Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа
Социально - культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.д. Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Введение
Глава 1. Культура досуга детей и подростков.
1.1. Культура досуга.
1.2. Досуг в системе социализации детей и подростков
1.3. Виды культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
Глава 2. Организация культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.1. Учреждения и организации культурно – досуговой деятельности для детей и подростков.
2.2. Основные направления и формы работы по организации культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.3. Современное состояние организации досуга детей и подростков.
Заключение
Список литературы
39
Содержание
Введение
Глава 1. Культура досуга детей и подростков.
1.1. Культура досуга.
1.2. Досуг в системе социализации детей и подростков
1.3. Виды культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
Глава 2. Организация культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.1. Учреждения и организации культурно – досуговой деятельности для детей и подростков.
2.2. Основные направления и формы работы по организации культурно – досуговой деятельности детей и подростков.
2.3. Современное состояние организации досуга детей и подростков.
Заключение
Список литературы
Введение.
Социально - культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.д. Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Существует четыре функции социально-культурной деятельности:
- развивающая;
- информационно-
- культурно-творческая;
- рекреативно-оздоровительная.
Деятельность культурно-досуговых учреждений в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В нём чётко определены понятия «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а так же основные права граждан в области культурной деятельности.
В настоящее время социально-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, подростков, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136 с.
Закон Российской Федерации « О Культуре» - 1992 год
и деятельность современных культурно-досуговых центров. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного повышения культурного и духовного уровня подрастающего поколения. Основная задача Домов культуры как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга детей и подростков.
Свободное время является одним из важных средств формирования личности ребёнка и подростка. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени детьми и подростками является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности ребёнка, молодого человека или социальной группы. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает детей и подростков добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части детей и подростков социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции (восстановление, восполнение) и личностной самореализации. Однако все эти преимущества сферы досуговой деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни детей и подростков. Практика показывает, что наиболее привлекательными формами досуга для детей и подростков являются
Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136 с.
музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые
центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы детей и подростков, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.
В моей курсовой работе объектом исследования является детский и подростковый досуг. Предмет исследования - социализация детей и подростков в культурно-досуговой сфере. Цель курсовой работы - изучить значимость социально-культурного досуга как средства социализации детей и подростков и раскрыть особенности его функционирования в различных областях жизнедеятельности.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга детей и подростков.
2. Доказать эффективность организованного досуга как одной из составляющих процесса социализации.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга детей и подростков.
С точки зрения отдельного человека и культуры в целом значение занятий на досуге чрезвычайно велико, ибо они включают каждого в систему культурных ценностей, помогают их освоению, служат целям гармоничного развития личности. Однако досуг не следует заполнять чем-то случайным, в нем всегда должна просматриваться цель. Удовлетворение одной
Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136 с.
порождает другую потребность, поэтому изменения в сфере досуга должны быть направлены на переход от простых к всё более сложным потребностям: от физических – к духовным, от индивидуальных – к общественным, от пассивности – к активному творчеству.
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136 с.
Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.
1. Культура досуга детей и подростков.
1.1. Культура досуга.
Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана и с творчеством человека, и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением, и его повседневной жизнью.
Распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:
- жизненные ценности - обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры;
- нормы поведения - отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях;
- артефакты (материальные произведения) - обычно являются производными от первых двух составляющих.
С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят
Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.
культуры детского и подросткового досуга.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие ребенка или подростка, его удовлетворенность своим свободным временем.
К специфическим чертам детского и подросткового периода относится преобладание у них поисковой, творческо-экспериментальной активности. Дети и подростки склонны к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособливаются к деятельности однообразной, специализированной. Интерес к игровой деятельности у детей и подростков носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерных играх; спортивных состязаниях. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающийся мир, в который дети и подростки погружаются безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на детей и подростков. Этот мир обеспечивает детям и подросткам прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности дети и подростки уходят в игру, перемещаясь в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения, детских и подростковых культурно-досуговых мероприятий, свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у детей и подростков стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.
К другим особенностям детского и подросткового досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга детей и подростков.
Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.
Подавляющее большинство детей и подростков предпочитают проводить
свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, дети и подростки охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность детей и подростков точно подметил и описал И.В. Бестужев - Лада: «… для подростков «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации ребенка и молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности досуга, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела - при всем этом дети и подростки упрямо «сбиваются» в компании сверстников. Значит, общение в детской и подростковой компании - это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически». Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью детей и подростков в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:
- необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;
- источник творческого преобразования индивида в личность;
- форму передачи знаний и социального опыта;
- исходный пункт самосознания личности;
- регулятор поведения людей в обществе;
- самостоятельный вид деятельности.
Примечательной особенностью досуговой деятельности детей и подростков стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально - психологического склада. Общение детей и подростков в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего,
Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984 г.
Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. - 32 с.
следующие ее потребности:
- в эмоциональном контакте,
- в сопереживании;