Культура и досуг детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание

Социально - культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.д. Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Содержание

Введение
Глава 1. Культура досуга детей и подростков.
1.1. Культура досуга.
1.2. Досуг в системе социализации детей и подростков
1.3. Виды культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
Глава 2. Организация культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.1. Учреждения и организации культурно – досуговой деятельности для детей и подростков.
2.2. Основные направления и формы работы по организации культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.3. Современное состояние организации досуга детей и подростков.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Культура и досуг детей и подростков.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)

- от простых форм деятельности к более сложным;

- от пассивного отдыха - к активному;

- от удовлетворения - к более глубоким социальным и культурным стремлениям;

- от физических форм рекреации - к духовным наслаждениям;

- от пассивного усвоения культурных ценностей - к творчеству.

      Проведенный анализ научно-педагогической литературы позволяет выделить виды деятельности, обеспечивающие эффективность работы с детьми в сфере свободного времени. Опираясь на широкий спектр взглядов отечественных и зарубежных исследователей на содержание досуга и структуру деятельности в нём, на глубокий и длительный анализ существующих в структуре содержания свободного времени видов деятельности, которые имеют своё специфическое и конкретное наполнение, целесообразно выделить следующие виды деятельности:

- образовательная;

- культурно - досуговая;

- трудовая;

- спортивно - рекреативная;

- научно - исследовательская;

- коммуникативная;

- игровая.

Следует отметить, что большинство зарубежных и отечественных учёных в

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.

Жарков А.Д. «Технология культурно-досуговой деятельности» А.Д. Жарков – М

 

структуре деятельности каждого индивида выделяют 4 основных вида: учёба,

труд, игра, общение.

     Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

      Самый простой вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

      Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает состояние покоя. Это может быть: просмотр газет,  настольная игра,  непринужденная беседа,  обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И, тем не менее, такой отдых - неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

      Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят:  спорт,

физкультура, физические и психические упражнения,  туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров,  музеев, чтение, прослушивание музыки, приятельское общение.  

      Исследователи  выделяют  три  основные   функции   активного   отдыха: восстановление, развитие и  гармонизация.  Первая  обеспечивает  человеку

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.

Жарков А.Д. «Технология культурно-досуговой деятельности» А.Д. Жарков – М

 

физиологическую  норму  здоровья  и  высокую  работоспособность,  вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию  души  и  тела.  В общем,  многие  стороны  личности  могут  быть  развиты  и  усовершенствованы активным отдыхом, если инвалид обладает хорошо  развитым  умением  отдыхать.

      Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. В культурной деятельности досуга также был проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А. Стрельцова, который считает «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы», конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но есть и свои различия.

       Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным. В процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

      С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают ребенка и подростка к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.

Жарков А.Д. «Технология культурно-досуговой деятельности» А.Д. Жарков – М

Ю.А. Стрельцов Исследования

чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

    Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

      Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себя: занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество).

     Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство. Конечно досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая  в  качестве  надежного  средства,  раскрытия  таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.

Жарков А.Д. «Технология культурно-досуговой деятельности» А.Д. Жарков – М

      Следовательно, познавательная деятельность имеет два основных направления: познание, как усвоение уже имеющихся, накопленных человечеством знаний, и открытие новых явлений, закономерностей, особенностей в культуре, науке, жизни.

      Общение, как особый вид деятельности. Общение ради совместных согласованных действий подростков возникает не только в производственно - экономической, но и в сфере деятельности досуга. Все многообразие форм общения детей и подростков в условиях деятельности досуга можно классифицировать по следующим основным признакам:

- по содержанию (познавательные, развлекательные, информационные);

- по времени (кратковременные, периодические, систематические);

- по характеру (пассивные, активные);

- по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

      Важнейшую роль играет организация отдыха. Ведь организовать коллективный отдых - это означает, каждого человека включить в общую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других людей. И эффективность этого процесса во многом будет зависеть от участия в нем самих людей, их умения отдыхать.

      Отдых позволяет определить место и роль отдельного ребёнка в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении.

    Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.

Жарков А.Д. «Технология культурно-досуговой деятельности» А.Д. Жарков – М

 

     2. Организация культурно–досуговой деятельности детей и подростков.

      2.1. Учреждения и организации культурно–досуговой деятельности для детей и подростков.

      Российская Федерация располагает большим количеством институтов, создающих условия для социально-культурной деятельности (музей, библиотека, клуб и т.д.). Все действующие в России культурно-досуговые учреждения подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками:

- библиотеки подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабом деятельности,

- центры, с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр,    - социально-культурные комплексы, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.),

- учреждения лекционной пропаганды (лекторий, планетарий),

- выставки и выставочные залы,

- учреждения для детей и подростков (Дома детского творчества, Центры эстетического воспитания и др.).

      Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры: интернет-салоны, интернет-клубы. За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе культурно-досуговых учреждений.

      Особое значение имеет творческая деятельность работников учреждений и предприятий: Дома культуры, клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг, от их умения увлечь. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство

Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. - М., 1996.№ 7. - С. 10- 13.

Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. - М.: НИИ культуры, 1987. - С. 31-33.

 

приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

      В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные, социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана. Деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей детей и подростков.

      Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности детей и подростков качественную определенность, значимость. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит предназначение учреждения культуры, как социально-культурного института, основная функция которого заключается в организованном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач.

     К  таким  реально  действующим,  динамично  развивающимся   социально-культурным институтам относятся современные культурно-досуговые центры.  Они являются важным звеном клубной  структуры.  Идея  их  создания  возникла  не случайно. Реальные процессы развития интересов и устремлений людей  в  сфере свободного времени  требуют  нового 

Информация о работе Культура и досуг детей и подростков