласно древней традиции, им в услужение назначали свадебные чины из родственников и друзей: «тысяцкий», «дружки», «бояре», «постельничий», «поезжане» и др. Тысяцкий был главным распорядителем на свадьбе. Он везде и всюду сопровождали жениха. Дружки созывали гостей, произносили речи, рассылали подарки от имени молодых. Поезжане сопровождали свадебный поезд. Бояре составили коллектив почетных гостей.         

 «Жениться – не  воды напиться»

С утра в день свадьбы  все участники торжества собирались в домах жениха и невесты. Из дома невесты перевозили постель. Ее сопровождал  целый конный поезд. Впереди верхом ехал невестин дружка, за ним – сани с постелью, в которых сидел  постельничий. Сзади, на вторых санях, ехала невестина сваха, в доме жениха постель ставили в заранее  приготовленное помещение – сенник, где молодым предстояло провести первую брачную ночь.

Приближался час венчания. Невесту обряжали в свадебное  платье. В древности на Руси его  шили из красной ткани. Одевание сопровождалось плачем невесты, символизирующим прощание с молодостью и свободой.

Особое значение при одевании  невесты, да и во всем свадебном чине, имел обряд «чесания головы». По традиции незамужняя женщина на Руси носила одну косу – символ девичества – и венец. Готовя невесту к венчанию, сваха расплетала ей косу и расчесывала волосы гребнем, смоченным в слабом медовом растворе. Вплетенную в косу ленту дарили какой-нибудь из близких подруг. Невеста в это время пела с плачем:

Не жаль мне золота,

Не жаль мне серебра,

Жаль одного:

Девичьей красы

Русой косы.

После венчания с невесты  снимали венец, а волосы заплетали  в две косы и убирали под  кику – головной убор замужней женщины. С этих пор ее волосы не должен видеть никто из посторонних.

В церковь жениха и невесту  сопровождал свадебный поезд: все  свадебные чины, родные, друзья. Поезд  вез также венчальные свечи жениха и невесты, каждая из которых могла  весить больше пуда. После венчания при выходе из храма сваха осыпала  молодых хмелем, считавшимся символом плодородия. Теперь свадебный поезд  направлялся к дому жениха. Его  родители на пороге встречали новобрачных  с образами и хлебом-солью и  благословляли их.

За свадебным столом, пока гости ели, пили и веселились от души, молодым полагалось сидеть чинно  и не прикасались к еде. Свадебный  пир сопровождался песнями, главными среди которых были величальные  в честь жениха и особенно лирические в честь невесты:

…Она белехонька, она  белехонька,

Белехонька  да румянехонька, белехонька   

                                             да румянехонька.

Ясны очи яснее сокола, ясны очи яснее сокола.

Черны брови чернее соболя.

Ягодницы как маков  цвет, маков цвет.

Походка у ней все повинная, все повинная,

Разговоры у ней лебединые!

В разгар свадебного пира тысяцкий уводил новобрачных в сенник. Там  их кормили и оставляли одних. В опочивальне между молодыми совершался древний обряд разувания. Жена в знак покорности  мужу должна была снять с его ног сапоги. В одном из них лежала монета: если молодая снимала первым именно этот сапог, то, о примете, ее ожидало счастье в семейной жизни. В противном случае считалось, что ей всю жизнь придется рабски угождать мужу. При  разувании муж в знак своей  власти легонько ударял жену плетью, полученную в подарок от тестя.           

    «Кого люблю, того и бью»

Обряд разувания наглядно демонстрировал характер будущих отношений  между супругами. Средневековая  женщина была полностью зависима от мужа. Его власть над женой  утверждалась не только силой авторитета, но нередко  прямым насилием. Бить жену считалось в порядке вещей не только в крестьянской, но и в боярской среде. «Домострой» на этот счет высказывался положительно. В народной среде прочно бытовало представление: если муж не бьет жену, значит, он ее не любит. Показателен комический, с нашей точки зрения, эпизод из русской истории XVI в. Некий  немец, живший в Москве, женился на русской. Спустя некоторое время жена упрекнула его в том, что он не любит ее. Немец, нежно относившийся к супруге, удивился: в чем его вина? «Ты ни разу не ударил меня», - услышал он в ответ. Тогда муж стал бить жену, и она перестала жаловаться.

Информация о работе Культура Древней Руси